Сергей Когогин хирургически урезал камазовскому менеджменту зарплату сразу вчетверо! В 2009 году практически вся переменная часть их заработка – премии и бонусы - выплачиваться не будет. Об этом публично сообщил на днях мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков – кстати, сам в прошлом камазовский финансист. Что на это сказать? Миллионные зарплаты (в год) на фоне обвального падения производства не только не адекватны ситуации, но и чреваты социальным взрывом среди коллектива. Руководство автозавода, наконец, стало понимать, что пора спускать свое окружение с небес на землю.
НЕ НРАВИТСЯ? ИЩИ, ГДЕ ЗАПЛАТЯТ БОЛЬШЕ!
Громкое заявление Ильдара Халикова на самом КАМАЗе полностью подтверждают.
"Заработная плата наших менеджеров состоит из нескольких частей, и у кого-то она, действительно, снизилась на большой процент, у кого-то нет. Зависит от того, какую работу выполнял человек, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Наиль Нагуманов, руководитель отдела по связям с общественностью КАМАЗа. - В любом случае ни один менеджер уже не получает зарплату в том же размере. Не нравится? Ищи, где заплатят больше!"
По словам Нагуманова, на заводе всегда был силен корпоративный дух, поэтому, когда начались проблемы, никто не протестовал и не настаивал на получении сверхдоходов.
"Конечно, никому не нравится снижение зарплат, но все люди разумные, о чем речь, когда простые рабочие на конвейере получают 3-6 тысяч? Сейчас нужно жить по средствам и все это прекрасно понимают", - объясняет Нагуманов.
СКОЛЬКО ПОТЕРЯЮТ ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ
Доходы руководства КАМАЗа становятся очень обсуждаемой темой в кризисные моменты. В 90-е, когда камазовцы не получали зарплату месяцами, бурю возмущения в Челнах вызвали цифры в публикации одной из местных газет, сообщившей, что зарплата Николая Беха, который в то время занимал пост гендиректора компании, составляет 50 миллионов неденоминированных рублей. Зарплата в миллион в то время считалась очень хорошей в Набережных Челнах.
Сколько зарабатывает нынешний гендиректор КАМАЗа и высшие руководители компании? Еще три года назад "Коммерсантъ", ссылаясь на источники в компании, сообщал, что зарплата замгендиректора составляла около 200 тысяч рублей в месяц. Но с тех пор КАМАЗ совершил мощный рывок, увеличив продажи автомобилей и запчастей. И зарплаты подросли.
О них можно судить по сведениям, которые предоставил избирательной комиссии замгендиректора КАМАЗа 36-летний Кирилл Пузырьков, который зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Госсовета РТ по Автозаводскому округу. Пузырьков заявил о годовом доходе в 3,12 млн. рублей. Получается, что ежемесячно топ-менеджер на уровне замгенерального получает около 260 тысяч. Если зарплата урезается в четыре раза, то прежний образ жизни, конечно, вести не удастся, но 65 тысяч, которые останутся на жизнь – доход, о котором мечтают многие. Надо учитывать, что Пузырьков – это не какой-то любимчик на автозаводе. Спускаемся на ступеньку ниже. Аида Шарипова, также кандидат в депутаты, занимает должность начальник бюро внешнеэкономической деятельности департамента правовой работы КАМАЗа. Годовой доход – 1,82 млн. рублей. Считаем – 150 тысяч в месяц. Если даже срезать в четыре раза, все равно выходит 37 тысяч – разве плохо для клерка?
Сам же Сергей Когогин, учитывая уровень его ответственности и масштаб предприятия, очевидно, имеет зарплату, сопоставимую с вознаграждением, которое получают руководители других татарстанских "крупняков" - например, гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов заявил в своей декларации о доходе в 23 млн. рублей. По докризисному курсу рубля это миллион долларов. Если такую зарплату срезать в четыре раза, останется 250 тысяч долларов в год или около 20 тысяч в месяц. Жить и – главное! – работать можно!
По большому счету, инициатива Когогина по ограничению зарплат не нова. Среди управленцев в сфере автопрома широко известен ставший хрестоматийным пример, когда в конце 70-х годов прошлого столетия глава американского "Крайслера" Ли Якокка установил себе зарплату 1 доллар в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации каждому сотруднику придется пойти на определенные жертвы. В итоге "Крайслер" был спасен благодаря модели "K-Car", созданной по инициативе и при непосредственном участии Якокки. Но при этом речь не шла о мировом кризисе, а лишь о проблемах на конкретном предприятии. Логично было бы, если бы Когогин (явно не бедный человек) установил себе аналогичную зарплату. Например, в 1 рубль. Вот тогда страна и Челны поверили бы в завод…
НИЧЕГО СТРАШНОГО – НА ЭТИ ДЕНЬГИ МОЖНО ЖИТЬ
Кстати, некоторые татарстанские компании скорректировали зарплату своих топов еще в самом начале кризиса. Например, так поступили в группе компаний "Контр".
"Недавно мы так же поставили зарплату менеджеров высшего звена в зависимость от их вклада в доходы компании, - рассказал Ильдус Янышев, генеральный директор ГК "Контр". - Мы посчитали, что нужно выплачивать разумную зарплату работникам всех звеньев, а вот выплату бонусов лишь в том случае, если человек демонстрирует хорошие результаты. В сложившейся экономической обстановке просто не реально сохранять менеджерам прежние доходы, это их развращает, поэтому должна быть прямая привязка зарплаты к продуктивности. И если в условиях кризиса какое-то из подразделений, или конкретный человек показывает большой успех, который отразится на доходе компании, тогда он должен получить больше других. Остальные останутся на голом окладе. Нельзя всех под одну гребенку. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что эта мера дала свои результаты. Она не демотивировала людей, наоборот, они стали продуктивнее работать".
В кадровых агентствах Казани решение руководства КАМАЗа прокомментировали исключительно положительно: шли у КАМАЗа дела в гору – была возможность выплачивать менеджерам повышенные зарплаты, изменилась ситуация – отвечать в первую очередь менеджерам. Правда, кадровики отмечают, что столь значительное снижение может демотивировать персонал.
"Любой сотрудник компании должен четко понимать из-за чего снижается его зарплата и к чему это приведет, - считает Надежда Борисова, директор Казанского филиала компании HeadHunter. – Если в компании происходит сокращение персонала или работа по сокращенной неделе, то вполне логично, что может быть снижение уровня дохода и у менеджмента. Смотря с какой цифры дохода происходит снижение на 2/3. Понятно, что придется пересмотреть прежний уровень жизни. На самом деле КАМАЗ в этом решении далеко не уникален. Это происходит и в других компаниях, где оптимизируют расходы, в том числе и расходы на персонал."
"Сейчас очень многие компании вынуждены снижать зарплату, хотя еще два месяца назад это был нонсенс, - говорит Наталия Хисматуллина, директор кадрового агентства "Экспресс". - Сегодня люди уже готовы к понижению зарплаты на 10-20%, поскольку это происходит повсеместно. Другое дело, что понижение на 2/3 это очень много. Это демотивирует людей. Конечно, менеджеры могут уйти, но куда? Уход вовсе не гарантирует, что на новом месте зарплата будет выше. Сейчас по сравнению с Новым годом зарплатные предложения снизились в два раза. Повышений не будет. Конечно, может и повезти, но это будет скорее редким исключением".
КАК КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ ПРИВОДИТ К РЕВОЛЮЦИЯМ
Происходящие сейчас потрясения на рынках зарплат и доходов имеют одну положительную сторону. В экономической теории и социологии давно уже оперируют такими понятиями как коэффициент Джини, кривая Лоренса и децильные коэффициенты. Все это по большему счету об одном: ученые сравнивают доходы 10% самых богатых и 10% бедных групп населения в регионе. И если они выше определенной цифры, то это индикатор того, что что-то не так в общественном организме.
Например, в развитых европейских странах децильный коэффициент колеблется в районе 6-9, в США - 10-12. В России в последние года он составлял примерно 16-20. Результат, по мнению специалистов, красноречив и уже опасен – и социальным взрывом, как было в России в начале XX века (тогда этот показатель зашкалил за 25), и социальной апатией - все больше людей ощущают себя аутсайдерами в этой жизни.
И на КАМАЗе, судя по всему, этот коэффициент в последнее время составлял примерно те же 16 единиц (если сравнивать зарплату Пузырькова и среднюю по заводу в 16 тысяч рублей – берем лето 2008 года).
До революционной ситуации оставалось, может, и долго. Но апатия, деловая пассивность, труд без самоотдачи в низовых звеньях были налицо. Так что неудивительно, что грянул кризис…
Ринат Билалов,
Елена Шапиро
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.