ВИНОВАТЫ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И КУРСОВАЯ РАЗНИЦА
О тяжелой ситуации с налоговыми сборами в первом квартале после выступления президента РТ Рустама Минниханова докладывали главный налоговик республики Марат Сафиуллин и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. И министр, и руководитель управления налоговой службы РТ, в частности, сошлись в определенных ими причинах снижения налога на прибыль. Президент, напомним, отметил его существенное снижение - на 18%.
В уменьшении прибыли татарстанских предприятий, в результате чего снизились и поступления в бюджет в первом квартале этого года, оказались виноваты «снижение цен на нефть и продукцию нефтехимии, рост базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых, рост коммерческих расходов и влияние курсовой разницы».
«По итогам первого квартала 386 татарстанских предприятий снизили платежи на 6,6 миллиарда рублей. Есть среди них и 32 крупнейших налогоплательщика, которые снизили платежи на 4,6 миллиарда рублей. Тенденция снижения платежей может продолжиться и во втором квартале и составить, по крайней мере, 3,6 миллиарда рублей», - привел неутешительный прогноз Гайзатуллин.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ НЕДОПОЛУЧИЛ ПОЧТИ 2 МИЛЛИАРДА
По словам же Сафиуллина, серьезный прессинг на поступление налоговых доходов оказала тенденция замедления темпов экономического роста в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.
Поступление налоговых платежей составило в январе-марте 2013 года 79,7 млрд. рублей, что на 0,5% (минус 410,7 млн. рублей) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом если федеральный бюджет от республиканского падения не пострадал – туда зачислено 47 млрд. рублей, что на 0,8% (плюс 379,6 млн. рублей) больше прошлого года, то консолидированный бюджет РТ уже «просел». В него поступило 32,7 млрд. рублей, что на 2,4% (минус 790,3 млн. рублей) меньше, чем в первом квартале прошлого года. В том числе республиканский бюджет недополучил 1,8 млрд. рублей, собрав на 6,6% меньше – всего 25,7 млрд. рублей. Местные бюджеты при этом умудрились собрать даже на 1 млрд. больше – 7 млрд. рублей (рост на 16,9%).
По словам Сафиуллина, на 0,8% снизились и поступления налога на добычу полезных ископаемых: на 1 апреля собрано 32,8 млрд. рублей. Всего на 1,5% (плюс 157,1 млн. рублей) до 10,8 млрд. рублей возросли платежи по налогу на добавленную стоимость.
Юрий Камалтынов, Айрат Фаррахов, Иван Егоров |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ «ПРОСЕЛ» НА 18,6%
Тем временем сильнее всего по бюджету ударило снижение поступлений по налогу на прибыль – минус 18,6% в первом квартале! Фактически это зеркальное отражение ситуации с экономикой предприятий: общее снижение валовой прибыли татарстанских компаний составило 17,5%. Всего бюджеты недополучили 3,5 млрд. рублей, общее поступление налога на прибыль составило 15,4 млрд. рублей. В бюджет РТ зачислено 14 млрд. рублей, что меньше аналогичного периода прошлого года на 18,1% (3,1 млрд. рублей).
«Поступление налоговых средств в бюджет Татарстана снизилось более чем на 2 миллиарда рублей, - признал главный налоговик республики. - Основное снижение произошло по нефтехимической отрасли. Валовая прибыль за первый квартал этого года сократилась на 17,5 процентов, в том числе по сфере добычи полезных ископаемых на 23 процента (!), химическом производстве – на 45 процентов (!). Ряд крупнейших налогоплательщиков РТ уменьшили декларации по налогу на прибыль еще в прошлом году, а в первом квартале этого года авансовые платежи или снизили, или вообще их не выплачивают».
НАЛОГОВИКИ ЗАЙМУТСЯ ТЕМИ ИП, КТО УШЕЛ «В ТЕНЬ»
Налоговики не могли, разумеется, пройти мимо фактов закрытия предприятий из-за тяжелого налогового режима, в частности, ликвидации ИП из-за роста страховых платежей. Впрочем, несмотря на это, и на то, что по сравнению с 2011 годом число предприятий в Татарстане сократилось на 10%, налоговую базу удалось сохранить на уровне прошлого года, похвалился Сафиуллин.
Однако с октября 2012 года в Татарстане прекратили свою деятельность уже 22 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ориентировочная сумма потерь республиканского бюджета – порядка 160 млн. рублей. Сафиуллин предпринимателям посочувствовал. Однако, сочувствие сочувствием, но налоговики не намерены этого терпеть. По мнению Сафиуллина, немалая часть налогоплательщиков, ликвидировавших свою юридическое лицо, продолжают бизнес, «только уже в теневом формате».
«Надо не допустить теневого бизнеса и сохранить бюджетные поступления», - заявил он. Каким образом? Способ, откровенно говоря, сомнительный - «проводить информационную работу о последствиях незаконной предпринимательской деятельности». То есть держать в страхе легально работающих бизнесменов? Сафиуллин этого не пояснил.
АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ: ПОЯСНЕНИЯ МИНФИНА РТ
Однако не только макроэкономические проблемы и тяжелый налоговый режим повлияли на снижение прибыли. По мнению министра финансов РТ, на 300 млн. рублей снизились поступления налога на прибыль в первом квартале из-за роста на 1,6 млрд. рублей так называемых амортизационных премий. Связано это с неоднозначной трактовкой федерального законодательства, считает Гайзатуллин, а именно, с особенностью применения предприятиями амортизационной премии в текущем году.
Напомним, с января 2013 года для ее начисления не требуется подача документов в Росреестр на регистрацию введенного в эксплуатацию имущества. Однако значительная часть премии татарстанскими бизнесменами сегодня применяется «на основные средства предприятий, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу изменений в налоговой кодекс (январь 2013 года)». Тогда как эта премия вводится лишь на те основные средства, которые введены после 1 января 2013 года, предупредил находчивых бизнесменов Гайзатуллин.
ПИВА СТАЛО МЕНЬШЕ, АКЦИЗОВ ТОЖЕ
Поступление акцизов в первом квартале составило 4,8 млрд. рублей, что на 36,5% (плюс 1,3 млрд. рублей) больше, чем в первом квартале прошлого года. Впрочем, признают налоговики, увеличение поступлений акцизов связано лишь с ростом ставок налогообложения. В тоже время коллеги Сафиуллина из минфина отмечают и очень резкое снижение поступлений акцизов на пиво. Гайзатуллин, говоря об этом, с сожалением признал тяжелые условия работы пивоваренных компаний (в частности, компании «Эфес»), в которых они оказались из-за введения ограничений на реализацию пива.
При этом президент РТ, отмечая падение пивных акцизов, тоже бьет тревогу: поступление пивных акцизов составляют немалую часть республиканского бюджета. Однако предложения Гайзатуллина к руководству «Эфес» выглядели в этой связи, по меньшей мере, странными: он предложил компании принять меры «по сохранению объемов производства и реализации подакцизного товара». Каким образом компания будет это делать, не нарушая ограничений на розничный товарооборот, не совсем ясно.
Зато возросло поступление налога на доходы физических лиц на 12,4% ( плюс 1,2 млрд. рублей) и составило 10,6 млрд. рублей. Причина – рост заработных плат в целом по экономике. Выросли и поступления земельного налога, за первый квартал они составили 1,7 млрд. рублей, что на 21% (плюс 291,1 млн. рублей) больше поступлений первого квартала 2012 года. Впрочем, рост этот обусловлен увеличением поступлений по ряду крупных организаций республики в связи с приобретением новых земельных участков, отмены льгот по данному налогу, а также погашением в 2013 году прошлогодней задолженности.
БЮДЖЕТ РТ ИЗ-ЗА «КАДАСТРОВЫХ» ИСКОВ НЕ ПОЛУЧИЛ 825 МЛН. РУБЛЕЙ
А по мнению руководства минфина, проблема с земельным налогом все-таки есть, иными словами, «могли бы собрать и больше!» И связана она, считает Гайзатуллин, с проблемой оспаривания кадастровой стоимости земельных участков. В частности, с мая 2011 года в суды подано более 700 исковых заявлений. Расчетная выпадающая годовая сумма земельного налога по ним составляет 825 млн. рублей, в том числе 80% или 672 млн. рублей приходится на земельные участки города Казани. В связи с создавшейся ситуацией, сообщил министр финансов, президентом РТ принято решение о проведении в 2013 году государственной кадастровой оценки казанских земель, то есть весь фонд будет переоценен заново.
По транспортному налогу платежи в первом квартале возросли на 22,3% (плюс 92,25 млн. рублей), составив 505 млн. рублей. При этом рост отмечается как по организациям (на 11,8%), так и по физическим лицам (в 1,7 раза - на 51,8 млн. рублей). Поступление налога на имущество организаций возросло на 10,8% к аналогичному периоду прошлого года и составило 1,4 млрд. рублей. В основном, впрочем, рост связан с уплатой авансовых платежей и с отменой с 1 января 2012 года льготы на имущество госорганов РТ и органов местного самоуправления. И, наконец, по итогам первого квартала поступление налогов со специальными режимами составило 1,5 млрд. рублей, рост составил 15,6% (плюс 206,8 млн. рублей).
Всего же, сообщил Гайзатуллин, в бюджет РТ собственных доходов поступило в объеме 28 млрд. рублей (четверть годового плана). В консолидированный бюджет РТ поступило 42,9 млрд. рублей (26% годового плана), в том числе налоговые и неналоговые доходы – 36,1 млрд. рублей, федеральные средства – 6,8 млрд. рублей.
Кроме того, по словам министра финансов РТ, ряд предприятий свою задолженность перед бюджетом за 2012 год ликвидировали, за исключением ОАО «ВАМИН-Татарстан». Общая же задолженность «инвесторов республиканского значения» (термин Гайзатуллина - авт.) по налогам составила 41 млн. рублей (без учета предприятий-банкротов). Общий объем задолженности республиканских учреждений в первом квартале составил (без текущей задолженности по капвложениям) 353 млн. рублей. Таким образом, с начала года она выросла на 255 млн. рублей. Кредиторская задолженность муниципальных образований составила в первом квартале 659 млн. рублей.
ПЕРВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК ВЛАСТИ РТ УСЛЫШАЛИ?
После еще более пессимистичных, чем приветственная речь президента, докладов чиновников фискальных ведомств власти пришли к выводу, что 2013 год «будет непростым в вопросе мобилизации доходов с учетом изменяющейся макроэкономической ситуации и необходимости покрытия утвержденного дефицита бюджета». Тем более что впервые, по словам Гайзатуллина, удельный вес зарплаты в структуре бюджета превысит 40% и составит 70 млрд. рублей. А по словам Минниханова, к 2018 году и вовсе удвоится – до 150 миллиардов. Все это необходимо как-то финансировать, а если тенденция падения налоговых поступлений сохранится, взять деньги на утвержденное будет негде. Между тем, сам президент РТ гарантировал бюджетникам в ближайшие годы вообще не трогать их фонд оплаты труда, тем более пытаться его уменьшить.
Минниханов также призвал госорганы и муниципальных чиновников особенно много не кредитоваться и «считать каждую копейку». Особенно проверять на эффективность те объекты и проекты, на которые берутся кредиты (в частности, муниципалитетами). Первый тревожный звоночек, прозвеневший для Татарстана в первом квартале этого года, власти, кажется, услышали. Теперь во главу угла, если процитировать того же министра финансов РТ, будет поставлен «принцип экономного и бережливого расходования бюджетных средств».
ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ВЫЛИВАЕТСЯ В НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРОВЫМ КРИЗИСНЫМ ЯВЛЕНИЯМ
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», подтвердили общероссийскую тенденцию замедления в экономике.
Сергей Егишянц – главный экономист брокерской группы «ITinvest – ПРОСПЕКТ»:
- Согласно отчетам минфина РФ по исполнению федерального бюджета, картинка вроде бы нормальная: и доходы в целом, и конкретно поступления от налогов выросли в январе-марте на 5 - 7 процентов к тому же периоду прошлого года. Так что тут провала нет. Но при этом платежи нефтегазового сектора упали на 3 процента. Отчасти просто потому, что цена на нефть слегка припала за прошедший год.
Можно предположить, что если бюджет РТ сильно зависит именно от поступлений этого сектора, то это должно было. Опять же очевидно, что мог повлиять и календарный фактор (прошлый год был високосный, так что в этом году в первом квартале на один день меньше, хотя рабочих дней столько же).
Подействовали и увеличенные платежи для малого бизнеса (отчего тот стал массово закрываться), и сравнительно теплый февраль (из-за которого резко упало потребление топлива домохозяйствами, и не только ими).
Анна Кузьмина – ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:
- Падение налога на прибыль в Татарстане во многом связано с особенностями экономики республики и экспортоориентированностью ее предприятий. Это выливается в неустойчивость по отношению к мировым кризисным явлениям. Крупнейшие предприятия республики (а это предприятия нефтехимического сектора) зависят от спроса на продукцию на мировых рынках, в частности, на европейских. А там с нарастанием кризиса спрос только падает.
В других регионах ситуация с налогом на прибыль неоднородна. В некоторых поступления в первом квартале 2013 года повысились. Например, в Новосибирской области бюджетные доходы от налога на прибыль увеличились на 16 процентов по сравнению с первым кварталом 2012 года.
Однако стоит отметить, что на федеральном уровне собираемость налога на прибыль в первом квартале 2013 года также снизилась. Правда, не так сильно, как в Татарстане - только на 3,6 процента. Поэтому снижение доходов от данного налога – общий тренд по России. Это на прошлой неделе подтвердил министр финансов Антон Силуанов. «Прогноз, который мы изначально планировали на текущий год, пока не подтверждается. Мы планировали налоговые доходы с ростом на 10 процентов, а сейчас пока субъекты РФ выросли по налоговым и неналоговым доходам на 5 процентов, при том, что основной налог, один из основных доходов бюджетов регионов – это налог на прибыль – сократился на 5 процентов по сравнению с уровнем прошлого года», - отметил он.
Фактически ситуация с налогами как в Татарстане, так и в других регионах ,- это объективное отражение замедления темпов роста как российской, так и мировой экономики.
«В ПРОШЛОМ ГОДУ ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА БЫЛИ, СКАЖЕМ ТАК, НЕОБЫЧНО ХОРОШИ»
Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:
- Ситуация в нашем секторе, с одной стороны, находится в общероссийском тренде на снижение, а с другой, - у нас есть и собственные особенности рынка грузовиков. Когда мы сравниваем наши продажи и производство с прошлым годом, наблюдается общее падение рынка – от 10 до 20 процентов в зависимости от месяца, в среднем около 15 процентов. Но если разобраться, в чем причина, можно увидеть, что дело не в том, что рынок падает, а, скорее, в том, что в прошлом году первые три месяца были, скажем так, необычно хороши. В нашем секторе период январь-март традиционно не очень хороший для продаж. Объясняется это просто: новогодние праздники, сезонность – начинать стройку зимой не принято, а потому техника не закупается. Нет закупок и в сельском хозяйстве. Все это начинает оживать весной и к лету достигает пика.
Иначе говоря, есть традиционный спад в начале года. Но в прошлом году из-за отложенного спроса после кризиса больших заказов министерства обороны год получился аномально положительным именно в этот период. А в этом году ситуация вернулась к обычной структуре продаж. В это время предприятия нашего сегмента рынка всегда испытывают сложности со спросом, сбытом, продажами и так далее.
Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Так как в этот период налоговое законодательство кардинально не менялось, то логично предположить, что причиной этого стало уменьшение налогооблагаемой базы. То есть ключевые показатели деятельности компаний, с которых и начисляются налоги, снизились, по сравнению с тем периодом, с которым их сравнивают республиканские налоговики. Что касается фактора сезонности и разнообразных праздников, то их можно принять во внимание, но они не являются определяющими, их влияние на эти показатели минимальны, потому что они появились не «вот только что», а уже несколько лет назад, и как они воздействуют на экономику, всем прекрасно известно. В свою очередь, такие показатели работы отрасли в республике могут свидетельствовать, что в экономике действительно нарастают те негативные тенденции, о проявлении которых говорят уже на протяжении нескольких месяцев. Так ли это, станет понятно из показателей работы отрасли во втором квартале.
«НАДО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
Владислав Гаврилов – генеральный директор ЗАО «КАМАЗжилбыт»:
- По Челнам наблюдается снижение налоговых отчислений. Это связано с тем, что средний и малый бизнес закрывает предприятия, уводит их в другие регионы – Удмуртию, Башкирию и другие с более привлекательными налоговыми ставками. Хотя было сказано, что правительство пересмотрит налоговые ставки в сторону снижения для среднего бизнеса, но все-таки, я считаю, сейчас происходят некоторые скрытые кризисные процессы в экономике. Думаю, снижение налога на прибыль в первую очередь связано с работой среднего бизнеса, приносящего основные доходы. У крупного бизнеса, полагаю, тоже падают объемы производства. Есть и другие факторы, в частности, на КАМАЗе произошло небольшое снижение налоговой базы в связи с оптимизацией персонала.
У нас на предприятии динамика положительная, результаты по итогам первого квартала лучше, чем в прошлом году. Но у нас сезонная активность, первые три месяца она слабая, основная прибыль поступает летом.
Юрий Шеин – генеральный директор ООО «ЭКСПО-регион Закамье»:
- Падение сбора налогов – это результат государственной политики в последние годы в отношении предпринимательства. К этому мы и шли, в частности, через высокие банковские ставки для бизнес-сообщества. Отсутствие стратегии, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, просто погубило его, и мы имеем сегодня закономерные результаты. С каждым годом будет все хуже, потому что малый бизнес сегодня вообще никаких налогов не платит. Если предприятие работает, принимает людей и обеспечивает их зарплатой, значит оно уже решает социальные вопросы – у людей появляются деньги на жизнь. Но с учетом налога на зарплату, социального и подоходного налогов и всего остального, если нас сравнить с другими мировыми регионами, развивающимися странами, то наше состояние плачевно. А если завтра цена нефти упадет, то рухнет все, потому что именно сейчас, пока нефть кормит, нужно развивать средний и малый бизнес. Освободить его от налогов, не третировать, дать возможности для создания новых производств, давать деньги под хорошие проценты. Бизнес должен больше строить.
Заметьте, небольшие государства постсоветского пространства – Румыния, Чехия, Болгария – нормально ведь живут безо всяких ресурсов. Всего лишь за счет заботы о каждом бизнесмене – человеке, который берет на себя ответственность за производство, творческие результаты и штат людей. Надо менять систему налогообложения. Как она может быть одинаковой для банка – спекулятивного института – и завода со множеством его затрат?
Президент правильно высказался в том смысле, что падение не связано ни с какой мировой рецессией. Мы иногда подсчитываем рост экономики в суммарном отношении, а это и тарифы ЖКХ, и все остальное, какой же тут рост? Рост надо измерять в товаре – в тоннах и литрах.
Нашего предприятия этот тренд не касается – мы девелоперская компания, и сегодня занимаемся процессом строительства жилого комплекса. Прибыль мы получим только через два года, когда сдадим объект.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.