1.jpg
Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности заявил, что сделать российский автопром конкурентоспособным могли бы альтернативные виды топлива, например, газ

«СТРАНА У НАС ОГРОМНАЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ВСЕГДА БУДУТ ВЫШЕ,
ЧЕМ В ЕВРОПЕ»

На вчерашнем совещании по автопрому в Нижнем Новгороде гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин посоветовал ограничить использование традиционного топлива для общественного транспорта и грузовиков в крупных городах.

«Для городов-миллионников, скорее всего, наверное, нужно принять ограничительные меры вообще по использованию пассажирского и коммунального транспорта, не оборудованного газовым топливом. Это тоже мировая практика», - отметил Когогин, добавив, что в Дели, например, нет автобусов, работающих на дизельном топливе, поскольку это запрещено, цитирует рулевого КАМАЗа сегодня «МК».

По словам Когогина, если в России перевести на газ 500 тыс. грузовиков, 450 тыс. автобусов, 10 млн. легковых автомобилей и 50% сельскохозяйственной техники, внутреннее потребление газа вырастет на 70 млрд. кубометров.

«Страна у нас огромная, транспортные расходы всегда будут выше, чем в Европе. Переход на газомоторное топливо способен изменить ситуацию, и в этом смысле мы вправе и должны использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество с учетом наших газовых возможностей», - поддержал главу автогиганта Дмитрий Медведев. По мнению премьера РФ, которому идея ограничения использования дизельных машин в коммунальной сфере и сфере общественного транспорта понравилась, «можно изучить проблему ограничения соответствующих транспортных средств и эксплуатации, потому что это вопрос безопасности»: «Транспортные средства граждан - это святое, пусть пока ездят как ездят, а что касается этих транспортных средств, это вопрос общественный», - заявил Медведев.

В ДЕЛО ВКЛЮЧИЛСЯ «ГАЗПРОМ»

Напомним, сам КАМАЗ идею использования газомоторных автомобилей продвигает достаточно давно. Однако в марте этого года стало известно, что от простых деклараций властей и автогиганта подать рукой, в дело активно включился «Газпром». В начале марта в Казань на совещание по вопросам развития рынка газомоторного топлива приезжал глава компании Виктор Зубков, который признался, что в «Газпроме» отмечают падение спроса на газ в Европе. Свою роль сыграла и сланцевая революция в США, заставляющая снижать цены на газовое топливо. В этих условиях российская компания решила особое внимание уделить на развитие внутреннего рынка. В частности, попытаться убедить общественность вообще, и коммунальщиков в частности, переводить свою технику на газовое топливо (это, по мысли Зубкова, и дешевле, и экологичнее).

«Газпром» собирается вложить в реализацию идеи более 1 млрд. рублей (запланированным 1 млрд., как сообщил Зубков газете «БИЗНЕС Online», в 2013 году компания не обойдется). Компания уже создала для реализации идеи расширения внутреннего рынка компанию «Газпром газомоторное топливо», и выбрала для этого 10 пилотных регионов, в том числе и Татарстан, где «Газпром» намерен создать крупный рынок сбыта своего природного газа в Татарстане.

608x343.jpg
«Есть мировые тренды, и мы их не можем игнорировать. Автомобили на природном газе - один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей, и в два раза ниже, чем у бензиновых», - отметил Медведев

Что интересно, на том же совещании Когогин заявил, что КАМАЗ готов оборудовать все свои сервисы точками обслуживания газомоторных автомобилей при достаточных объемах производства. Тогда же он также предложил ввести ряд стимулирующих мер для приобретения автомобилей на газомоторном топливе.

Дело в том, что у идеи «Газпрома» есть серьезные инфраструктурные барьеры: газовых заправок в стране в разы меньше, чем дизельных и бензиновых (в Татарстане всего 11 газозаправочных станций, правда, загрузка их составляет всего 14%). Несмотря на это, по словам первого замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсафа Хайруллина, в Татарстане потенциально могут быть переоборудованы для использования газа в качестве топлива 18 тыс. машин различных отраслей. При этом переоборудование каждого автобуса 2010 года выпуска стоит примерно 2 млн. рублей. Экономия на эксплуатационных расходах, считают власти РТ, составит 400 тыс. рублей в год, таким образом затраты окупятся за пять лет. Таким образом, Татарстан станет первым регионом в России, который переведет автобусный парк на газ. В срок до 1 апреля 2013 года рабочая группа с участием представителей Татарстана и «Газпрома» должна была представить проект программы развития рынка газомоторного комплекса в РТ.

Любопытно, что в качестве успешно работающей техники Когогин на совещании назвал и "НЕФАЗы" на газе от дилера автогиганта – компании «РариТЭК» (расположена в Набережных Челнах).

В рамках того же визита Зубкова в Казань прошла также и презентация газомоторных автомобилей "КАМАЗ" и автобусов "НЕФАЗ", которую провели для главы «Газпрома» Когогин и гендиректор компании-дистрибьютора по продукции с газовыми двигателями ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин. В частности, Зубкову показали образцы серийно выпускаемой газомоторной техники КАМАЗ: городской автобус НЕФАЗ-5299-30-31; пригородный автобус НЕФАЗ-5299-11-31; тягач седельный КАМАЗ-65116 на сжатом (КПГ) и сжиженном метане (СПГ); автокран КС-55713-5К-1 на газовом шасси КАМАЗ-43118(6х6); самосвал КАМАЗ-6520-35; самосвал КАМАЗ-65115-30; мусоровоз БМ-53229Г-1 и ряд других. Иными словами, доклад Когогина на совещании по автопрому был далеко не случайным. По-видимому, КАМАЗ действительно всерьез, наряду с «Газпромом», намерен заняться приведением «газовой революции» на российском внутреннем рынке в активную фазу. При этом сам автогигант уже подготовил серьезную базу для удовлетворения возможного спроса: понятно, что зачастую эффективнее создавать спрос на собственную перспективную продукцию, чем ждать «от моря погоды».

440.jpg
По словам Когогина, если в России перевести на газ 500 тыс. грузовиков, 450 тыс. автобусов, 10 млн. легковых автомобилей и 50% сельскохозяйственной техники, внутреннее потребление газа вырастет на 70 млрд. кубометров

В МЕСЯЦ ГРУЗОВИК НА ГАЗУ ЭКОНОМИТ ДО 15 - 20 ТЫС. РУБЛЕЙ

Как рассказал сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» Олег Афанасьев – директор камазовского департамента по связям с общественностью, на том же совещании по аналогичной тематике прозвучал доклад и представителей автомобилестроительного холдинга РФ группы компаний «ГАЗ». На самом же «КАМАЗе» программе перехода части техники на эффективное газомоторное оборудование существует достаточно давно.

- В частности, эту технику мы поставляем в Набережные Челны, Краснодар, Волгоград, ряд других городов. Техника себя эта хорошо показывает. На недавнем отчете, представленном на горсовете Набережных Челнов, например, выступал Фархад Латыпов, глава исполкома города, и признался, что в результате использования городскими службами техники на газовом топливе Челны сэкономили сумму, равную по стоимости целому грузовику. И по нашим расчетам получается, что в месяц грузовик на газу экономит до 15 - 20 тысяч рублей.

При этом, по словам Афанасьева, ряд автобусов на газу, производимых КАМАЗом, эксплуатируется в Казани. «Выгода по газу и экологическая, по нашим расчетам по экологичности газ равноценен использованию топливу "Евро-5". К тому же, газовое топливо доступнее в России, и дешевле», - заметил Афанасьев.

Впрочем, эксперты «БИЗНЕС Online», присутствовавшие на «газпромовском» совещании в Казани довольно противоречиво встречают идею «газовой революции». Так, президент логистической ассоциации РТ Леонид Штейнберг в интервью газете «БИЗНЕС Online» отмечал, что хотя он и согласен с переводом автобусов, микроавтобусов, коммунального транспорта на газомоторное топливо, «но при этом нельзя забывать и о необходимости строительства автомобильных газонакопительных компрессорных станций»: «А для нас, региональных перевозчиков, необходимо еще решить вопрос с двигателем. Двигатель для газомоторного топлива, который по нашим расчетам нужен для грузовых перевозок, – это двигатель на 400 - 450 лошадиных сил. На том же КАМАЗе делают двигатели, но у них мощность всего 300 л.с. Для автобусов это нормально, для нас мало…». А перевозчики предупреждают, что по их подсчетам, на строительство одной станции потребуется до 20-30 миллионов рублей. И это еще не считая финансирования перевода собственно автобусных парков на газомоторное топливо.

ВОПРОС ОЧЕНЬ ГЛУБОКИЙ, НАДО ИЗУЧАТЬ МИРОВОЙ ОПЫТ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают предложение Когогина актуальным.

Рафинат Яруллин – генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

- Хорошая идея, нормальная – экологию надо защищать, и пресса, кстати, тоже должна это делать… От бензинового или дизельного двигателя гораздо больше выхлопных газов, двигатель на газе значительно чище. Это большое преимущество. Когогин абсолютно прав, и он со своей стороны сделал все, что можно – перевел часть машин и автобусов на газомоторное топливо. Нормально.

У "Газпрома" есть своя задача – продать как можно больше газа населению. Но там, понятно, есть технические сложности. Существующие в Татарстане заправки загружены на 14 процентов! Почему они недозагружены – вот в чем надо разбираться! Да, долгая заправка, тяжелые баллоны, но и "Газпром" должен отвечать, почему его заправки недозагружены. Вот вы говорите, заправок мало, инфраструктура недостаточна – ну, было бы их 6 в Казани, а не три – их загрузка была бы 7 процентов...

Необходимо найти схему работы. Если говорить о тех же автобусах - надо, чтобы они ночью заполняли свои баллоны и утром готовы были работать. Вопрос очень глубокий, надо изучать мировой опыт. Но в экологическом плане Когогин абсолютно прав.

Моя позиция – переводить транспорт на газ надо, и чем больше транспорта будет на газовом топливе, тем лучше будет экология. А технические вопросы надо снимать, и должны этим заниматься не журналисты, а профессионалы.

Наиль Садриев - директор ПАТП-4:

- Опасность в том, что нужно четкое соблюдение всех технических регламентов, чтобы не было никаких утечек газа. Посмотрите, у частников и топливо течет, и все что угодно. Газ такого не прощает.

Но я поддерживаю эту идею. Только эти автобусы требуют ухода в два раза больше, чем те, которыми мы пользуемся сейчас.

Выгода в том, что часть денег за лизинговые автобусы даст государство. Это в рамках государственной программы по софинансированию приобретения автобусов.

Да, говорят, что благодаря газу можно сэкономить, но ведь у нас ничего постоянного нет. Газ сейчас дешевый, а потом цены могут пойти вверх. Раньше и бензин стоил гораздо дороже, чем солярка.

Юрий Иванов - гендиректор Нижнекамского ПАТП

Прежде чем вводить запрет надо создать сеть АГНКС. При существующей сети АГНКС говорить о переводе на газ общественного транспорта и коммунальной техники даже в городах-миллионниках нереально. Мы, перевозчики говорим, о том, что сейчас не создана еще достаточная инфрастуктура, нет сети АГНКС, а "Газпром" говорит, что нет автобусов. В итоге имеем то, что имеем. В Нижнекамске на АГНКС, которой уже лет 30 из 8 колонок работают только три, и те еле-еле. И кроме всего прочего нужно учитывать, что сегодня на существующих еще со времен Советского Союза АГНКС качество топлива уже не соответствует современным требованиям, которое предъявляется к газомоторному топливу. Пусть будет две-три АГНКС, но пусть они тогда работают тогда на полную мощность, тогда можно будет говорить о запрете. А пока газомоторное топливо погоды не делает.

Время заправки газом одного автобуса в лучшем случае 15 - 20 минут. У нас на территории предприятия есть своя АЗС, на которой с 4 до 6 утра успевают заправиться 80 - 90 дизельных автобусов. А чтобы 80 - 90 автобусов, работающих на газомоторном топливе заправились на коммерческой АГНКС, нужно, наверное, времени около суток. Выход я вижу в том, чтобы АГНКС находились непосредственно на территории транспортных предприятий. Есть такое понятие - "медленная заправка". Вечером или ночью автобусы подъезжают, становятся на стоянку, подключаются к магистрали и все одновременно автоматически заправляются и утром выезжают в рейс. Такие системы используют в Германии, Италии, Швеции, Франции.

Вкладываться нам в такие газовые заправки, в принципе, выгодно, потому что сейчас есть специальная программа субсидирования на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе. На каждый купленный транспортниками газовый автобус, федеральный бюджет компенсирует 2,5 миллиона рублей (если дизельный "НЕФАЗ" стоит 4,3 миллиона рублей, то газомоторный уже 5,8 миллиона). И кроме того, нужно учитывать, что дизтопливо стоит сегодня 30 рублей, а компримированный природный газ - 9,50.

Правда, вопрос еще в том, что мы не знаем, как ведут себя газовые автобусы в эксплуатации. На сегодня автобусы на газу есть только у "НЕФАЗа", правда группа ГАЗ говорит, что есть и "ЛИАЗы", но мы их пока не видели. "ПАЗ" и "Волжанин" еще не сертифицировали такие автобусы.