«МЫ ВЗЯЛИ ТОЛЬКО КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД»

Фильмов о Рудольфе Нуриеве сейчас в России снимается несколько, но Фарид Давлетшин решил остановиться на казанском периоде артиста. Как известно, Нуриев побывал в Казани дважды – в марте и мае 1992 года. В Казань он приезжал по приглашению директора ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова. Последний начал переговоры с Нуриевым о приезде еще в 1989 году, для чего специально летал в Санкт-Петербург.

Нуриев тогда прилетал в город своей юности, чтобы исполнить на сцене Мариинского театра главную партию в балете «Сильфида». Его партнершей была молодая балерина Жанна Аюпова, а пригласил его в Петербург товарищ по Вагановскому училищу Олег Виноградов. В это время он был главным балетмейстером Мариинского театра.

Мухаметзянов подошел к Нуриеву за кулисами Мариинки, представился. Рудольф воспринял директора театра из Казани очень доброжелательно, хотя и был человеком осторожным. В это время статья уголовного кодекса «измена родине» в отношении его еще не была отменена.

Переговоры о приезде на родину матери велись в доме его любимой партнерши Нинель Кургапкиной. Было решено, что Нуриев приедет в Казань, его уже ждал в Шереметьево заместитель директора нашего театра Юрий Ларионов, но неожиданно поездка сорвалась. Нуриев смог приехать только через три года и уже в качестве дирижера, чему способствовал маэстро Владимир Вайс, у которого Рудольф брал уроки дирижирования. К этому времени Нуриев уже не танцевал и по совету Герберта фон Караяна задумался о карьере дирижера.

В марте Нуриев, живший тогда в гостинице Молодежного центра, репетировал с оркестром театра и с ГСО РТ, находившимся тогда в ведении филармонии. В мае же прошли два его выступления. Он продирижировал в театре «Щелкунчика» с Надеждой Павловой в главной партии и дал концерт с ГСО РТ, в программе которого была симфоническая сюита Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».

После спектакля, где его чествовали и зрители, и труппа, в ложе директора Нуриев дал согласие, чтобы казанский фестиваль классического балета носил его имя. Он строил планы – собирался ставить в Казани в качестве хореографа «Баядерку» Людвига Минкуса. Проставил ее в Париже в октябре 1992 года, но не успел в Казани. 6 января 1993 года его не стало.

Вот этим двум визитам Нуриева и посвящен новый фильм татарстанских кинематографистов. Очевидно, их привлекли эксклюзивность темы и некая знаковость. Ведь эта поездка стала последним визитом артиста в Россию. И, по сути, он попрощался со страной, в которой родился, на родине матери, в городе, где познакомились и поженились его родители. Поэтому фильм его создатели назвали «Рудольф Нуриев: прощание с родиной».

«БЮДЖЕТ ФИЛЬМА – ЧУТЬ БОЛЕЕ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ»

- За эти два приезда Рудольф Нуриев общался со многими людьми, слава Богу, большинство из них живы-здоровы, беседы с ними и составляют основу фильма. А два главных наших рассказчика – это директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов и шеф балетной труппы Владимир Яковлев, - рассказывает Давлетшин.

Есть в фильме люди, которые случайно встречались в Казани с Нуриевым в те дни, есть народный художник РТ Абрик Абзгильдин, который, вдохновившись личностью Рудольфа Хамитовича, написал затем цикл интереснейших работ, где присутствует «летающий татарин». Жаль, что нет в ленте двоюродной сестры Нуриева, жившей в Казани, и его внучатого племянника, который бывал на его репетициях и в театре, и в концертном зале. Съемочная группа просто-напросто не знала о их существовании.

По словам режиссера, деньги на создание фильма дало министерство культуры РТ и "Татаркино", а сценарий написал Рабит Батулла, который давно интересуется личностью Нуриева и даже написал роман-трилогию о жизни этого танцовщика. Поддержал съемки фильма и президент РТ Рустам Минниханов. Бюджет фильма, продолжительность которого 45 минут, - 1 млн. 200 тыс. рублей. Премьера его состоится 29 марта в кинотеатре «Мир».

- Есть в фильме и документальные кадры, где Нуриев вспоминает свое прошлое, есть реконструкция событий, все это мы снимали зимой в деревне. Снимали в Татарстане, но все деревни, будь то башкирские или татарские, они похожи друг на друга. Мы сняли и деревню под Казанью, где родилась мать Рудольфа, - делится воспоминаниями о съемках режиссер.

20551.jpg
Режиссер Фарид Давлетшин снял фильм
о казанском периоде Рудольфа Нуриева

«ВОЗМОЖНО, МОСКВА НАМ ПОМОЖЕТ»

Кроме документального фильма «Рудольф Нуриев: прощание с родиной», Давлетшин начал снимать художественный фильм о танцовщике. Его бюджет, по самым скромным подсчетам, должен быть не менее 25 млн. рублей. Пока этих денег нет даже в перспективе, и часть работы, которая проделана, делается на энтузиазме и на личные средства режиссера. Съемки пока приостановлены, но треть фильма уже снята.

Если знать Давлетшина, это не удивляет. Он умеет работать «за идею» и может вдохновить съемочную группу. Вспомним очень неплохой фильм «Собака», который был в конкурсном показе прошлогоднего Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Его бюджет был всего 50 тыс. рублей, и это были личные средства режиссера.

- Фильм будет называться «Рудольф Нуриев: начало». Лента должна рассказать о детстве артиста, в основе лежит роман Батуллы. Отснятые фрагменты мы показали в Москве нескольким продюсерам, они заинтересовались, так что пока мы ждем ответа, - рассказывает режиссер.

Роль маленького Нуриева играет казанский школьник, мальчик хорошо двигается, пластичный и занимается танцами. В ролях его родителей должны выступить казанские артисты Эрик Хафизов и Гульчачак Хафизова. Съемки фильма будут проходить только в Татарстане, уже первые эпизоды поражают своим трагизмом – у Нуриева и его сестер было тяжелое, голодное детство.

Например, уже отснят эпизод, в котором рассказывается, как семья голодала, и мать Рудольфа, чтобы накормить детей, ходила за 20 километров в деревню за картошкой, а на обратном пути ее чуть не загрызли волки… Да, в детстве много претерпел будущий владелец квартиры на улице Вольтера в Париже, окна которой выходят на Лувр и Сену, обладатель острова в Средиземном море и огромной коллекции антиквариата.

1.jpg

лева направо) Художественный руководитель балета Владимир Яковлев, директор театра Рауфаль Мухаметзянов, заместитель директора театра Юрий Ларионов, артистка балета Сания Хантимирова вместе с Рудольфом Нуриевым. Казань, 1992 год (фото: kazan-opera.ru)

В КАЗАНИ НАДО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК РУДОЛЬФУ НУРИЕВУ

Художественный фильм о Нуриеве вызывает много вопросов. Конечно, можно показать только детство, когда Нуриев еще не был тем самым «Чингисханом в танце», «фотогеничным, как Мэрилин Монро», как его называли. Но без Рудольфа-танцовщика все равно не обойтись.

Кто повторит его знаменитые «зависания», кому подвластен темперамент Нуриева, его фатальное, завораживающее обаяние? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Рауфаль Мухаметзянов – директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля:

- Не уверен, что такой художественный фильм получится. Сейчас для казанцев важнее, чтобы у нас поставили памятник Рудольфу Нуриеву. Конечно, есть нематериальный памятник – фестиваль классического балета его имени, на что он в мае 1992 года сам дал благословение. Но хотелось бы, чтобы и нормальный памятник появился в нашем городе. Тем более что и место есть – в небольшом скверике за нашим театром. Там он был бы уместен.

Кузьма Морозов – генеральный продюсер продюсерского центра «Иман»:

- Идея хорошая, и фильм может получиться, но есть «подводные камни»: надо очень ответственно подойти к выбору актеров и к сценарию. Рудольф Нуриев – это не только наши местные радости, но артист, которого знает весь мир. Тема хорошая, но она требует ответственности, на ней нельзя спекулировать.

Фарид Бикчантаев – главный режиссер ТГАТ им. Камала:

- Я бы не взялся за постановку такого фильма. Рудольф Нуриев – фигура сложная неоднозначная, ну о чем будет такой фильм? О том, что он был великим танцором? Но об этом все знают. Такие темы отдают конъюнктурой – снять фильм об известном татарине. А почему не о Софии Губайдулиной, не о Габдулле Тукае? Наверное, найдется кто-то, кто даст деньги под такой фильм.