1.jpg

«БОЛЬШЕ МИЛЛИОНА ПРИНЯТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Открытие выставки предварило небольшое общение с гостями - с теми, чьи экспонаты увидят казанцы, а так же с организаторами экспозиции. По словам заместителя руководителя национальных дворцов Турции Кемаля Кахрамана, всего этих уникальных дворцов времен османской империи в Стамбуле 10.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», кто в основном посещает музеи, гость ответил, что там бывают и местные, и туристы из-за рубежа, приблизительно, 50 на 50.

- В год мы принимаем около миллиона туристов. На самом деле, желающих посмотреть наши сокровища гораздо больше, но дворцы – это уникальные памятники, и чтобы не навредить им, мы ограничиваем посещения именно этой цифрой, - пояснил Карахман.

Он отметил, что дворцы приносят неплохую выручку – более 30 млн. турецких лир (свыше полумиллиарда рублей!) в год. Она складывается от продажи билетов и торговли сувенирной продукцией. Особо любимы туристами изделия двух фабрик, которые входят в структуру дворов. Одна выпускает фарфор, вторая – ковры и шелка. Обе фабрики остались еще со времен Османской империи, в свое время их открыли султаны, чтобы проще было оформлять интерьеры дворцов.

Бюджет дворцов гость не назвал, но отметил, что эти музеи находятся в ведении национального собрания Турции. Обслуживают их полторы тысячи сотрудников, есть даже своя пожарная охрана.

Куратор выставки Илона Байтар пояснила название выставки:

- Мы привезли вам около 100 работ и назвали выставку «Скрытая сокровищница», потому что многие из работ были прежде скрыты под обложками книг, сегодня эти произведения искусства могут увидеть все.

На вопрос, не противоречит ли изображения людей и животных, которых много в экспозиции выставки, канонам ислама, госпожа Байтар ответила, что это заблуждение.

- В первые века ислама в изобразительном искусстве мы видим большое количество изображений и людей, и животных, наверняка все вы видели такие миниатюры в книгах. Это все плоскостные изображения, европейское искусство начало влиять на турецкое лишь в XVII - XVIII веках, - пояснила она.

Как отметил один из представленных на выставке художников, европейское искусство тяготеет к эмоциям, восточное – к разуму. Они разные, и воспринимать их нужно по-разному.

- Есть яблоки, а есть груши, не надо думать, что на свете только одни яблоки, - пошутил Ахмет-бей.

3.jpg

«СКРЫТАЯ, НО НЕ ЗАКРЫТАЯ»

Спикер Госсовета РТ Фарит Мухаметшин пришел на открытие вставки вместе с депутатами и гостями из Турции, – делегацией турецкого парламента во главе с вице-спикером турецкого национального собрания Мераль Акшенер. Его внимание привлекло эбру (древнее турецкое искусство рисования на воде).

Господин Кахраман провел небольшую обзорную экскурсию для почетных гостей. Вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова с интересом рассматривала фарфор фабрик султанов, а внимание председателя комиссии по культуре Разиля Валеева привлекло каллиграфическое письмо.

- Выставка будет работать целый месяц и мне хотелось бы, чтобы ее посетило как можно больше казанцев, студентов востоковедческого факультета КФУ. Экспозиция называется «Скрытая сокровищница». Скрытая, но не закрытая, эти богатсва доступны всем нам, - сказал Мухаметшин, открывая выставку. И порадовал присутствующих тем, что у турецкого и татарстанского парламентов много планов в области культурных инициатив.

- Дворцы находятся под патронатом парламента Турции, они наша гордость. Их экспонаты рассказывают историю страны от Османской империи до становления республики. Я же приехала в Казань с большой делегацией, в ней есть представили трех партий, присутствующих в нашем парламенте, - отметила госпожа Ашкенер.

После двух этих коротких выступлений спикер татарстанского парламента и его гостья перерезали традиционную ленточку и быстро удались из зала «Манежа». Правда, гостям успели вручить сувениры от кремлевского музея-заповедника. Увы, в беспородных полиэтиленовых пакетах.

2.jpg

ПОД ПАТРОНАТОМ ПРЕЗИДЕНТА

Выставка «Скрытая сокровищница», которая будет работать до 30 апреля, проходит под патронатом президента РТ Рустама Минниханова и председателя парламента Турции Джемиля Чичека. Представлены на ней действительно вещи уникальные. Художники, которые работают в национальных дворцах Турции, востребованы во всем мире, например, многие из их работ закуплены Британским музеем.

Фишка выставки – тезхиб и эбру. Тезхиб – это нанесение орнамента золотом. Золото расплющивается, потом этот листок растворяется в воде с добавление желатина. Это тонкое и изящное искусство берет свое начало от уйгуров, но в период классицизма на него повиляло и европейское искусство.

Эбру – одно из самых древних искусств украшения книги. Оно представляет собой технику нанесения рисунка на поверхность загущенной специальным составом воды и переноса этого изображения на бумагу. Кстати, техника эбру представлена на выставке не только турецкими мастерами, но и нашей землячкой, живущей в Стамбуле, Альбиной Гиматдиновой.

Кроме того, представлены и образцы каллиграфии, и традиционная миниатюра, и великолепный фарфор. Кстати, турецкие гости вовсе не делают из своего творчества тайны – всю неделю на выставке будут работать мастер-классы и мастер-шоу.