АНАТОМИЯ ЗРЕЛИЩА
Не секрет, из каких компонентов состоит такая сложная субстанция как театр: как говорится, вешалка, расположенная в красивом здании с брендовым фасадом, повсеместно узнаваемое название, директор, художественный руководитель, главный и очередные режиссеры, яркие, раскрученные артисты, широкий круг поклонников и постоянных зрителей, репертуар спектаклей по пьесам прославленных и любимых авторов, театральные художники и их сценографические решения, музыкальная часть для сопровождения и оформления постановок, мастерские и службы пошива костюмов, изготовления декорации, постановки звука и света, собственно спектакли как уникальный зрелищный продукт, руководящие инстанции, реальные хозяева-учредители, обеспечивающие материальными и прочими ресурсами, возрастающей дотацией, система организации гастролей и распространения билетов, работа с рекламными фирмами, телевидением, радио и прессой вообще, взаимодействие с мэтрами театрального сообщества, критиками и организаторами фестивалей и конкурсов, награды, хранящиеся в театральном музее или кабинете худрука, книги и записи кинофильмов, телеспектаклей, эксплуатация здания, транспорта, всей материальной части учреждения, устройство юбилейных, а когда надо, похоронных мероприятий, которые тоже нередко превращаются в публичные акции. И так далее…
Как видно, создание эстетического продукта требует масштабной работы и значительных финансовых затрат.
Уникальность ситуации заключается в том, что у театра «Мунча ташы» практически ничего из означенных условий (здания, государственной дотации, постоянного штата профессиональных актеров, режиссера, штатного художника, музыкальной группы, декорационно-костюмного цеха) просто нет. Есть только более миллиона обслуженных зрителей, примерно 25 видеокассет и дисков, сотни эстрадных миниатюр, сыгранных тысячи раз. Два народных артиста РТ, несколько заслуженных. И все. Но все же реальная творческая и финансово-административная деятельность, репертуар, афиша, фирменные билеты, налоги, уплаченные казне, официальное название и бренд – в наличии. Даже сайт www.muncatashi.ru и роскошная книга-альбом (автор-составитель – сатирик Ильфак Шигапов) имеется. Все, как у людей. «Мунча ташы» живет по творческим законам театрального сообщества. Хотя многие не подозревают о его существовании.
СКОЛЬКО СТОИТ ТЕАТР?
Вышеназванный перечень напоминает расходную часть бюджета классического театрального учреждения. Не секрет, что административные хлопоты и затраты намного превосходят доходы театров от продажи билетов, рекламно-коммерческой деятельности. Дотировать приходится от 10 до 90 процентов текущих расходов. Можете полюбопытствовать из открытых отчетов о процентах доходной части и заполняемости залов зрителями. Скучно не будет. Плюс можете узнать о затратах на капстроительство и ремонт, дальние и ближние социально значимые гастроли, проведение важных фестивалей и конкурсов.
Суммы огромные – от нескольких миллиардов знаменитого Большого театра в Москве до сотен миллионов главных театров и симфонического оркестра Татарстана, а также 5-6-миллионной дотации провинциальных театров республики. В РТ работают 15 профессиональных театров - русских и татарских, разных по весу и бюджету – в Казани, Челнах, Нижнекамске, Мензелинске, Альметьевске, Бугульме, Буинске и Атне. Все они имеют свое лицо и оправдывают свое назначение. Отдельные из них (театр оперы и балета им. Джалиля, Государственный симфонический оркестр), представляют лицо Татарстана, опираются на мощные ресурсы высшего руководства республики. А другие коллективы (не буду их называть) и их руководители, артисты балансируют на грани физических, эмоционально-творческих и финансовых возможностей. Мир искусства многолик, как и все природе.
Энтузиазм и жертвенность этих людей не знает границ. Без них жизнь превратилась бы в унылое бездуховное зрелище. Допускаю, что есть люди, которые обходятся без театра, тем более есть телевизор, эстрада, шоу-бизнес, интернет, DVD-диски с боевиками, эротикой и компьютерными играми. Есть еще футбол-хоккей, баскетбол, автогонки, конские скачки. Зрелищ хватает. Но будем настраиваться на то, что все они, даже ТV и кино, не могут заменить живого общения с актерами и сопереживание событиям, смоделированным на театральной сцене.
ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА ДУШИТ ВДОХНОВЕНИЕ
Короче, денег и сил на театр не жалко. Полностью отдаваться грезам и фантазиям не позволяет лишь шагреневая кожа ограниченности государственной казны, которая весьма скупо отстегивает на гуманитарные нужды.
Вот уже и здравоохранение научилось считать деньги, и аптеки выросли на каждом перекрестке, соревнуясь с пивными и сигаретными ларьками, которые сейчас загоняются в супермаркеты, отчего не теряют своей престижности.
И образование нацелилось на наши кошельки, которые отнюдь не склонны толстеть, скорее, даже наоборот. В гуманитарной сфере зреет внутреннее напряжение, которое переносится на нервную систему сограждан. Ветшают здания, стареют артисты и декорации, растут цены, казна заполняется медленнее роста затрат на гуманитарные цели.
В такой ситуации творческая личность с замыслом нового художественного произведения или зрелища, да и почти любой проект, не нацеленный на реальные доходы, вызывают у госчиновников как минимум горькую усмешку.
Ах, ваша дочь входит в образ Татьяны? Или сын играет на скрипке? Вы написали за месяц два талантливых сценария? Желаем вам большого успеха! Только ко мне не подходите! Вон холдинги и богатейшие компании в банкротство вылетают. А госучреждения культуры еле выживают!
Проекты и замыслы завтрашних гениев умирают на корню. Все по той же сермяжной причине. Даже знаменитые московские театры с раскрученными артистами-звездами редко выезжают на гастроли со своими шедеврами, так нужными для спасения душ в наше меркантильное время. На этом фоне татарские театры, выступающие ежегодно на московской, иногда зарубежной сцене – уникальное и для многих непонятное событие. И на том спасибо. Чудес много не бывает.
МАЛОИЗВЕСТНАЯ МЕГАЗВЕЗДА
Сказанное выше приводится исключительно для подчеркивания уникальности и бесподобности события и коллектива, о которых хочу рассказать. Есть в Татарстане театр, с которым, возможно, некого сравнить в России. А может, и в мире. Если найдется аналог – с удовольствием познакомимся. Повод для разговора традиционный: на днях в Казани успешно прошли гастроли Нижнекамского театра «Мунча ташы». Эта новость не удостоилась упоминания во многих городских СМИ. Даже если в течение 11 дней были аншлаги в зале "УНИКСа" на тысячу мест, сыграны 13 спектаклей (в выходные дни играли по два представления) продолжительностью 3,5 часа с перерывом.
Спектаклями, концертами Казань не удивишь. И порой даже московские и зарубежные звезды не могут набрать прибыльного числа зрителей. А тут провинциальная, малоизвестная труппа, да еще выступающая на татарском языке. Не удивлюсь, если многие из вас не представляют четко, что за театр, если даже что-то читали и слышали о нем. Но это уже издержки покосившегося общественного сознания, согласно которому на свете нет того, о чем я не знаю.
Но вряд ли стоит снисходительно относиться к национальной или провинциальной культуре. В конце прошлого века многие не знали, что в небольшом городе Паневежис существует литовский театр, а он стал одним из законодателей мировой театральной модели. А его актера Донатаса Баниониса потом узнал весь мир. Наверное, немало и других коллективов, культурных событий из жизни народов Советского Союза остались непризнанными широкой общественностью. И такое отношение к скромным проявлениям национального духа не проходит бесследно. Полагаю, в немалой степени по этой причине бывшие союзные республики при первой возможности отделились от старшего брата и стали независимыми странами, членами ООН и военных блоков, хотя не у всех были сильное желание и достаточно ресурсов. Им не хотелось чувствовать себя третьесортными в собственном доме.
После такой аналитической прелюдии имею наглость заявить, что, независимо от наличия или отсутствия интереса отдельных недоинформированных сограждан, Нижнекамский татарский театр эстрадных миниатюр «Мунча ташы» сопоставим с самыми уникальными явлениями культурной жизни страны, а может быть СНГ и дальнего зарубежья. Почему?
ФЕНОМЕН ПОЛНОГО ЗАЛА
Как уже было сказано, редко какой театр или эстрадная группа заполняет тысячный зал без особо дорогой рекламы, без подключения спонсоров и крупных предприятий течение двух недель. В частности в нашей республике. Можно вспомнить разве что концерты Салавата, Ханию Фархи, Айдара Галимова. И те не по всем параметрам сопоставимы с театром (оперные спектакли с мировыми звездами не в счет). Совсем немыслимо найти столь успешно привлекающих зрителей аналогов «Мунча ташы» среди национальных театров. Впрочем, полностью исключить наличие таковых нельзя, давайте поищем. Собрать в одном зале тысячу зрителей непросто еще и потому, что в Казани ежевечернее устраивается уйма зрелищ, спортивных мероприятий, а времени и денег мало!
Но все равно люди узнают о гастролях нижнекамцев, покупают билет и идут на «Мунча ташы». Кстати, не только татары, но при случае и русские тоже охотно идут на спектакли, если один раз посмотрят представление, хотя синхронного перевода еще нет. Если, к примеру, Петросяна, Винокура без понимания русского языка вряд ли слушают, то представления «Мунча ташы» построены не только в разговорном жанре, есть номера без текста, и, хотя там не Чаплины и Никулины работают, нижнекамцы тоже неплохо смотрятся.
Правда, все равно лучше знать по-татарски. Потому что и текст, шутки-прибаутки, и песни, и метафоры, и сарказм здесь из чисто татарского бытия. Люди идут на спектакли, чтобы посмотреть, отдохнуть, развеяться.
А может быть, смею надеяться на самую высокую миссию, идут, чтобы посмеяться и над собой? Например, зрители нестандартного театра президент Татарстана Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин. В каждые гастроли они смотрят новые программы «Мунча ташы». Новый роскошный автобус – подарок президента РТ – нечастая форма госпомощи. И Минтимер Шаймиев, и Ильсур Метшин неформально поддерживали коллектив из любви к юмору и сатире. Хотя власти не свойственно изобличение текущей жизни во вверенной территории.
Надо полагать, государственных мужей интересуют проявления народной жизни, нестандартная сатира, актуальная проблематика. Известно, что в ходе последних гастролей Рустам Минниханов просидел в зале УНИКСа в течение 3,5 часов представления, включая перерыв. Стоит присмотреться к этому явлению.
ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ В ВОЗРАСТЕ ХРИСТА
Первые эстрадные миниатюры начали играть 33 года назад. В те времена 1 апреля, в день смеха, в Доме актера Батулла устраивал татарские вечера КВН. Сатира Аркадия Райкина и театральная миниатюра по телеэкранам входили в каждый дом. Они были отдушиной общества, заменителем институтов гражданского общества и обратной связи власти с массами. И вообще, смех всегда и везде – дефицитный продукт. Непонятно только, почему им не завалят народ. Наверное, потому, что часто бывает не смешно…
Такое же движение развернулось в Нижнекамске. У его истоков стояли Шамси Закиров, работавший в отделе культуры горисполкома и имеющий профессиональное образование и опыт работы в искусстве, и в последствии ставший преподавателем кафедры театральной эстрады, Гамиль Асхадулла, заменивший его после 25 лет руководства театром, Искандер Мутыйгулла, (работал директором предприятия мелкооптовой торговли и зам директором фирмы «Эластик»), Рустем Рахманкул, Камиль Гильмуллин, ныне покойный Салих Тухватулла и другие звезды сатирического жанра. Ульяна Князева – настоящий талисман труппы. Несмотря на «канительность» творческой среды, костяк команды сохранился, творил и не конфликтовал. Хотя были и те, кто не выдерживал нагрузок.
За 33 года через эту театральную кузницу прошло много ярких и самоотверженных личностей. Сначала были самая настоящая самодеятельность, выступали бесплатно, миниатюры чередовались с песнями. Но юмор, сатира – самое главное. Сами придумывали сюжеты, сами режиссировали. Потом стали ездить по разным районам и городам. В регионах проживания татар, в Москве и Петербурге всегда принимали хорошо, хотя организовывать поездки хозрасчетной труппе непросто.
Название театра и его бренд практически не переводятся с татарского. Можно перевести как «банная каменка», но это не то. «Мунча» - баня, «таш» - камень, все понятно и просто. Но по-татарски эти два скрепленных слова становятся красивым, звонким, эмоциональным куском энергии. Горячий камень, излучающий очистительный и живительный пар, если в него плеснуть чистую воду. Регулируемый жар точно отображает процесс нравственного очищения и избавления от косности. В миниатюрах всегда возникают персонажи из самой народной гущи, и события самые распространенные и узнаваемые. Всякие пьяницы, лодыри, бандиты и жулики всех мастей так смешны и жалки, что не хочется повторять их подвиги. В банную пропарку стараются не пускать такую нечистоплотную фигуру, как политик. Но бюрократ с тощим портфелем, милиционер, особенно сотрудник ГАИ, деятель с депутатским значком – всегда популярные персонажи «банного лицедейства».
О ТЕХ, КТО ДЕРЖИТСЯ НА ЗАРАБОТАННОМ БРЕНДЕ
Как было сказано, у театра нет своего здания. Сатирический накал и актерское мастерство оттачиваются в арендованной квартире, в какой-нибудь школе и клубе, везде, где можно заниматься без больших затрат. Сюжеты придумывают сами, привлекают некоторых журналистов и писателей. В основном здесь работают творческие ресурсы народа. Любопытно, что нынешний руководитель, он же режиссер и актер Гамиль Асхадулла до сих пор живет в родной деревне. Большинство других актеров тоже продолжают жить и работать на привычных местах, на производстве, где черпают детали и мотивы народной жизни.
Остальное – дело таланта, которого у всех навалом. Кстати, деревни Шангальчи и Ташлык Нижнекамского района, стоящие рядышком, дали ярких личностей, которых хватило бы на небольшую республику. Сатирик Алмаз Хамзин, народный поэт и депутат Разиль Валеев, драматург и певец Зульфат Хаким, оперный певец Рафаэль Сахабеев, предводитель «банного театра» Гамиль Асхадулла… И список этот не полон.
Напрашивается вариант с пересказом интересных случаев из театральных будней, сюжетов и удачных актерских работ, но это отложим до лучших времен. Пока ограничимся определением статуса труппы. Кто-то может сказать, что «Мунча ташы» - типичный народный театр или явление массовой культуры, хорошей самодеятельности. Тем более он не упоминается в перечне театральных коллективов. Настоящий театр должен иметь джентельменский набор, описанный в первом разделе статьи. И обязательно получать серьезную дотацию от государства. Планы, отчеты, оценка должны звучать на заседании коллегии минкультуры.
А у «Мунча ташы» никто отчетов не спрашивает. Указаний не дает, планов не спускает. Но все равно театр пашет, хотя и без отрыва от личной жизни и основной работы. Не считая выступлений на юбилеях и корпоративах, он ежегодно играет около 100 спектаклей. При полных залах. Художественный уровень сопоставим с игрой Хазанова, Винокура, Петросяна, «Уральских пельменей» и т.д. Хотя и без особой спонсорской поддержки и центрального телеканала в праздничные дни.
Государственная оценка также серьезная. Шамси Закир и Гамиль Асхадулла удостоены звания народного артиста Татарстана. Искандер Мутыгулла – заслуженный артист республики. Ульяна Князева, Рустем Рахманкул и другие - заслуженные работники культуры Татарстана. Хотя, как было сказано, как такового театра «Мунча ташы» в перечне государственных театральных коллективов нет. Он существует в скромном статусе «ИП Гамиля Асхадуллина» и официально зарегистрированного бренда «Мунча ташы».
Достаточно ли этого? Уж и не знаю, как определять фирмы и их продукцию, которые держатся исключительно на своем бренде. Вспоминается слова Аpple, Sоny, Lacostе, Nike, Adidas. Неплохая компания, вполне живучая. Из тех, кто растет, как сорная трава. Но они не сорняки. Совсем даже наоборот. Многие другие энтузиасты, соблазнившись востребованностью сатиры, славой юмористов, пробуют затеять аналогичный самодеятельный кооператив. А где они? Где профессиональные государственные театры сатиры? Пока не видно.
Учитывая дефицит кинокомедий, театр «Мунча ташы» снял по своим спектаклям настоящий фильм. Его часто показывают по республиканскому телевидению. Звонят из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана фанатики театральной сатиры, увидевшие «Мунча ташы» по передачам ТНВ и DVD дискам. Не владея татарским, деятели тюркских культур неплохо понимают содержание миниатюр. Удивляются, тоже хотят поднять у себя рискованное дело сатиры, приехать изучить опыт для использования на государственном уровне. Что ж, пусть приезжают.
Римзиль Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.