nanocentr kazan (1).jpg
Для посетителей провели экскурсию по наноцентру ОАО «Роснано»

«ПАРАДИГМА «ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ» В НАНООТРАСЛИ НЕ РАБОТАЕТ»

Попасть на экскурсию по наноцентру ОАО «Роснано», открытому в прошлом году в технопарке «Идея», оказалось непросто. Перед тем, как пустить всю эту компанию в «святая святых», начальник пресс-службы технопарка «Идея» Евгений Маликов убедительно попросил гостей «не шаркать черной подошвой по нашему полу, он у нас особенный». Действительно, пол в наноцентре выглядел необычно, словно натяжной потолок – гладкий и глянцевый. По такому шаркать ботинками, да еще и с черной подошвой, – ну, чистое кощунство.

Подогревая интерес, гендиректор ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» Сергей Юшко предварил доступ к первой комнате с «наноначинкой» небольшим спичем: «Зачем нам нанотехнологический центр в принципе? – риторически обратился к публике Юшко. - Бизнесы, которые создаются на территории технопарка, имеют определенную форму. Да, они самые хорошие, у них порой есть такой партнер, как «Газпром»… Но у них есть определенный потолок развития. Потому что в основе этих бизнесов не лежат суперсовременные технологии. Эти технологии получить из-за рубежа практически невозможно, их надо создавать самим».

Как пояснил Юшко, парадигма «догнать и перегнать» в наноотрасли не работает, поэтому в Татарстане пошли путем Израиля: купили «нормальное оборудование», подготовили или нашли готовых (проблема именно не в оборудовании, а в людях, способных на нем работать, а это уже «штучный товар») специалистов «и направили в реальный сектор экономики». «Оборудование наноцентра находится с непосредственной близости с нашими малыми компаниями: они заказывают здесь какие-либо разработки, делают на этой основе нанотехнологический бизнес. Он позволяет зарабатывать больше денег», - заверил Юшко. По его словам, оборудование ориентировано на нефтехимию и нефтпереработку, фармацевтику, программу «Чистая вода», и отчасти (в плане новых конструкций и материалов) – на строительство.

«Казанский нанотехнологический центр – это два хозяйствующих субъекта по концепции «Роснано», - пояснил Юшко. - Это ЗАО «ТП «Идея», где «Роснано» является акционером (территория и оборудованиеавт.), и Центр трансфера технологий (акционер - тоже «Роснано») - резидент «Идеи», который занимается бизнесом на этом оборудовании». Гендиректор также пояснил, что Центру трансфера технологий принадлежат и часть прав на интеллектуальную собственность, создаваемую в стенах наноцентра.

Участникам экскурсии показали несколько помещений - кабинетов, оснащенных, как было заявлено, самым современным оборудованием, на котором могут работать всего пара-тройка человек в России. Оборудование, в основном, либо японского, либо немецкого производства, на вид весьма эргономичное. А гладкий белый пол, как и сложная система вентиляции, сделаны неспроста: «Пол - антистатический, и 28 контуров только вентиляции, отдельная канализация и тому подобное».

nanocentr kazan yushko zdunov.jpg
По словам гендиректора технопарка «Идея» Сергея Юшко, оборот с площадок с производством услуг и продуктов, выполненных с применением нанотехнологий, сейчас составляет 6,9 млрд. рублей

Как следовало из комментариев, которыми сопровождал экскурсию гендиректор ТП «Идея», здесь все-таки проводятся по большей части фундаментальные исследования, хотя и прикладные по конкретному заказу бизнеса тоже практикуются.

«Инициаторами этих разработок являются малые нанокомпании, - подчеркнул Юшко и сообщил, что с прошлого года все площадки начали отчитываться по объемам нанотехнологических услуг и продуктов, выполненных с применением нанотехнологий. - По данным Татарстанстата, оборот с этой площадки сейчас составляет 6,9 миллиардов рублей, в том числе, 2,1 миллиарда – это нанотехнологическая продукция». Однако гендиректор ТП «Идея» отметил, что объем потребления и объем выпуска с «нано» примерно одинаковы. «Это значит, что пока добавочная стоимость выпускаемой здесь нанопродукции невелика. Потому что мы хорошо используем зарубежные технологии, но не свои собственные. Когда мы будем использовать собственные технологии, тогда и маржа предприятий вырастет», - считает Юшко.

«ГОСУДАРСТВО ПРИЛАГАЕТ ГИГАНТСКИЕ УСИЛИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЭТОГО НА РЫНОК, А ПОТОМ УДИВЛЯЕТСЯ, ЧТО ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО…»

Особое внимание Юшко периодически уделял взаимодействию с вузами, которым отдал должное, но не избаловал похвалой в части эффективности развития нанонаправления.

«Оборудование, которое закупалось для наноцентра, шло по принципу неповторяемости с нашими вузами. Если каждый купил свой микроскоп и сидит в углу – это неинтересно», - считает Юшко. Вместе с тем, он отметил, что наноцентр работает «в смычке с КФУ и КНИТУ».

«Проблема наших учебных заведений в том, что они, закупив оборудование, не всегда могут его настроить. То есть оно включается, лампочки моргают, программа из библиотек подкачивается, но не работает оно, потому что нет условий. Вот в наноцентре условия – созданы», - констатировал гендиректор ТП «Идея». Кроме технических условий, другой важнейшей проблемой вузов на пути к «нано», по мнению Юшко, стало отсутствие ученых, которые способны на таком оборудовании работать. Но именно те редкие кадры, которых удалось привлечь, являются залогом успеха, не только научного, но и коммерческого.

nanocentr kazan rafinat yarullin.jpg
Рафинат Яруллин запускает робота для перерезания красной ленточки

«Наличие этих людей, первые эксперименты, которые будут опубликованы в научных статьях, позволят сюда привезти крупных игроков. Без этого будут все смотреть на наноцентр, как на детский сад, который что-то тут развивает: оборудование купили там, ребятам деньги дали - не украли, уже интересно, надо же, запустилось у них оборудование!» - сыронизировал Юшко и подчеркнул, что вопросы коммерциализации разработок являются приоритетными в работе наноцентра. Однако гендиректор ТП «Идеи» убежден, что здесь нужно плясать не от вуза, «в котором что-то нам родилось, а потом государство прилагает гигантские усилия по продвижению этого на рынок и удивляется, когда это никому не нужно», а от рынка, когда наукой решается прикладная задача для бизнеса, снимающая конкретную проблему.

Забегая вперед, отметим, что проблемы эффективности наноразработок вузов коснулся и гендиректор ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг» (один из акционеров технопарка) Рафинат Яруллин. «Поймите – какой-то компонет в вуз привезти порой целая проблема! Когда наука развивается на предприятиях, это хорошо», - сказал в ходе последовавшего круглого стола Рафинат Саматович, вместе с тем отметив, что «яблоки не всегда падают на благополучные головы».

ДЕТЯМ ДАДУТ ВСЕ ПОРЕЗАТЬ В 3D

После экскурсии по лабораториям в технопарке состоялось открытие центра молодежного инновационного творчества. По словам Юшко, в ближайшее время в Татарстане будут открыты 10 таких центров, два из которых – в Казани. Если один из них расположился в технопарке «Идея», то второй – в гимназии №19. Остальные 8 откроются в Зеленодольске, Чистополе, Лениногорске, Бугульме, Набережных Челнах, в Дрожжаном и Богатых Сабах.

Напомним, что еще в мае прошлого года министерство экономического развития (МЭР) РФ в сотрудничестве с ассоциацией инвестиционных регионов России (АИРР) объявило конкурс для субъектов малого бизнеса на организацию Центров молодежного инновационного творчества. Общая стоимость программы составила 350 млн. рублей. Республика Татарстан стала одним из 13 регионов-победителей конкурса МЭР РФ, минэкономики РТ – его оператором. И в конце прошлого года, на основании решений экспертного совета оператора программы, 10 заявителей из вышеуказанных городов и районов РТ получили право на гранты в размере 3,8 млн. рублей на создание ЦМИТ.

nanocentr kazan gozman.jpg
Леонид Гозман: "Инновации – это, прежде всего, люди, это личные взаимоотношения".

Символическую красную ленточку открытия ЦМИТ перерезал не чиновник, а робот, собранный руками воспитанников «Лего-центра», на базе которго открывался ЦМИТ. Шустрого робота касанием пальца запустил Яруллин. Как пояснил Маликов, робот был запрограммирован под отпечаток пальца Яруллина – последний выглядел не менее удивленным этим фактом, чем все остальные присутствующие, но, тем не менее робота «оживил».

Гостей здесь встречали дети с пластмассовыми скорпионами в руках. Пластины из оргстекла, из которых были сделаны эти игрушки, нарезались тут же, на приборе лазерной резки. «Это делается для того, чтобы дети могли своими руками производить что-то современное, вплоть до самого оборудования. Здесь есть 3D-принтер, который можно сделать на одном из станков, а потом собрать самому. И он будет делать те игрушки, которых раньше не было, - пояснил Юшко. ЦМИТ «Идея» смело можно назвать центром детского творчества нового поколения. Он оснащен современным универсальным оборудованием по прототипированию, на котором могут одновременно работать от 10 до 15 человек. Ребятишкам разрешают использовать лазерные граверы, 3D-сканеры, фрезерные машины и 3D-принтеры, позволяющие получить макеты деталей любой сложности в объеме. Заниматься на этих приборах дети смогут бесплатно. Однако кроме детей тут может трудиться, по сути, любой желающий. По словам Николая Насонова, технического директора технопарка «Идея», любой студент может заплатить за время пользования приборами и создать здесь любую деталь своего курсового или дипломного проекта.

«…ПОТРАТИЛИ МНОГО УСИЛИЙ, ЧТОБЫ ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ГОСКОРПОРАЦИЕЙ»

После экскурсии в продолжение темы состоялся круглый стол под всеобъемлющим названием «Школа успеха». Однако речь на нем шла не столько о новом поколении, со школьной скамьи изучающем наноспецифику, сколько о госполитике в наноотрасли в целом и о «тонких местах» для бизнеса. Впрочем, участники, среди которых были представители «Роснано» Леонид Гозман и Сергей Калюжный, а также ректор КНИТУ Герман Дьяконов, замминистра экономики РТ Артем Здунов и представители нанобизнеса, хотя и не резали «правду-матку» в части работы в наноотрасли, постарались затронуть насущные аспекты здешних правил игры. Динамику обсуждению задал Юшко.

Одним из вопросов, волновавших представителей бизнеса (главным образом, малого и среднего), было инвестиционное и организационное взаимодействие с ОАО «Роснано». Как признал Гозман, народ нервно реагирует на это название, ожидая, «когда же они провалятся». Гозман постарался развеять опасения в части государственной «закостенелости» и неповоротливости «Роснано» во взаимоотношениях с бизнесом. «Роснано потратило много усилий, чтобы перестать быть госкорпорацией – для института развития это неэффективно», - отметил Гозман. По его словам, наглядное свидетельство «окупаемости» компании - тот факт, что «Роснано» привлекло 491, 7 млрд. рублей частных денег. «С государством, надо признать, можно договориться, а с бизнесом – нет, он тебе глотку за свои деньги перегрызет!» - поделился наболевшим Гозман и отметил, что инновации – это, прежде всего, люди, «это личные взаимоотношения».

nanocentr kazan (3).jpg
В ЦМИТ «Идея» дети могут использовать лазерные граверы, 3D-сканеры, фрезерные машины и 3D-принтеры

В рамках круглого стола высказывались и предприниматели, задействованные в наносфере, в частности, гендиректор казанской компании ООО «ГКС» (как подчеркнул Юшко, данная компания выросла в технопарке почти с одного человека до бизнеса с миллиардным оборотом) Айрат Сабиров и гендиректор московского ООО «ГемаКор» Игорь Пивоваров. Отвечая на вопрос о причинах успеха, Сабиров был лаконичен, отметив, что «нашлись люди, поверившие в нашу разработку, и что «в нашей идее на тот момент была большая потребность». Пивоваров затронул аспект инвестиционного участия «Роснано» в бизнесе, претендующем на такого рода инвестиции. Во главе угла стоял вопрос самостоятельности владения бизнесом прежним собственником, однако Пивоваров сравнил ситуацию со вступлением в брачные узы: «Это всегда определенные ограничения, но также и новые возможности». Вместе с тем, предприниматель отметил, что им не пришлось идти на какие-либо «неприемлемые условия», более того, один из принципиальных невыгодных им пунктов в соглашении удалось убрать.

Вместе с тем, Пивоваров отметил, что к вмешательству инвестора в бизнес по мере роста последнего нужно быть психологически готовым. «Хорошо, если есть с кем поговорить…» - отметил московский предприниматель.