Р’СЃРµ-краны-Камгэсэнергостроя-попадают-РІ-СЃРїРѕСЂРЅСѓСЋ-_акватР
Все краны "Камгэсэнергостроя" попадают в спорную "акваторию"

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ДЕЛЕЖКИ РЕЧПОРТА

Год назад в Набережных Челнах прекратил свое существование речной порт. Половина активов речпорта – филиала ООО «ТАИФ-Магистраль», занятого добычей и поставками нерудных материалов – в ту пору отошла объединению предприятий нерудных материалов, вторую же половину выкупило ООО «Гравзавод», контролируемое известной в Челнах бизнес-группой «Профит».   

Траур по речпорту город переживал недолго, однако игроков рынка нерудных материалов последствия тех событий накрыли только сейчас – аппетиты одного из «наследников» речпорта, как выясняется, не ограничились половиной флота, персонала и месторождений. Об этом единогласно заявляют респонденты «БИЗНЕС Online» – поставщики и пользователи основных строительных материалов: гравзавод, точнее, группа компаний «Профит», к которой завод относится, решила захватить весь рынок. Из их слов следует, что в течение года «Профит» шел к этой цели целеустремленно и без лишнего шума – пока тревогу не забили, казалось, непоколебимые на рынке собратья по цеху, один за другим теряющие доступ к сырью.

Даже такие гиганты стройки, как «Камгэсэнергострой» и «ДСК», опасаются за свою независимость на строительном рынке города. Причина тревоги, как ее формулируют застройщики, в следующем: с монополией на поставки нерудных материалов гендиректор ГК «Профит» Марсель Мингалимов сможет сам устанавливать правила общей игры.

ЛЕГКИЕ ПОБЕДЫ ГК «ПРОФИТ» 

Игра, в которой конкуренты уличают ГК «Профит», выверена стратегически. Формально переделом рынка занимается в городе ООО «АП Кама», чья подконтрольность «Профиту» документально не подтверждена – учредителем «АП Кама» является мало кому известное ООО «ЦемИн Три».

В своей борьбе за все место под солнцем хозяева «АП Камы» используют невиданное до сих пор орудие – они занимают акватории, прилегающие к берегам конкурентов. По словам последних, которые утверждают, что их выкидывают из аукционов за их же водные участки. Лицензии неизбежно получает один и тот же участник, после чего блокирует причалы, останавливая любые погрузочно-разгрузочные работы, утверждают участники рынка. Вот что говорится в письме учредителя ГК «Жилище» Раиля Адиуллина («ИП Адиуллин»), адресованного президенту республики, прокурорам и омбудсменам как страны, так и Татарстана.

За-причалом-начинаются-земли-�П-Адиуллин---они-тоже-вош
За причалом начинаются земли ИП Адиуллин - они тоже вошли в "акваторию"

«Захват акватории города Набережные Челны компаниями, подконтрольных ГК «Профит», приведет к монополии данной организации на рынке грузоперевозок и стоянок по реке Кама. Это может отрицательно повлиять на цены на бетон, ЖБИ и строительные изделия, отразится на стоимости квадратного метра жилья и дорог.

В компаниях, занятых бизнесом в акватории города, растет недовольство неожиданными, легкими победами ГК «Профит» на аукционах, а так же необоснованным снятием заявок с аукционов в 2013 году. Достоверно известно, что от действий организатора аукциона и предприятий «ГК Профит» пострадали такие важные для города предприятия, как ООО «Домостроительный комбинат» и ЗАО «Трест Камдорстрой». В первом случае аукцион приостановлен на неопределенное время, во втором случае подано исковое заявление в суд».

Тимур Нагуманов - уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, подтвердил газете «БИЗНЕС Online», что получал письмо от челнинских бизнесменов. «Но пока я не готов говорить об описанной ситуации, как о «захвате акваторий» - это формулировка заявителя. Мы запросили необходимые материалы, от заявителя и от компетентных органов – данный вопрос находится на рассмотрении в ряде инстанций, и мы стараемся кооперироваться. Получим материалы – будем разбираться в том, что действительно происходит», - сообщил Нагуманов нашему изданию. По его словам, если будут выявлены нарушения со стороны органов власти, разбирательство продолжится, а если ситуация окажется спором двух хозяйствующих субъектов, «тогда это не наша компетенция». «Мы остаемся на связи с УФАС и планируем в течение ближайших нескольких дней обсудить эту ситуацию», - заверил бизнес-омбудсмен.

НАС НАГЛО ОБМАНУЛИ АУКЦИОНИСТЫ 

Пострадавшим от действий конкурента считает себя ООО «Маиголь» – юрлицо, которое является частью управления производственно-технологической комплектации ОАО «Камгэсэнергострой». Чего лишаются сегодня первостроители КАМАЗа в пользу «Профит», рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор «Маиголь» и главный инженер ОАО «УПТК» Сагит Махмутов.

Портальные-краны-ООО-_Маиголь_.jpg
Портальные краны ООО "Маиголь"

– В городе по большому счету один работоспособный причал, и он у нас в собственности. На нем установлены три портальных крана, имеется капитальная причальная стенка, единственная в Челнах, построенная по всем нормам водного хозяйства. Мы работаем на этой территории более 30 лет, и вот в феврале наш причал буквально отрезали от воды.

Как пояснила газете «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора ООО «Маиголь» Альфия Гарипова, торги за акваторию вызывают сомнения с точки зрения законности.

– Аукцион переносился несколько раз. Было три участника: мы, ООО «АП Кама» – предприятие, подконтрольное учредителям гравзавода, и гражданин Фанис Файзуллин. 15-го января мы сделали 200 шагов на аукционе, через неделю еще 200 шагов, затем, 28-го числа – все еще раз повторилось. Под занавес нам была объявлена дата следующих торгов – 5 февраля. Однако аукцион провели 4-го, о чем нас не предупредили. В итоге я не смогла принять участие в завершении аукциона, и мы потеряли свою акваторию. На аудиозаписи последних январских торгов оказалось подтерто окончание, где объявлялась дата 5 февраля.

МИНУС КАМГЭСА – 150 МИЛЛИОНОВ В ГОД 

Права пользования акваториями рек Татарстана контролирует Нижне-Волжское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов. Само БВУ базируется в Волгограде, а в Казани имеет отдел водных ресурсов, который и проводит аукционы. В этом самом ведомстве УПТК исправно обновляло лицензии на право водопользования спорной акваторией до 2007 года, пока в ответ на очередную заявку не поступил ответ о том, что в дальнейшем нет необходимости заключать договоры водопользования. Согласно статье 11 Водного кодекса РФ оформлять разрешение на пользование акваторией для ранее построенных причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений не требуется, пояснялось в письме. Этот регламент, означенный водным управлением, изменился в удобный для отдельных участников момент, утверждают его авторы.

Причальная-стенка-ООО-_Маиголь_.jpg
Причальная стенка ООО "Маиголь"

По словам Махмутова, желающих на лакомый кусок берега всегда было много. Ежегодный грузооборот причала в среднем составляет 300 - 350 тыс. тонн. Объем выгрузки-погрузки ежегодно увеличивается, поскольку причал «Маиголь» обслуживает не только предприятия города, но и нескольких близлежащих районов, в том числе Нижнекамск, Альметьевск, ОЭЗ «Алабуга». В среднем годовой товарооборот по услугам на причале составляет 100 - 150 млн. рублей. «Товарищи, которые хотят забрать у нас этот кусок земли, ищут любые возможности остановить нашу работу, – качает головой Махмутов. – Они надеются, что тогда мы продадим бесполезный причал. Но мы в любом случае его не отдадим, а аукцион считаем недействительным. Около 50 процентов площади, «выигранной» «АП Кама» на аукционе, приходится на сушу. Это земля под нашим причалом, без малого 5 тысяч квадратных метров в аренде. Начальника отдела водных ресурсов по РТ Артема Филиппова мы неоднократно извещали о том, что в лот вместе с акваторией попала наша земля, но никаких ответов так и не получили».

По словам Махмутова, не получила ответа из БВУ и антимонопольная служба на вопрос, каким образом запись аукциона оказалась подтертой. К сожалению, этот момент в ответе УФАС по РТ на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» остался без комментариев, однако антимонопольная служба заявила, что «при проведении аукциона были выявлены признаки нарушения заказчиком требований антимонопольного законодательства. В настоящее время готовятся материалы для возбуждения дела». 

ЦЕНЫ ВЗЛЕТЯТ ДО НЕБЕС

Вместе с «Маиголь» на данном аукционе пострадали и их соседи – ближайший участок прибрежной полосы находится в аренде у ИП «Адиуллин». По словам Адиуллина, от его земли в лот попало около 80%. Адиуллин подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что и ему хорошо известно – «АП Кама», победитель аукциона, подконтролен гравзаводу «Профита».

– «Профит» хочет как минимум увеличить объем производства гравзавода, ради чего и убирает с рынка крупных игроков и нас заодно. Сейчас «Профит» забирает нижний бьеф Камы, где закупают инертные материалы бетонные заводы. Забирая акваторию у «Маиголь», «Профит» практически становится монополистом. Уже за последний год цены на песок взлетели более чем в два раза – в прошлом году цена была 130 - 150 рублей за тонну, сегодня гравзавод выставляет цену 350 - 400 рублей. Если они получат весь песок, его стоимость окончательно потеряет свою привязку к закупочной цене.

Пока-у-Камгэсэнергостроя-инертные-материалы-свои.jpg
Пока у "Камгэсэнергостроя" инертные материалы свои

По словам Гариповой, даже если аукцион не будет отменен, «Маиголь» не позволит пользоваться причалом «Профиту». Пользоваться им в этом случае не сможет никто. Но у гравзавода и без причала имеется собственный берег для приема грузов с реки. 

МОНОПОЛИЯ ПО ЦЕНЕ БОТИНОК 

Как рассказывает директор «Маиголь», пока предприятие вышло только на антимонопольную службу и природоохранную прокуратуру. Прокуратура говорит, что порядок аукциона не нарушен, а спорный участок суши называет «незначительным».

Участок в границах земель «Маиголь» составляет 10-метровую полосу на протяжении всего причала, протяженность которого 365 метров. Аренда земли под объект недвижимости «причал-штумповка» была продлена «Маиголь» в феврале. Именно на этих 10 «незначительных» метрах установлены портальные краны на рельсах и построена бетонная стена. В «Маиголь» считают, что прокуратура оценила площадь суши по спутниковой съемке, не вдаваясь в подробности ее использования. При этом предприятие обращалось за экспертным заключением в Камский трест инженерно-строительных изысканий и данные о том, что в лот попало полгектара чужих земель, получены именно в ОАО «КамТИСИЗ» (которое, надо отметить, и само входит в группу «Профит»). Широкий шаг к монополии на нерудные материалы обошелся победителям в цену пары ботинок: сумма спорного лота составляет всего 2,3 тыс. рублей.

Сейчас ООО «Магиоль» и «ИП Адиуллин» подают в суд совместный иск, и в случае признания лота недействительным аукцион будет переигран. Тогда в нем надеются поучаствовать все хозяйствующие на акватории субъекты.

А тем временем на Каме готовятся к навигации. По словам Махмутова, сезон начнется примерно 15 - 20 апреля – с этого момента схема «Профита» начнет работать против УПТК «Камгэсэнергостроя», которое рискует потерять заключенные договора с поставщиками.

«ВЫ КТО? ЖУРНАЛИСТ? ВАМ ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?»

Господин Мингалимов, которому корреспондент «БИЗНЕС Online» предложил высказать свою точку зрения на развитие ситуации, в резкой форме посоветовал журналистам «не лезть, куда не нужно», а на вопрос об отношениях ГК «Профит» и ООО «АП Кама» ответил следующим образом: «Я разве сказал, что «АП Кама» – мое предприятие? Я не говорил, что оно мое. И не говорил, что оно не мое. Я вообще не хочу говорить об этом». В итоге Мингалимов назначил журналисту личную встречу, затем перенес ее, после чего вовсе отказался от комментариев.

Впрочем, в документации по злополучному аукциону №47, размещенной на сайте БВУ, указан и контактный номер ООО «АП Кама». Позвонив по нему, корреспондент «БИЗНЕС Online» попал на гравзавод, что развеяло все сомнения относительно хозяев предприятия.

Другие герои истории высказались охотнее.

Ильдар Садыков – начальник юридического отдела ООО «ДСК»:

Поданное нами заявление на участие в аукционе на право водопользования было вытащено из конверта, но мы не смогли доказать этого в УФАС. Тем не менее аукцион был отменен по формальным причинам. Разыгрывался лот за право водопользования около участка, который мы имеем рядом с речным портом и на котором разгружаемся.

Что касается «Профит», я не думаю, что им дадут захватить рынок. Есть ведь закон, есть другие субъекты хозяйствования, есть, в конце концов, правоохранительные органы. Наша задача в том, чтобы сохранять активную правовую позицию. Что будет, если «Профит» монополизирует рынок, я и гадать не хочу – это вопрос не сослагательного наклонения. Ясно лишь, что это будет большой минус УФАС.

Впрочем, могу сообщить, что УФАС были отменены и результаты еще одного аукциона, где обстоятельства повторяли нынешнюю ситуацию с «Маиголь». В том случае тоже разыгрываемый участок зашел за метки другого пользователя. И если сейчас природоохранная прокуратура признает акваторию с захватом земельного участка законно выигранной, то это верный путь в арбитражный суд. В противном случае все вопросы и дальше будут решаться телефонным правом – это мое личное мнение, а не позиция предприятия.

МНОГО БЫЛО «МОНОПОЛИСТОВ»

Александр Гаврилов – учредитель объединения предприятий нерудных материалов:

– Я на этом рынке работаю уже больше 20 лет. Тех, кто собирался захватить рынок, на моей памяти много. Но это не тот рынок – он тяжелый, и вот так запросто вряд ли кто-то сможет построить в нем монопольную схему.

Да, мне сейчас тоже говорят, что ты, мол, ничего не сможешь сделать, но я считаю это блефом. Как работал, так и буду работать – меня все знают, я всех знаю, и вряд ли кто-то сможет это изменить. У меня несколько предприятий: «Каматрансфлот», «Камская нерудная компания», судоходная компания «Камаволгатранс», «Дельта-Флот», другие.

Мы с директором «Профита» неплохо друг друга знаем. Ну надо ему как-то поставить себя на рынке, других вариантов он не видит. Это не значит, что Гаврилов сдуется.

В нашем бизнесе лицензий требуется не один десяток, каждый шаг под контролем. Вот теперь говорят – для выгрузки на причал, оказывается, надо отводить акваторию. Вернее, никто толком и не знает, нужно отводить или не нужно, если не собираешься строить водный объект, но в какой-то момент такая инструкция появилась. И кое-кто решил: втихаря отведем акваторию и будем диктовать условия. У нас, например, есть месторождение, и мы просто шлем уведомление и получаем лицензию на водопользование. Все думали, что с причалами также. Но чиновники казанские из водного отдела трактуют теперь по-другому – якобы, лицензии на водопользование нужно выигрывать через тендер.

У меня тоже возникли проблемы с одним причалом, на другом берегу Камы. Меня выкинули из тендера внаглую: открыли конверт – вытащили заявление – закрыли конверт. На аукционе конверт распечатали, а моего заявления нет, хотя клали при свидетелях. Конкурс мы опротестовали при помощи УФАС, и сейчас судимся в арбитраже.

Я считаю, если бы монополия «Профита» состоялась, она на рынке строительном не отразилась бы. Ну как может один идти наперекор всем? Ну смог бы он мне диктовать условия: плати, допустим, по 5 - 10 рублей с тонны, вот и все. Поднялась бы цена на ПГС на какой-то процент. Он стремится создать дефицит материалов и сыграть на этом, но в реальности я таких перспектив не вижу. Перестанут застройщики возить материалы из Челнов, будут возить из Елабуги, из Нижнекамска. Для Челнов цена увеличится рублей на 20, и на этом все кончится. А может у «Профита» и вовсе другие планы, кто его знает.

Эдуард Колтун – директор ООО «Торговый дом «Астон» (Казань):

– Я знаю, что в Набережных Челнах в настоящее время рынок нерудных материалов монополизируется. Всеми правдами и неправдами крупная компания убирает конкурентов. В перспективе этот процесс означает, что застройщикам будут диктовать цены, вырастет себестоимость строительства. Ведь жилой дом – это бетон, который по большей части состоит из нерудных материалов. Пострадавшие компании будут уменьшаться, их оборот упадет, они потеряют возможность работать независимо. Это неизбежно отразится и на цене квадратного метра – такова логика рынка.

 

Справка

ГК «Профит». Генеральный директор: Марсель Мингалимов – депутат горсовета, член политсовета отделения «Единой России» в Набережных Челнах

ГК «Профит» была создана в 2006 году с целью формирования полного комплекса строительных услуг – от геологических изысканий, проектирования и поставки инертных и стройматериалов до сдачи объектов под ключ. В состав группы входят такие предприятия, как ОАО «КамТИСИЗ», «Проектный институт каркасных жилых модулей», ООО «Стройдеталь», ООО «Камская строительно-монтажная компания», ООО «ЭнергоЕвроСтрой», ООО «ДомиКо», ООО «Гравзавод».

Уставный капитал ООО «ГК ПРОФИТ», согласно СПАРК, составляет 10 тыс. рублей. 51% принадлежит ООО «ПРОФИТ-Инвест», 49% – Дание Мингалимовой, которой, в свою очередь, принадлежит 90,91% капитала ООО «ПРОФИТ-Инвест». Оставшиеся 9,09% общества контролирует Марсель Мингалимов.

ГК «Профит» является одним из ведущих игроков на строительном рынке Набережных Челнов. В настоящее время агентство недвижимости «Профит» реализует квартиры в домах, построенных группой, в 9 комплексах и районах только по Набережным Челнам. Компания также известна в городе, как «достройщик» чужих долгостроев.

В 2011 году ГК «Профит» прославилась строительством жилых домов без разрешения на застройку. Так, прокуратура города подавала в суд на «Профит» за начало строительства дома 37/20-Г (дом по-прежнему не достроен), в том же году «Профит» заключил договоры с дольщиками на квартиры в доме 12/34-А, разрешение же на строительство дома было получено только в конце 2012 года. Оба случая стали резонансными темами в Набережных Челнах.