– Флора, насколько я знаю, вы закончили театральное училище. Как вы пришли в бизнес?
– Я с детства любила рисовать, любила все красивое и, закончив художественную школу, даже не раздумывая, поступила на бутафорское отделение театрального училища, потому что театр я любила тоже. Закончила театральное, где мы очень дружили с актерами и где была очень творческая атмосфера, но продолжала находиться в творческом поиске. А цветы – это была моя страсть – тоже с детства. Так получилось, что в театре я работать не стала, а пошла заниматься с детьми в центр детского творчества имени Гайдара. Вела кружок рисования, делала рекламные афиши, декорации. Потом я вышла замуж, родила ребенка, сидела в декретном отпуске. Однажды раздался звонок. В то время открылся Дворец бракосочетания, где решили ввести услугу по созданию свадебных букетов. Стали искать специалиста. Во Дворце в это время работала одна моя знакомая по театральному училищу, и она вспомнила обо мне.
– И вы взялись?
– Взялась. Решила не упускать возможность. Но меня не просто так взяли, мне устроили экзамен, сказали: организуй выставку цветочных композиций, а мы посмотрим, справишься ты или нет. На дворе был 1989 год, в Казани с цветами было сложно, кроме красных гвоздик цветов вообще больше не было. Я начала объезжать наши совхозы, где-то что-то находила. Покупала ткани, всевозможные ленты, разрезала фату и делала бутоньерки. И потом у меня все-таки было художественное образование, я умела вязать, шить, мастерить кукол, много умела и любила делать руками. И сделала выставку на два этажа. Меня утвердили, и с этого момента я начала работать с цветами. По сути, это был мой первый опыт.
– На ваш взгляд, мода на цветы бывает?
– Флористика сегодня все больше приближается к области искусства. Флористы чаще применяют свободную технику, изобилие аксессуаров и декора позволяет сделать работу более креативной. Сейчас нет определенных канонов, главное, конечно, – изначально знать законы флористики, владеть чувством цвета и умением соблюсти меру, ведь нарушить гармонию проще, чем найти. Мода может быть на колорит. Сейчас, например, популярна бело-фиолетовая гамма.
«8 МАРТА – ЭТО ТЯЖЕЛЕЙШИЙ ТРУД»
– А правда, что флористы в преддверии 8 Марта делают полугодовую выручку?
– Думаю, что это, скорее, касается не флористов, а оптовиков. Для нас 8 Марта – это тяжелейший труд. Цветок нужно принять, обработать, а главное – сохранить его свежесть. Когда присутствует творчество, это все очень и очень непросто. Представляете, что всем нашим заказчикам надо сделать букеты к одному определенному дню – к 8 Марта. За эти дни руки флористов пропускают через себя огромное количество цветов, и наша задача – сделать хороший, качественный букет. Поэтому выброс цветов бывает очень большой. Пока цветок пришел, пока его поставили в воду, потом начали выбирать для букета, а выбираем мы самый лучший... Так что много цветов отбраковывается. Поэтому выручка за полгода – это миф. Хотя я не скажу, что это для нас провальный день. Конечно, выручка есть, но не такая баснословная, как о ней говорят.
«Мы много лет на рынке, так что хорошо изучили пристрастия наших клиентов» |
«РУСТАМ МИННИХАНОВ ЛЮБИТ БУКЕТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СТИЛЕ, БЕЗ ОСОБОГО ДЕКОРА И С МИНИМУМОМ УПАКОВКИ»
– Ваш салон находится в «административном» центре города: здесь и кабмин, и Госсовет, и другие государственные учреждения. Кого из VIP-персон вы обслуживаете?
– На протяжении всех лет работы у нас их накопилось много. Это супруги наших президентов, первого и нынешнего, аппарат президента РТ, Госсовет и лично спикер нашего парламента Фарит Мухаметшин, министр по делам молодежи, спорту и туризму Рафис Бурганов и другие руководители нашей республики. Мы знаем вкусы нашего парламента, с которым часто работаем, а его сотрудники знают наши возможности.
– И какие же цветы любят наши VIP-персоны?
– Наш первый президент Минтимер Шаймиев любит благородные, элегантные букеты, несколько традиционные. Супруга первого президент РТ предпочитает ландыши и гиацинты, в ее вкусе небольшие букетики. Гульсина Минниханова предпочитает креативные букеты в одной цветовой гамме. Президент РТ Рустам Минниханов любит букеты в европейском стиле, без особого декора и с минимумом упаковки, которая нужна только для поддержки цветов. У спикера нашего парламента нет любимых цветов, но для него обычно заказывают букеты в пастельной гамме. Мы много лет на рынке, так что хорошо изучили пристрастия наших клиентов.
– А корпоративные заказы часто бывают?
– Часто. Например, мы оформляем зал, когда выбирают лучшего руководителя года. Сейчас мы вплотную работаем с дирекцией Универсиады.
– А что вы делаете для Универсиады и ее штаба?
– Мы делаем букеты на чемпионаты, которые проходят в Казани. Кроме этого, мы выиграли тендер на снабжение Универсиады цветами.
«ЕСЛИ МЫ НАУЧИЛИСЬ ВЫРАЩИВАТЬ ПРЕКРАСНЫЕ ОВОЩИ, КОТОРЫЕ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ ПРИВОЗНЫХ, ТО И ЦВЕТЫ СМОЖЕМ»
– Есть такое выражение: «Цветы – это деньги на ветер». Вы с ним согласны?
– Нет. Хотя моя мама, которой я часто дарю букеты, тоже так говорит. Цветы – это прекрасные создания природы. Конечно, они недолговечны, но положительные эмоции остаются. Это замечательно, когда женщина получает цветы. И времена бывают тяжелые, и цветы для многих – дорогое удовольствие, но все равно их покупают.
– Вы привозите цветы из Голландии?
– Да, Голландия – своего рода сердце мирового цветочного бизнеса.
– А почему так происходит? Неужели в России не могут выращивать свои?
– Да, это парадокс. Конечно, мы можем выращивать свои цветы, но мешает непрофессионализм. Нет кадров, а кадры решают все. Технологию легко изучить, нужны люди. Может же у нас «Майский» выращивать некоторые сорта цветов, мы одно время были их клиентами. Если мы научились выращивать прекрасные овощи, которые гораздо лучше привозных, то и цветы сможем. Нужно желание и, повторюсь, профессиональные, хорошо обученные кадры.
«МЕНЯ КИНУЛИ ПОСТАВЩИКИ ПОД 8 МАРТА»
– У вас были случаи, когда подводили поставщики?
– Был в 90-х годах такой печальный случай, и произошло это как раз под 8 Марта. Цветы не привезли вообще! Тогда я взяла все наличные деньги и просто поехала на рынок. Покупала там цветы за баснословные деньги. Мне было тогда уже все равно, главное было – не подвести клиентов.
– У каких флористов вы перенимаете опыт?
– После того как я поработала в загсе, то поняла, что мне не хватает образования. Я закончила первую всесоюзную школу аранжировки цветов в Москве, это была самая первая такая школа в стране, термины «флорист» и «флористика» вошли в обиход позднее. У нас были прекрасные преподаватели, которые научили нас на многие вещи смотреть совершенно иначе. На протяжении 5 - 6 лет я с ними очень тесно общалась. Большой опыт и знания я приобрела в зарубежных поездках, курсах и семинарах в Германии, Киеве и Москве.
– Российская флористическая школа отличается от зарубежной?
– В российской современной школе, к сожалению, все больше коммерции. Хочешь отступить от темы и задать дополнительный вопрос – тебя тут же резко обрывают и говорят, что это другая тема. А другая тема – это новые деньги. А за рубежом, несмотря на очень высокий уровень, ответят на любой вопрос. Поэтому там надо быть «губкой» и просто впитывать новые знания.
«Иногда люди не понимают: на дворе июль, а у нас высокие цены на определенный цветок. Но мы привязаны к курсу валюты, и от скачков мы не застрахованы» |
В ФЕВРАЛЕ ЗАКАЗАТЬ ЛАНДЫШИ – ЭТО РИСК
– Вам не кажется, что иногда флористы усложняют букеты аксессуарами, и пропадает прелесть цветка?
– Есть такое. Главное – не перегрузить работу. У каждого цветка – собственное лицо. Конечно, не всегда подходит принцип «чем проще, тем лучше». Все зависит от желания заказчика.
– Но вот японцы, например, раскрывают прелесть цветка, его индивидуальность.
– Это другая школа. Утонченный подход и деликатное отношение к цветку несут философский смысл. У нас значение цветка более декоративное.
– А почему нельзя бывает в салонах купить букет из красивых полевых цветов?
- Почему нельзя? Вы уже сегодня можете купить у нас ромашки. Конечно, мы и летом не ходим по полям, не собираем цветы, у нас просто на это нет времени. Все эти цветы выращены специально. Сейчас можно заказать все что угодно, но это риск, и риск финансовый. Например, в феврале заказать ландыши – это риск. Цветы дорогие, а вдруг не раскупят? Но рисковать приходится, мы держим у себя в салоне большой ассортимент.
– Вы можете определить характер человека по тому, какой букет он заказывает?
– Могу. Но скажу еще и о том, что каждый человек напоминает какой-то цветок. А определить характер человека по тому, какие цветы он заказывает, это происходит на основе интуиции и опыта. Властные люди, например, предпочитают орхидеи. Когда я получаю заказ от клиента, независимо от его характера, властный он или милейший души человек, я думаю прежде всего о событии и о человеке, которому посвящен букет или композиция.
«ЖЕНЩИНЫ ПОКУПАЮТ ЦВЕТЫ ЧАЩЕ, ЧЕМ МУЖЧИНЫ»
– А кто чаще покупает цветы: мужчины или женщины?
– Женщины. К сожалению. Мужчины, конечно, тоже покупают, но соотношение бывает 60 на 40. Женщины покупают подругам, мамам, любимым.
– Женщины дарят цветы мужчинам?
– Да. Был период, когда букеты для мужчин заказывали больше, чем обычно. Как правило, такие букеты заказывали для подарков чиновникам.
– Помещение, в котором находится сейчас ваш салон, – это ваша собственность?
– Нет, это аренда. У нас 140 квадратных метров. Я готова купить свое помещение, но мне нужно непременно расположить салон в центре, а в центре хорошее помещение сейчас купить трудно. Центр для меня – непременное условие, здесь находятся все мои клиенты.
– Сколько существует салон в этом помещении?
– Этот салон здесь с 2008 года, перед этим мы работали два года на этой же улице, но в другом помещении. Перед этим был период, когда у меня была закрытая мастерская.
– Какая у вас форма собственности?
- ИП. Я создала фирму в 1994 году.
– Ваша фирма в первые дни и сейчас – есть разница?
– Когда мы начинали, была мода на искусственные цветы, в выставочном зале союза художников проходили выставки, так мы привлекали клиентов. Потом я арендовала помещение в УНИКСе. Это был первый салон в Казани, где периодически была экспозиция наших работ. Потихонечку начали завозить комнатные растения, потом живые цветы. Тогда цветочный бизнес Казани – это было непаханое поле, клиентов было много, бизнес был успешным. Сейчас, несмотря на большое количество салонов, мы также остаемся одной из ведущих флористических компаний в Казани. Мы начинали, когда у нас было 4 сотрудника, а сейчас их 14.
– С какими трудностями вы столкнулись при организации фирмы?
– 1994 год – время было трудное. Первое, что мне пришлось тогда делать, – это оформлять сцену УНИКСа перед концертом Александра Розенбаума. Был дефицит с материалами, я поехала в Москву, купила кашпо и искусственные цветы и все сделала. Трудности были творческие.
– А каким был ваш стартовый капитал?
– У меня было 300 рублей, этого хватило, чтобы оформить концерт. Потом друзья дали мне более крупную сумму в долг. Я рискнула, и все получилось.
– Каков ваш месячный оборот?
– Приблизительно миллион рублей.
– За эти годы, что вы на рынке, цены на ваши услуги меняются?
– Есть рост, но небольшой.
«Я не против конкуренции, например, в Европе цветочные салоны на каждом шагу, и никто никому не мешает» |
ОДИН ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ БИЗНЕСМЕН ЗАКАЗАЛ СВОЕЙ ДЕВУШКЕ БУКЕТ ЗА 50 ТЫСЯЧ
– Бывают капризные клиенты?
– Бывают, но мы этому даже рады. С ними интереснее работать.
– Вам приходится заниматься благотворительностью?
– Да. Я очень люблю оформлять детские мероприятия. Например, конкурс «Мини-мисс».
– Как вы считаете, сколько средний казанец может потратить на цветы?
– Цена среднего букета у нас – тысяча рублей. Вот такую сумму и тратят. Хотя у нас есть букеты и за 500 рублей. Далеко не всегда нужны невероятные композиции. Пусть даже это и не высокое искусство, люди будут рады купить небольшой букетик по привлекательной цене.
– Какова была стоимость самого дорого букета, который вы продали?
– 50 тысяч рублей. Это был букет экзотических цветов, там много было огромных орхидей по полтора метра. Букет заказал один преуспевающий бизнесмен своей девушке. Когда мы сказали, что он будет огромный и для него будет нужна специальная машина, он ответил, что это его проблемы. Букет вышел грандиозный.
– У вас в продаже есть цветы в горшках?
– Есть. Но букеты покупают чаще. На цветы в горшках спрос меньше. Для цветов в горшках нужны определенные условия, они очень капризные. Они гибнут чаще. Доля продаж цветов в горшках у нас не более 20 процентов от общего количества продаж.
– А какие экзотические цветы сейчас у вас есть в продаже?
– Есть, например, геликония. Это экзотический цветок, который привозят из Эквадора и Колумбии. Но мы, конечно, получаем его из Голландии, туда на аукционы свозят цветы со всего мира.
– Вам самой часто цветы дарят?
– Нет. Наверное, думают, что я и так с ними работаю и меня трудно удивить. Но я люблю, когда мне дарят цветы. Одно дело, когда с ними работаю, а другое – когда это подарок от души.
– А у вас есть любимые цветы?
– Я очень люблю весенние цветы, особенно сирень и ландыши. Мне кажется, к этим цветам нет равнодушных. Ведь цветы дают возможность подарить не только красоту и радость. Создавая из цветов композицию, флористический образ, можно многое человеку сказать.
«У нас в аренде 140 квадратных метров. Я готова купить свое помещение, но мне нужно непременно расположить салон в центре – здесь находятся все мои клиенты» |
«РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – 30 ПРОЦЕНТОВ»
– А какова рентабельность цветочного бизнеса?
– Для успешного ведения цветочного бизнеса важно сочетание творческой и коммерческой сторон, но если говорить о рентабельности, то, думаю, в процентом отношении это где-то около 30 процентов.
– Как бы вы могли охарактеризовать флористический рынок Казани?
– Несмотря на то что мы позиционируем себя третьей столицей и ждем Универсиаду, наш рынок цветов очень скуден и царит на нем однообразие. Мало ассортимента, неряшливые букеты. Единичные салоны работают достойно, на должном уровне. Салонов открывается много, но приходишь и видишь одно и то же. Видимо, люди полагают, что заработать на цветах можно много и быстро, не понимая, что это большой труд. И большая любовь.
– А сколько сейчас на рынке работает фирм?
– Точную цифру я назвать не могу, но очень-очень много.
– Какой салон вы могли бы назвать как образец достойного?
– «Марибэль» – это достаточно хороший салон. Там работают профессионалы.
«НА РЫНКАХ ДО СИХ ПОР РЕАЛИЗУЮТ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ТРАУРНЫЕ» ТРЕУГОЛЬНЫЕ БУКЕТЫ»
– Казанские салоны чем-то отличаются друг от друга?
– Практически ничем. Как правило, в салонах небольшой ассортимент, хотя сейчас можно заказать изобилие других цветов. А что творится на рынках, это вообще непонятно. Там до сих пор реализуют так называемые «траурные» треугольные букеты, состоящие на 70 процентов из упаковки, которая уже давным-давно неактуальна. Как это было в советские времена. Ну сколько уже можно их делать?
– У вас есть конкуренты?
– Думаю, что нет. У нас постоянные клиенты, и цветы стали необходимостью: дни рождения, праздники, рождение ребенка. Без цветов невозможно обойтись. Я не против конкуренции, например, в Европе цветочные салоны на каждом шагу, и никто никому не мешает. Там есть здоровая конкуренция. А у нас не могу назвать никого, с кем бы мы шли бок о бок.
– Вы не боитесь, что, если случится экономический кризис, людям будет не до цветов?
– Нет. Как я уже сказала, праздники никто не отменит даже в период кризиса. Жизнь будет продолжаться, мы уже попадали в кризис, но выжили. Да, было меньше заказов, но я меньше цветов заказывала в период кризиса. Рисковать приходилось. Но такого, чтобы у меня был пустой холодильник, этого не припомню.
– Как вам пришла в голову идея продавать еще и сопутствующие товары?
– У нас это было изначально. Когда люди приходят за цветами, они одновременно могут купить и подарок. Например, мы можем сделать букет и предложить к нему вазу.
«РЫНОК ДОЛЖЕН СТАТЬ КРАСИВЫМ»
– Как вы полагаете, как будет развиваться в Казани цветочный рынок?
– Я оптимистка и думаю, что со временем он будет успешным. Это красивый бизнес, он увлекает.
– На вашем рынке сказывается колебание валют?
– Сказывается, ведь мы возим цветы из Голландии. Иногда люди не понимают: на дворе июль, а у нас высокие цены на определенный цветок. Но мы привязаны к курсу валюты, и от скачков мы не застрахованы.
– Какие-то современные технологии вы используете?
– Используем, это касается хранения цветов. Мои сотрудники часто ездят на учебу, все самые последние тенденции в нашем бизнесе они знают. Да и литературы сейчас очень много, так что мы не стоим на месте.
– Какие букеты пользуются наибольшим спросом?
– Небольшие европейские. Огромные букеты уже уходят в прошлое. Сейчас весна, хочется легких букетов, например, из нарциссов, тюльпанов, гиацинтов. Хорошо идет сирень, мы возим ее также из Голландии, она, конечно, не такая душистая, как наша, но все равно это красивые цветы.
«Мои сотрудники – люди с опытом» |
«НАША ФИШКА – ОБИЛИЕ ЦВЕТОВ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА»
– Как обстоят дела с кадрами на вашем рынке?
– Дефицит флористов на рынке есть, к нам часто приходят люди с другой школой, приходится их переучивать. Раньше я сама это делала, но сейчас коллектив большой, мои сотрудники – люди с опытом, так что они берут новеньких под свое крыло.
– Какие требования вы предъявляете к людям?
– Они должны быть прежде всего порядочными, честными и творческими людьми. Со стороны я людей не беру, чаще по рекомендациям.
– За что вы можете уволить человека?
– За нечестность, халтуру, лень, непрофессионализм.
– Какова фишка вашего салона?
– Изобилие цветов в любое время года и изготовление авторских коллажей.
– Какие планы у фирмы на будущее?
– Открыть еще один салон.
– Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?
– Ответственно относиться к своим партнерам и клиентам, быть доброжелательным и позитивным. Четкая, налаженная система работы, где каждый занят конкретным делом, за которое он полностью отвечает. Быть честным, преданным своему делу, уважительно относиться к чужому мнению.
Визитная карточка предприятия Бренд «Флореаль» появился в 1994 году, организационно-правовая форма – ИП, 14 сотрудников, имеет ряд дипломов и благодарственных писем. Годовой оборот – 12 млн. рублей. Салон предлагает букеты и композиции из живых цветов, горшечные растения, коллажи, композиции из искусственных цветов и сухоцветов, сувениры, мягкие игрушки. Визитная карточка руководителя Флора Галиева родилась в Казани, закончила театральное училище и заочную школу аранжировки цветов Москве, курсы флористики в Киеве и Германии. Работала в центре детского творчества им. Гайдара, в свадебном салоне дворца бракосочетания, с 1994 года владеет фирмой «Флореаль». |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: 2005 Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение. Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции. Директор: Ренат Нугайбеков Число сотрудников: более 4 тыс. человек. КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.