DSC_3567.jpg
В ходе проверок у 23 автобусов уже обнаружены технические неисправности, правда, незначительные

ТРЕЩИНЫ НА СТЕКЛАХ И НЕРАБОТАЮЩИЕ ФАРЫ

Сегодня в Казани журналистам по многочисленным просьбам продемонстрировали процедуру автобусного техосмотра. Напомним, что в понедельник мэр Казани Ильсур Метшин распорядился подвергнуть весь парк городских перевозчиков тотальному контролю. Поручение, данное после жуткой аварии автобуса ИТЦ, влетевшего в понедельник в остановку на ул. Гаврилова и убившего трех человек, должно быть выполнено в недельный срок.

Напомним, что по версии водителя, во всем виноват старый китайский «дракон» с неисправным рулем. Информацию о возможной неисправности руля и тормозов в день трагедии поспешило распространить и МВД по РТ. Однако руководство предприятия-перевозчика сразу же ее опровергло. Окончательный ответ даст экспертиза, а пока городские власти решили, что лучше перестраховаться.

Помимо внепланового техосмотра, со всеми водителями также проводят «воспитательные беседы» инспекторы ГИБДД - проверку знаний ПДД и инструктаж. Прослушав лекцию, как правильно парковаться у остановки, закрывать двери до начала движения, ждать коллег по цеху, если они все еще впускают-выпускают пассажиров, водители обязаны расписаться в специальном журнале. Такой инструктаж уже прошел на пяти самых крупных предприятиях из 11, обслуживающих городские перевозки. Не внял – пеняй потом на себя.

Из 1002 автобусов, катающихся на казанских маршрутах, техосмотру подвергнутся 574 машины, купленные перевозчиками в 2007 году. Остальные 428 автобусов – новые, 2012 - 2013 года выпуска, и в дополнительной проверке не нуждаются, пояснил сегодня журналистам председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков.

В ходе проверок, по его словам, у 23 автобусов уже обнаружены технические неисправности, правда, незначительные. Речь идет о трещинах на бампере у 10 машин и у 6 – на стеклах, в 7 случаях неисправными оказались световые приборы. Кроме того, 42 машины не были допущены к рейсам из-за грязи в салоне либо на корпусе.

Что же до китайских машин компании ИТЦ, все ее Higer’ы сняты с рейсов. С них свинтили номерные знаки и до проведения проверки на линию их не выпустят. Всего в Казани сейчас осталось 115 «китайцев» (45 – марки Higer, 15 – Golden Dragon, 55 – Hyundai-Conty и Богдан-Isuzu), но постепенно и они уходят в прошлое, уступают дорогу отечественной и белорусской технике.

DSC_3576.jpg
Руслан Сулейманов: «Можно сказать, что автобусы каждый день проверяются на этом участке, те или иные неисправности устраняются в тот же день. Процесс идет 24 часа в сутки»

По словам Абдулхакова, китайским автобусам предстоит пройти государственный техосмотр с предоставлением в исполком диагностической карты. "МАЗы" и "НЕФАЗы" проходят внеплановый техосмотр и техобслуживание на самих автотранспортных предприятиях.

ПОДРОБНОСТИ ГТО

Тем временем на станции техосмотра МУП «ПАТП-4», сертифицированной на право проводить государственный ТО, очередной китайский красный «дракон» проходил процедуру проверки. Шипели тормоза, крутились барабаны, корпус раскачивали для проверки руля… Как пояснил замдиректора по сервисному и гарантийному обслуживанию предприятия Руслан Сулейманов, государственный техосмотр проводится раз в полгода: двигатель, тормоза, люфт руля, прочие агрегаты. Проверка компьютеризирована, и диагностическая карта не выдается, если есть нарушения. Эту карту перевозчик обязан сдать в исполком по каждому автобусу.

147.jpg
Роберт Гилязов: «Никаких предпосылок на отказ тормозов, рулевой не было, такие вещи не бывают внезапными, а никаких заявок от водителя не было»

«Однако мы не ждем по полгода, – добавил Сулейманов. – Можно сказать, что автобусы каждый день проверяются на этом участке, те или иные неисправности устраняются в тот же день. Процесс идет 24 часа в сутки».

Кроме того, каждые 10 тыс. км хода у техники тестируют рулевое управление и тормоза, а каждые 20 - 30 тыс. км, по словам Сулейманова, разбирается и собирается ходовая, больше всего страдающая от дорожных ям. Меняются дефектные детали, ставятся новые.

Как пояснил Абдулхаков, в среднем 10 тыс. км автобус проезжает в течение месяца, соответственно, 30-тысячный пробег машина проходит за три месяца.

DSC_3547.jpg

«Перед выпуском автобуса на линию дежурный механик также осматривает машины, исследуя работу тормозов, руля и световых приборов, - добавил председатель комитета по транспорту. – В случае, если автобус имеет какие-либо поломки в пути следования, ответственность за его работу несет водитель, поскольку в его обязанности входит прекратить движение автобуса на линии в случае поломки, которую невозможно устранить в пути».

ДИРЕКТОР ИТЦ: «ТЕХНИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ БЫЛИ ТАКИЕ ПОЛОМКИ…»

Директор ООО «ИТЦ» Роберт Гилязов, чей водитель влетел в остановку, сегодня еще раз принес извинения всем пострадавшим.

«От имени нашей компании я хочу извиниться перед родственниками погибших, перед пострадавшими, - сказал Гилязов. – Мы взяли на себя расходы по организации поминального обеда, была оказана безвозмездная материальная помощь пострадавшим. Мои сотрудники также ездят по близким, по родным пострадавших, мы взяли на себя еще некоторые обязательства…»

Как отметил Гилязов, при оформлении на работу водитель представил все необходимые документы. Он работал на предприятии 8 месяцев, на новом маршруте прошел недельную стажировку. За время работы у него было два административных протокола – один за неисправность габаритов, второй – за незаконно установленные занавески. Говоря о причинах ДТП, Гилязов вновь подтвердил свою версию: виновата здесь не техника. Следственный комитет уже изъял все, что касалось всех заявок водителя на ремонт автобуса, все документы по техосмотру машины.

==video1348==

«Но у нас есть текущие документы, – добавил Гилязов. – Последняя заявка на ремонт – долив тосола 28 марта. ТО-2 было проведено 27 февраля силами нашего предприятия, а у нас есть сертифицированная база, которая имеет право проводить такой ремонт. И 29 числа был пройден государственный технический осмотр… Технически невозможно, чтобы были такие поломки… Никаких предпосылок на отказ тормозов, рулевой не было, такие вещи не бывают внезапными, а никаких заявок от водителя не было».

Где он работал до Казани – не исключено ведь, что человек просто растерялся на казанских улицах? Ответить на этот вопрос Гилязов не смог.

«Он у нас работал 8 месяцев, на этом маршруте он был 7 или 8 дней, - тем не менее пояснил директор ИТЦ. - Там никак не растеряешься – большая, широкая дорога, там… непонятно, что случилось».

111.jpg
Станция техосмотра МУП «ПАТП-4» сертифицирована на право проводить государственный ТО

«У НАС ДОРОГИ ВСЕ В ЯМАХ, ПОЭТОМУ АВТОБУСЫ И ЛОМАЮТСЯ»

Насколько эффективны, насколько нужны такие проверки? Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поинтересовались эффективностью контроль-кампаний у участников рынка.

Фаргат Набиев - президент ассоциации перевозчиков Закамья:

- В Набережных Челнах проверок еще не было, но, думаю, что придут и к нам, мы все-таки второй город в республике. Я считаю, каждая подобная проверка хоть какой-то результат, но дает. Техсостояние автобусного парка сегодня не на очень хорошем уровне, и подобные внеплановые проверки нужны.

Такие проверки нужно проводить не обязательно после какой-то трагедии, они должны быть регулярными. Это транспорт. И человек бывает, что сегодня живой, а завтра умер. Всякое может случиться и с автобусом, учитывая, что у нас дороги все в ямах. Они поэтому и ломаются.

Юрий Иванов - гендиректор нижнекамского ПАТП:

- Тотальные проверки – это же разовая акция... В Нижнекамске на автовокзале ГАИ уже на следующее утро после казанской трагедии тотально проверяло все автобусы. Этот контроль, возможно, и дисциплинирует, но на наш производственный цикл он никак не влияет. Если надо, пусть проверяют, мы не боимся.

В этом деле важно наладить системную работу. Те предприятия, которые остались с советских времен, где есть серьезные производственные базы, где налажен весь производственный цикл, где есть контроль - там в принципе невозможно, чтобы неисправный автобус, тем более с неисправным рулевым управлением, вышел на линию. Автобусы и так в обязательном порядке два раза в год проходят техосмотр. Это раньше можно было «договориться» с техосмотрщиком, а сейчас вся техника проходит через диагностику, через компьютер. И в принципе нереально, чтобы во время техосмотра имеющиеся неисправности автобуса не были выявлены.

И не факт, что авария произошла именно из-за неисправности автобуса. Возможно, решающую роль сыграли все-таки человеческий фактор и дорожные условия.