460.jpg
Самолет, который летел из египетского Шарм-эль-Шейха, был обстрелян в небе над Сирией

ЭКИПАЖ НИ О ЧЕМ НЕ ДОКЛАДЫВАЛ

Сегодня продолжает накаляться ситуация с обстрелом самолета А-320 NordWind Airlines, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Казань. Напомним, что вчера вечером информагентства сообщили: он был обстрелян ракетами класса «земля-воздух» на высоте около 9,8 километра. Официальные сирийские власти подтвердили факт обстрела: ракеты взорвались в небе в непосредственной близости от самолета, на высоте 9,2 и 8,9 километра.

«Предположительно, огонь велся целенаправленно по самолету, однако была ли у стрелявших информация о том, что он российский, или нет, неизвестно», – отметил источник РИА «Новости».

Самолет прибыл в столицу Татарстана в понедельник по расписанию в 7:58 мск, сообщил гендиректор международного аэропорта Казань Алексей Старостин. «Все прошло благополучно. Экипаж нам не докладывал, что, пролетая над Сирией, у них были какие-либо проблемы», – сказал он.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина рассказала, что самолет летел над гористой территорией Сирии, когда один из пилотов заметил вспышки внизу. Самолет находился на высоте 8 тыс. м над уровнем моря, после чего поднялся на высоту 10 тыс. метров. «Было принято решение на всякий случай перейти на более высокий эшелон, – цитирует Тюрину newsru.com. – Инцидент был утром, после чего самолет приземлился, никаких повреждений на нем обнаружено не было». По сведениям Ростуризма, на борту самолета находились 159 пассажиров и 8 членов экипажа.

«БЫЛО СКУЧНО И НЕИНТЕРЕСНО!»

Маневр совершался настолько плавно, что пассажиры ничего не почувствовали. Как рассказал корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» один из пассажиров рейса Василий Пимачев, это был один из самых приятных полетов на его памяти.

«На самом деле все было очень просто… Я прилетел и только в 9 часов вечера узнал, что была такая штука. Я летаю очень много и тут могу сказать – это был один из лучших полетов, – рассказал Василий. – Он был плавным, я даже заснул, хотя обычно не сплю в самолете. И вот был такой момент… Мы взлетели, и в первой фазе полета (не помню, в первые 40 минут или час, точно не скажу, все устали после такого отдыха) было как бы два толчка. Примерно с интервалом в пять секунд. Один, а потом – наверное, на один вдох – второй».

Самолет провалился как будто в воздушную яму – это было, по словам Пимачева, как-то нетипично. Обычно самолет слегка потряхивает, потом он проваливается, потом опять потряхивает. А тут – раз провал, и сразу – второй провал.

«Вот на это я обратил внимание, а все остальное узнал из новостей. Такого, чтобы чего-то сообщали – на нас летит ракета, пригните головы, делаем обманный маневр, – как в фильмах бывает, этого не было, – продолжает Василий. – Так что было неинтересно, скучно… Лучше бы уж сообщили, что пара осколков попали в фюзеляж…»

В Шарм-эль-Шейхе Пимачев, по его словам, занимался дайвингом. Трижды попадал в сложные ситуации на глубине, когда надо контролировать себя, не допуская паники. И действия экипажа, который не сообщил пассажирам о ситуации, оценил как абсолютно правильные. Никто из пассажиров ничего не почувствовал, рейс прошел спокойно.

ПИЛОТ А-320: «РАКЕТ МЫ НЕ ВИДЕЛИ…»

На авиафоруме Forumavia.ru, где обычно раньше официальных источников появляются подробности авиапроисшествий, практически сразу развернулась дискуссия вокруг этих сообщений.

Вряд ли это могли быть ракеты переносных зенитных комплексов, полагают участники форума. Например российский комплекс «Игла» стреляет по целям на удалении до 6 тыс. м при высоте цели от 10 до 3,5 тыс. метров. Так что это мог быть только зенитно-ракетный комплекс, чьи ракеты могут достичь цели на больших высотах, даже учитывая гористую местность. «Если стреляли из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) в самолет на эшелоне, то стрелявшие – дебилы редкостные, не знающие своей матчасти и выкинувшие на ветер многие тысячи денег, – пишет один из форумчан. – Если стреляли зенитной ракетой, даже двумя, то как смогли промазать? И жутко интересует маневр, которым смогли уклониться. Не у всех истребителей получается».

Между тем напомним, что лайнер, по словам источника «Интерфакса», лишь совершил маневр набора высоты.

Командир экипажа лайнера А-320 Николай Распопов, который летел из Шарм-эль-Шейха в Казань, также фактически опроверг факт обстрела. Как он рассказал «Известиям», никаких активных боевых действий в зоне полета не было. Полет над территорией Сирии входит в обычный маршрут.

«Ракет мы не видели, а радары в рубке не распознают подобных вещей, – заявил пилот. – Наш самолет не смог бы увернуться от подобной атаки, он просто не приспособлен для этого. Такому судну нереально уйти от атак, если бы хотели сбить – сбили бы…»

СИРИЙСКИЕ ДИСПЕТЧЕРЫ ОПРОВЕРГАЮТ СООБЩЕНИЕ ОБ ОБСТРЕЛЕ

Представители как официального правительства Сирии, так и повстанцев отказываются давать комментарии по поводу двух ракет, выпущенных с сирийской территории по российскому пассажирскому самолету, сообщает «Интерфакс».

А сирийские авиадиспетчеры не получали ни одного сигнала об обстреле пассажирского самолета в воздушном пространстве Сирии, сообщил РИА «Новости» по телефону в понедельник гендиректор государственной сирийской авиакомпании «Сирийские авиалинии» Гайда Абельлатыф.

«Мы связались со службой, ведущей наблюдение за движением в воздушном пространстве Сирии, – сказала Абельлатыф. – Все диспетчерские службы в аэропортах Дамаска и Латакии и другие наземные службы не подтверждают информации о том, что какой-либо российский самолет был обстрелян в воздушном пространстве Сирии, этого не подтвердила ни одна наземная служба в Сирии, не было ни одного сигнала об этом инциденте».

Ранее сирийские повстанцы заявляли, что считают гражданские самолеты стран, поддерживающих режим президента Сирии Башара Асада, законными целями.

Росавиация уже потребовала запретить российским авиакомпаниям полеты над зонами боевых действий.

РЕАКЦИЯ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ СУТКИ

Участники рынка туризма считают, что ЧП не повлияет на желание туристов летать в Египет.

Ирина Тюрина – пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

– Рынок никак не отреагировал – ничего же не произошло! Если что-то происходит и, не дай Бог, с какими-то жертвами, то туристы, конечно, реагируют, но не сразу, а, по опыту, реакция наступает где-то через сутки. То есть народ призадумывается: люди начинают звонить, задавать вопросы.

В этой же ситуации единственное, чем интересуются туристы, это не меняется ли время вылета рейсов в Египет. Но ничего не меняется: во многих случаях для пассажира самолета незаметно изменение маршрута. Сегодня очень много вылетов из нескольких десятков городов России, и никто из операторов не объявлял о каких-либо изменениях в графике вылетов.

Что же до изменения маршрута, то, как оказалось, многие авиакомпании уже не летают над территорией Сирии. Это касается и крупных авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь». А те компании, которые летали, в частности, NordWind, сегодня занимаются изменением маршрута. Это стандартная процедура: направляются запросы государствам, над территорией которых планируется проложить курс.

Если говорить о самом инциденте, то официальной позиции до сих пор нет. Военные сильно сомневаются, что был реальный обстрел и что у сирийской оппозиции есть средства, позволяющие запускать ракеты на такую высоту. Но это вопрос военных. Никаких официальных разъяснений о том, что это было на самом деле, пока не последовало.