ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ МОГЛА ПОЛУЧИТЬСЯ, НО ЕЕ РАЗРУШИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМИ «БОМБЕЖКАМИ» КРЕМЛЯ

- Леонид Яковлевич, какова ваша оценка оппозиционного движения в России на сегодняшний день, оппозиционных партий?

- В России, к сожалению, пока нет политических партий. Вообще нет. "Единая Россия" партией не является по определению – это профсоюз правящей бюрократии. Коммунистическая партия Российской Федерации, к сожалению, является некой фальсификацией, вот как фальшивое лекарство. Я не придерживаюсь коммунистических взглядов – наоборот, резко антикоммунистических. Я антикоммунист. Но, тем не менее как гражданин с каким-то количеством мозгов в голове, я считаю, что стране очень нужна левая партия, настоящая левая партия. Я полагаю, что Геннадий Андреевич Зюганов и его товарищи по партии, на самом деле, делают все, чтобы ее не было. И ее нет. Как сказал мне один человек: я коммунист, и именно поэтому не имею никакого отношения к КПРФ. Либеральная партия могла получиться, но ее разрушили целенаправленными «бомбежками» Кремля. К сожалению, наша партия – Союз правых сил - не выдержала этих «бомбежек». Так что на сегодняшний день, как мне кажется, партий в России нет. Не считать же партиями ЛДПР Жирика и «Справедливую Россию», при всем уважении к некоторым людям в ней.

Так что партий в нашей стране не существует как таковых. Есть попытки их создать. Мне кажется, надеюсь, что будет создана левая центристская партия рано или поздно. Надеюсь, что будет создана рано или поздно либеральная партия. Но эффективная, побеждающая, набирающая процентов 30 голосов, как она должна набирать, либеральная партия вряд ли получится на базе чего-то сегодня существующего. Думаю, это должна быть новая структура, возможно, с новыми людьми. С помощью старых людей, естественно, но все-таки доминирующую роль должны играть какие-то другие люди. Надеюсь, рано или поздно это получится, но пока ситуация хреновая.

print_520664_449832.jpg
 

ОНИ СДАЮТ ТО ДЕПУТАТА, ТО МИНИСТРА

- Есть ли шанс, что акция оппозиции 5 - 6 мая, приуроченная к годовщине «болотных» арестов, будет многотысячной, переплюнет декабрь 2011 года?

- Вы знаете, это ведь зависит от того, какую очередную глупость сделает власть. Если вы помните, на шествие против закона подлецов вышло очень много народу, хотя никто его заранее не готовил. Просто потому, что закон Димы Яковлева, или закон подлецов, действительно, нормальных людей достал. Большей мерзости, чем вся эта грязная демагогия, спекуляция на несчастных детях, трудно себе представить. Поэтому очень много будет зависеть от действий власти – созовет она митинг или нет. Шествие против закона подлецов было созвано властью. Это власть сделала, не оппозиция Может, власть опять созовет митинг. А если власть ничего такого не сделает… Ну, какое-то количество людей выйдет, достаточно большое…

- Несмотря на то, что «болотные» протесты почти заглохли?

- Я не согласен, что «болотное», или белоленточное, движение, оно сдулось. Я считаю, что оно очень многого добилось. Оно совершенно изменило атмосферу в стране. Политические противники тех, кто выходил на Болотную площадь, - я тоже там был, естественно, - они сейчас вынуждены обороняться. Они обороняются разными способами, иногда агрессивными, приглашая людей типа Кургиняна, иногда пассивными. Они должны сдавать позиции, и они сдают то депутата, то министра… Атмосфера абсолютно изменилась. То, что меняется форма, что не 100 тысяч будет, а 50, ну и что? На самом деле, это совершенно неважно. Движение продолжает развиваться. И надо понять, что вернуть ситуацию назад, в положение до 10 декабря 2011 года, до первого митинга, невозможно. И вы можете сколько угодно собирать опросы общественного мнения, собирать митинги на Поклонной горе в поддержку начальства, - понятно, что городской образованный класс или тот самый средний класс, который на самом деле появился в нашей стране, он назад не вернется. Вопрос в том, что будет дальше? Если власть будет вести себя тупо…

ЕСЛИ ИДТИ ВТУПУЮ, ЕСЛИ ПЫТАТЬСЯ ИСКАТЬ ВРАГОВ, МОЖНО ДОИГРАТЬСЯ ДО ЧЕРТ ТЕ ЧЕГО

- …то будет революция?

- Типун вам на язык! Не хотелось бы. Мне кажется, что лимит революционных изменений в 20-м столетии мы исчерпали вот так! Просто больше не надо! В первой гражданской войне 1917 - 1921 годов мы положили 10 миллионов человек. Это надо понимать – 10 миллионов. Шашками, тачанками, без оружия массового поражения, максимум пулеметом «Максим»… Поэтому лучше, чтобы подобного не было. С другой стороны, очень многое зависит, к сожалению, от действующей власти, от того, как она себя ведет. Готова ли она идти на какие-то уступки, какие-то переговоры, модификацию, модернизацию… Это не обязательно сопряжено с потерей лица, это можно сделать по-разному. Последний наш государь Николай Александрович Романов, как мне кажется, имел возможность предотвратить катастрофу. Но оказался не на высоте тех задач, которые возлагала на него его должность, - император, самодержец. И его слабость, его ошибки во многом предопределили трагедию не только его личную, но и десятков миллионов людей. Да и трагедию всего человечества, на самом деле. Неизвестно, был ли бы Гитлер без Сталина, был ли бы германский фашизм в том виде, в котором он был, была ли бы вторая мировая война… Была бы другая история у человечества.

То же самое – нынешняя наша власть. Если идти втупую, если пытаться искать, как ищут, к сожалению, разнообразных врагов, можно доиграться до черт те чего. Но давайте верить в разум…

Я ЗНАЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СНЯЛИ МИГАЛКИ СО СВОИХ МАШИН

- Скажите, последние коррупционные скандалы, от которых трясет Россию, - это все-таки следствие Болотной или внутривластные разборки?

- Думаю, это все вместе. Не бывает же явления в реальной жизни, которое имеет только одну причину. Думаю, главная причина в том, что система не может функционировать так, как она функционировала раньше. Ну, не получается. Она теряет управляемость. Но и общественное мнение само по себе, оно тоже влияет. Я обратил внимание, что машины с мигалками в Москве стали вести себя значительно более пристойно. Ситуаций, чтобы такая машина ехала в левом ряду и гудела, крякала, чтобы ты ее пропустил, - такого практически не бывает. Они, конечно, выезжают на нейтралку, они могут выехать на встречку, проехать на красный свет, если никого нет, они превышают скорость, но они не так хамят, как хамили раньше. Вот вам факт. Я знаю людей, которые сняли мигалки со своих машин, просто потому, что боятся агрессии со стороны граждан. Граждане могут и бутылку кинуть, не обязательно пластиковую. Ну а то, что, когда идет машина с мигалкой, дело чести ее не пропустить, - это спорт, в котором развлекаются все абсолютно, в том числе и я. Я с большим удовольствием не пропускаю машину с мигалкой, а пропускаю «скорую помощь», милицию, пожарных, службы спасения. Так что жизнь меняется. Я знаю губернаторов, которые не используют ни мигалку, ни охрану в своих городах. Я не знаю, как господин Минниханов передвигается…

- Ну, когда по Оренбургскому тракту, вроде, с мигалкой…

- Это все зависит от размера региона, от ситуации социальной… Я никого не осуждаю. Мне один губернатор говорил:  пусть без мигалки я еду на пять минут дольше, зато меня меньше ненавидят. А если я надеваю «ведро», то понимаю, что я еду, а все меня проклинают. Нафиг мне это нужно…

- Как вы сказали – атмосфера изменилась…

- Да. И это результат Болотной площади и белых ленточек.

ДОЛЖНО ПРИМЕНЯТЬСЯ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ ВЫБОРОВ

- Если в России все-таки появится новый президент, какие бы вы ему посоветовали выпустить первые три указа?

- Я не уверен, что проблемы можно решить тремя указами. Но есть несколько линий. Одна – это профессиональная армия. Нынешняя рабовладельческо-феодальная армия – она не годится, с моей точки зрения. При всем уважении к офицерам, которые в ней служат, а там есть прекрасные люди, героические… Тем не менее структура армии неправильная. Может быть, нужен указ о постепенном переходе к контрактной армии. Дальше – это, конечно, полиция, правоохранительные органы. Дальше – запрет на цензуру, реальный запрет, с санкциями, с уголовным наказанием за цензуру в СМИ.  

- Мы – "за"!

- И должно быть уголовное наказание за фальсификацию выборов.

- Вообще-то оно прописано в законодательстве…

- Но оно должно применяться. Люди, которые фальсифицируют выборы, являются государственными преступниками. Это государственное преступление – захват власти. Государственный переворот.

О коррупции отдельно говорить не надо, коррупция снижается только в открытом обществе. Единственный способ реальной, долговременной борьбы с коррупцией – демократия. Конечно, можно иначе, когда есть политическая воля первого лица в авторитарном государстве.

- Сингапур…

- Сингапур, который столь популярен у руководства Татарстана. Но я не уверен, что в вашей республике удалось добиться таких же замечательных результатов по борьбе с коррупцией, как в Сингапуре. К тому же система, которая базируется на воле, идеалах одного человека, она неустойчива. Она опасна.

Естественно, должны быть и какие-то вещи, связанные с декларированием чиновниками своих доходов и расходов. Но здесь тоже не надо делать глупостей. Например, запрет на счета за рубежом, на собственность за рубежом, который сейчас вводится по распоряжению президента Путина, меня несколько удивляет. Я не очень это понимаю. Допустим, я чиновник, и на свои законные доходы хочу купить недвижимость в Болгарии. И что? Я не могу этого сделать? Почему я не могу распорядиться своими деньгами? Почему такое поражение в правах? Если я эти деньги заработал, а не украл… Это поражение в правах как раз выгодно коррупционерам, у которых все деньги черные, и скрыты, записаны на племянников, на номерных счетах… И не выгодно тем, безусловно, существующим среди нашего чиновничества, честным, нормальным людям, которые декларировали свои доходы, свои расходы, свою недвижимость. Сейчас они попадают под удар. Это неправильно. Прохиндей, который говорит, что у него в кармане вошь на аркане и больше ничего нет, а на самом деле владеет дворцами, он оказывается в лучшем положении, чем честный человек, который честно продекларировал: я был в бизнесе, заработал деньги и купил на них виллу в Швейцарии. Ну, купил, хорошо, молодец, – кому это мешает? Борьбу с коррупцией нельзя превращать в борьбу с чиновниками. Бороться надо с преступниками, а не с брюнетами, чиновниками и так далее…

Леонид Гозман - директор по развитию сотрудничества фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано».

Родился в Ленинграде 13 июля 1950 года.

В 1976 окончил факультет психологии МГУ. Кандидат психологических наук. С 1976 года преподает в МГУ. В 1992 году познакомился с Егором Гайдаром и был его советником. С 1993 года участвовал в движении «Выбор России». В 1994 году вступил в партию «Демократический выбор России». В 1993 году работал в Дикинсон колледже (Карлайл, Пенсильвания, США) и Международном центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. В 1995 году участвовал в выборах в Госдуму от блока «Демократический выбор России — Объединенные демократы». С августа 1996 года по март 1998 года — советник руководителя администрации президента, затем первого заместителя председателя правительства РФ Анатолия Чубайса. С 1999 года — советник председателя правления РАО ЕЭС России Чубайса. С августа 1999 — в штабе избирательного блока «Союз правых сил». С 2000 — член правления РАО ЕЭС России.

Бывший сопредседатель партии «Правое дело» (с 2008 по июнь 2011 года). Был одним из членов федерального политического совета (ФПС) партии «Союз Правых Сил» (с 2001 года), с 2004 года - секретарь по идеологии, с 2005 года — зампредседателя ФПС, с 26 сентября 2008 года был исполняющим обязанности председателя федерального политсовета СПС. Ранее, с 1993 года - секретарь федерального политсовета партии «Демократический выбор России», с 1999 по 2008 год — член правления, полномочный представитель по работе с органами власти и общественными организациями ОАО «РАО ЕЭС России».

26 - 28 февраля находился в Казани в связи с проведением программы «Роснано. Приблизим будущее».