ШТРАФ В ДВОЙНОМ РАЗМЕРЕ

Известный татарстанский игрок на рынке бензиновых и газовых заправок «Автодорстрой» оказался в состоянии конфликта со своим партнером ОАО «СИБУР-Холдинг». Сам по себе факт, возможно, был бы достоен строчки в нашей арбитражной хронике, если бы не вес фигур, стоящих за бизнес-империей.

Лидер российской нефтехимии, который в 2011 году взяли под свой контроль бизнесмены Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко (считается, что он близок к президенту РФ Владимиру Путину со времен работы последнего в Санкт-Петербурге), подал иск в Арбитражный суд РТ к татарстанской сети автозаправочных станций «Автодорстрой» (по оценкам экспертов, занимает 6 - 10% рынка заправок АЗС и АГЗС в РТприм. ред.). Он требует, чтобы последняя прекратила продавать топливо с использованием его товарных знаков, а также выплатила двойную стоимость реализованного товара за то время, когда он продавался с использованием бренда «СИБУРа». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», речь идет о газовом топливе - автомобильном пропан-бутане.

Представитель «СИБУРа» в суде Денис Дунаев рассказал на заседании арбитража по этому делу, что товарные знаки его компании (логотип компании «яблоко в треугольнике» и непосредственно надпись «СИБУР»), в частности, были незаконно размещены на цистернах «Автодорстроя». Причем истец полагает, что оператор АГЗС «грешил» этим с 2010 года. «Как только у нас с ними появился контракт на поставку газа», - уточнил Дунаев.

Помимо запрета на использование бренда, «СИБУР» также настаивает на взыскании с проштрафившегося партнера двойной стоимости реализованного товара. Однако вопрос размера исковых требований пока остался открытым. Для того чтобы взыскать двойную цену топлива, нужно знать, сколько его было продано. Истец признал на заседании, что такой информацией не обладает. Он просил суд запросить эти данные у самого «Автодорстроя». «В книгах продаж по филиалам зафиксировано, сколько они реализовали газа», - отметил представитель «СИБУРа».

Размер иска можно было бы определить, взяв за основу лицензионные договоры на использование товарных знаков «СИБУР Холдинга» с другими организациями. Но, как выяснилось, компания не заключает с операторами АГЗС подобные соглашения.

В отделе маркетинга татарстанской сети заправок газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что в данный момент у них 51 АЗС и 15 АГЗС в Татарстане и Самарской области.

В самом «Автодорстрое» объемы и стоимость реализованного с использованием символики «СИБУРа» газа не назвали.

«Сколько на одной газозаправочной станции реализуется газа, точно сказать невозможно. Может быть, это 30 тонн в месяц, а может, и 300. Единственное, газа обычно реализуется немного - процентов 5 от всей реализуемой продукции. Большая часть все же приходится на бензин, солярку», - говорит директор ООО «Автотехгаз» Александр Токарев.

Если оттолкнуться от данных Токарева, то с учетом данных по 2011 году (выручка "Автодорстроя" тогда составила 6,027 млрд. рублей) легко сосчитать, что продажи газа могли составить примерно 300 млн. рублей. Умножаем на два – 600 млн. рублей штрафа. Тем временем прибыль оператора из РТ составляет где-то 10 млн. рублей.

В общем, в пору при таком раскладе бизнесу татарстанцев крикнуть на весь мир: пан или пропал?!

ДЕЛО СЛУЧАЯ

В этом конфликте крайне любопытны даже его детали. Так, как выяснилось в суде, «СИБУР» узнал о том, что «Автодорстрой» использует его товарные знаки после инцидента на нижнекамской АГЗС сети. Дунаев рассказал, что в его компанию обратился некий предприниматель, занимающийся перевозками. После того, как он заправился на одной из нижнекамских заправок «Автодорстроя», у его автомобиля заглох двигатель. Клиент предъявил претензии «СИБУРу», так как видел на автостанции его «опознавательные» знаки.

Служба безопасности холдинга, проверяя этот факт, наведалась на ту самую заправку и увидела все воочию. На просьбы убрать известный бренд руководство «Автодорстроя» не отреагировало. Более того, Дунаев утверждал в суде, что знаки «СИБУРа» не были сняты и на момент подачи иска.

В чем причина такой недооценки угрозы и игнорирования требований от партнеров, вес которых в бизнес-среде России хорошо известен? Участники рынка на условиях анонимности рассказали газете «БИЗНЕС Online», что "номинальные владельцы компании исторически близки к одному из местных олигархов, который, в свою очередь, близок к первому президенту РТ. Возможно, они привыкли, что их патрон обычно решал их подобные "мелкие" проблемы щелчком пальца, вот и расслабились…"

Судя по всему, оператор татарстанской сети осознал всю серьезность ситуации только сейчас. Так, его представитель заявил в суде о том, что компания намерена предложить истцу мировое соглашение.

Арбитражный суд РТ вернется к рассмотрению дела 8 апреля. На эту дату назначено основное судебное заседание.

ПРЕДЛАГАЕМ УСТРАНИТЬ НАРУШЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНО

В пресс-службе «СИБУРа» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что случаи нарушения прав компании на товарные знаки хотя и не являются распространенными, но уже имели место быть. В подобных ситуациях «СИБУР», как правило, предлагает тем, кто незаконно использует объекты ее интеллектуальной собственности, добровольно устранить нарушение. В том случае, если компания-нарушитель не хочет выполнять это требование, холдинг отстаивает свою позицию в суде и в госорганах, уполномоченных рассматривать такие нарушения.

По данным пресс-службы, сейчас «СИБУР» не поставляет в адрес «Автодорстроя» сжиженные газы. «Компания может рассмотреть возможность заключения мирового соглашения при условии немедленного прекращения использования ее товарных знаков», - подчеркнули в «СИБУРе».

Коммерческий директор «Автодорстроя» Алексей Пятницын, которого звонок корреспондента «БИЗНЕС Online» застал в Москве (возможно, командировка была связана именно с этим споромприм. ред.), сообщил нашему изданию, что руководство компании пока не готово комментировать возникшую ситуацию. «Мы сейчас сами ее изучаем», - сообщил он.

ДВОЙНАЯ СТОИМОСТЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением участников рынка об этом споре.

Александр Токарев – директор ООО «Автотехгаз»:

- На мой взгляд, предъявляемые «СИБУРом» претензии законны. Лично мне полтора года назад было неприятно видеть по телевидению рекламу «Автодорстроя» о том, что он якобы является представителем этой компании - были показаны цистерны с надписью «СИБУР» на одной из его АГЗС. Должно быть «Автодорстрой» делал это для того, чтобы повысить собственный рейтинг в глазах потребителя, завоевать его доверие. Все знают, что у «СИБУРа» качественный газ, наиболее приспособленный для автомобилей.

Мы сами работаем с этим поставщиком, но его товарные знаки не используем. Не буду отрицать, условия работы с «СИБУРом» жесткие, но нас они устраивают. Компания адекватная, поставка гарантирована. Объемы, которые заявили, мы всегда получим, и дефицита топлива не возникнет.

С «СИБУРом» можно подписать за символическую плату так называемое «джобберское» соглашение (прямая поставка нефтепродуктов от поставщика прим. ред.). Оно позволяет разместить на АГЗС логотип холдинга, но качество топлива при этом должно соответствовать. Несоблюдение этого условия подразумевает штрафные санкции. Если бы в свое время «Автодорстрой» заключил с «СИБУРом» такое соглашение, то сейчас таких проблем у него бы не возникло.

Что касается двойной стоимости реализованного товара, не думаю, что суммы будут фундаментальными.

Вадим Пошва - начальник отдела реализации ООО «Татавтогаз»:

- Любой владелец АЗГС, естественно, старается купить топливо там, где дешевле. Но нельзя перегибать палку - брать заведомо левый продукт, не убедившись в его качестве. Если оператор сети взял на себя смелость купить некачественный товар, то несет всю ответственность за него и последствия, которые могут возникнуть у последующих покупателей. Скорее всего, в данном случае был какой-то левый газ – бутор.

Не скрою, чаще всего предлагают товар непонятного качества, не имеющий сертификатов. Если топливо сомнительного происхождения, и сертификат на него не внушает доверия, от покупки лучше отказаться. Репутацию потерять легко, а наработать ее очень сложно. «Автодорстрой» - достаточно крупная развитая сеть. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха.

На любой товар есть разные предложения. Естественно, мы выбираем те, что нам более удобны и выгодны. Года два назад мы работали с «СИБУРом», но потом перестали. Не оттого, что они поставляют некачественный товар или еще что-то. Просто у них отгрузка железнодорожным транспортом, а у нас нет своей ветки.

С чужими товарными знаками нужно быть аккуратнее. Но, возможно, в этом случае подвел человеческий фактор: региональный менеджер решил сработать на себя, где-то по-дружески договорился о поставке, ему сбросили товар, он рассчитался по своей цене… Я сторонник продажи качественного товара. Мы дорожим своей репутацией.

Аделя Конюшева – коммерческий директор ООО «Фирма Автогаз»:

- Сложно судить, насколько правомерны претензии «СИБУРа» по отношению к «Автодорстрою». Думаю, здесь должны разбираться юристы. Что касается дальнейшей линии поведения «Автодорстроя», то, чтобы ее прогнозировать, надо быть на их месте, чего, конечно же, не хотелось бы. Полагаю, что иск «СИБУРа» может грозить челнинской сети серьезными экономическими проблемами - двойная сумма реализованного товара может оказаться запредельной. Все зависит от того, какое количество топлива было продано. Возможно, речь идет об одной цистерне с газом, а может, и о тысячах тонн.

Мы с «СИБУРом» не сотрудничаем. Я знаю, что у них довольно жесткие условия, которые сложно выдержать. Однако на татарстанском рынке не очень развита конкуренция, оптовых поставщиков газа не так много. Насколько мне известно, «Автодорстрой» возит газ самостоятельно, у него есть собственный транспорт.

МИРОВАЯ - САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАТЬ КОНФЛИКТ

Шамиль Шарафиев – партнер ООО «ЮрФинЭксперт»:

- Если суд установит факт незаконного использования ООО «Автодорстрой» принадлежащих ОАО «СИБУР Холдинг» товарных знаков, то требования последнего, полагаю, будут удовлетворены.

Являясь обладателем исключительных прав на свои товарные знаки, «СИБУР» вправе требовать от других лиц прекращения незаконного их использования, а также возмещения убытков, причиненных такими действиями, или компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей либо двукратной стоимости товаров, на которых эти товарные знаки были незаконно размещены.

Не располагая материалами дела, сложно делать вывод об обоснованности заявленных требований. Вместе с тем стремление «Автодорстроя» заключить мировое соглашение может косвенно свидетельствовать об обоснованности заявленных «СИБУРом» претензий и осознании этого обстоятельства со стороны руководства сети АГЗС.

В данном случае считаю вариант заключения мирового соглашения наиболее оптимальным способом урегулирования возникшего конфликта. При этом не исключаю, что «Автодорстрою» все же придется пойти на уступки и заплатить «СИБУР Холдингу» какую-то сумму за то время, когда он без согласия правообладателя использовал его товарные знаки.

Справка

ОАО «Сибур Холдинг» - крупнейшая нефтехимическая компания России и Восточной Европы. Создана в 1995 году. Уставный капитал - 21,78 млн. рублей. В ноябре 2011 года 100-процентным акционером «Сибура» стала компания Sibur Limited, конечными бенефициарами которой являются акционеры ОАО «Новатэк»: Леонид Михельсон (57,5%) и Геннадий Тимченко (37,5%). Бенефициарами оставшихся 5% уставного капитала Sibur Limited являются менеджеры «Сибура» Дмитрий Конов, Михаил Карисалов, Михаил Михайлов, а также зампредседателя совета директоров Александр Дюков.

Занимает первое место в РФ по объемам переработки попутного нефтяного газа (по данным IHS CERA). За 2011 год выручка группы составила 248,7 млрд. рублей. За первые три квартала 2012 года - 198,9 млрд. рублей.

ООО «Автодорстрой»

УК (26. 08. 04) – 10 тыс. рублей.

Собственник на 02.02.2012 – Рамиль Налимов. Основной вид деятельности – розничная торговля моторным топливом. Включает в себя 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также 16 АГЗС в РТ. Занимает 6% рынка нефтепродуктов РТ. По итогам 2011 года выручка составила 6,027 млрд. рублей (в 2010 году - 5,5 млрд. рублей).