DSC_3972.jpg
 

ВОЗДУШНЫЙ МИНИВЭН

Если в Советском Союзе небольшие самолеты (пусть и другой размерности) не были чем-то особенным – народ вовсю летал на Ан-2, L-410 по городам и весям, то сегодня легкая машина выглядит в аэропорту диковинкой, да и широкие слои населения больше имеют дело с самолетами при полетах в отпуск, а не в повседневности. В общем, опасения имеют под собой основания. Сегодня несколько российских авиакомпаний, закупивших девятиместные Cessna Grand Caravan, пытаются сломать этот стереотип. АКТ – одна из таких компаний и на сегодня сделала самый большой заказ на эти самолеты, до августа их будет 15.

При осмотре одномоторный «Караван» производит впечатление несколько увеличенного в размерах минивэна. Вход в пилотскую кабину – по откидным лесенкам, через дверцы автомобильного типа. Внутри – три ряда сидений: три двухместных – справа, три одноместных – слева. Проход между ними, конечно, узковат, но для любителя воздушных путешествий, думается, это непринципиально. В салоне – специфический запах: так пахнет новенькая машина – обивкой, пластиком, немного – железом. Вход для пассажиров – с правой стороны, ближе к хвосту, там же – место с креплениями для ручной клади. Багаж также укладывается в «нарост» под брюхом машины. Каждый из пассажиров может взять с собой до 20 кг вещей.

DSCF4082.jpg
 

Автомобильные аналогии сходят на нет при взгляде на приборную доску. В Cessna Grand Caravan реализован принцип так называемой стеклянной кабины: никаких циферблатов-«будильников» – только многофункциональные дисплеи: пилотажно-навигационный комплекс максимально подстраховывает пилотов. Перегородки между пассажирами и пилотами нет, и в полете, наверное, будет занятно наблюдать за работой летчиков. Как разъяснил газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора АКТ по безопасности полетов Валерий Севрюков, такая конфигурация салона соответствует и международным, и российским правилам. Защитой от возможных «психов», наверное, должны стать стандартные предполетные процедуры. Также замгендиректора рассказал, что машина чрезвычайно проста в управлении, не требует больших взлетно-посадочных полос и может работать даже с грунтовых аэродромов.

DSC_4163.jpg
 

ВЫБИРАЙТЕ – АВТОБУС ИЛИ САМОЛЕТ

Пассажиры смогут проникнуться полетом на «Караване» после майских праздников, сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Аксан Гиниятуллин. Сначала – на маршрутах Казань – Самара, Самара – Саранск, Казань – Киров. В дальнейшем Cessna будут базироваться не только в столице РТ, но и в Саранске, и в Чебоксарах, и в других наиболее удобных для разлетов городах.

DSC_4161.jpg
Аксан Гиниятуллин

«Сравните, до Самары автобус идет 6 - 7 часов, а самолет летит один час, – привел простой аргумент в пользу воздушных путешествий генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» (напомним, что эта авиакомпания сейчас с АКТ скорее одно целое, чем разные фирмы) Петр Трубаев. – Раньше, без субсидий по программе полетов в ПФО, билет до Самары обходился в 3,5 тысячи рублей (на реактивном самолете CRJ200авт.), теперь – 1 - 2,5 тысячи» (точная цена почему-то пока не называется). Также он рассказал, что пилоты проходят подготовку на Cessna в Уичите (Канзас, США), где и производятся эти машины: «Люди все с опытом, подготовка длится всего 7 дней. И уже много желающих летать на этих самолетах, на сегодня – 15 человек. С английским языком проблем уже не возникает. В этом очень хорошее подспорье – центр подготовки авиационного персонала «Татарстан».

Что касается пилотной программы авиаперевозок в ПФО, то, по словам Гиниятуллина, она начинает набирать обороты. По данным на 29 апреля, было перевезено 6 тыс. пассажиров. «Конечно, еще требуется очень много серьезной работы – с регионами, министерствами, аэропортами, – обрисовал ситуацию гендиректор АКТ. – Наверное, будет и какая-то критика. Но не ошибается тот, кто ничего не делает».

DSC_4019.jpg
Петр Трубаев

«Поволжские перевозки наберут силу, – уверен Трубаев, – тем более что на следующий год на нее выделяют не 600 миллионов рублей, как в нынешнем, а 1,5 миллиарда. Это очень серьезный скачок. И мы надеемся остаться консолидаторами программы: все покажут результаты 2013 года – как мы справимся с этой непростой задачей. Напомню, что пилотный этап заканчивается в декабре, а по итогам апреля-мая будет совещание на уровне правительства России».

И, как понятно, во многом продолжение программы зависит от сегодняшней активности пассажиров.

«ВОПРОС НЕ В САМОЛЕТЕ, А В НЕДОВЕРИИ К АВИАЦИИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить степень доверия пассажиров к новым самолетам АКТ.

Олег Пантелеев – главный редактор специализированного портала «АвиаПорт.Ru»:

- Не думаю, что пассажиры опасаются именно Cessna, поскольку это новый самолет, который полностью соответствует и российским, и международным требованиям. Вопрос, скорее, не в самолете как таковом, а в недоверии к авиации. По некоторым исследованиям, четверть (если не больше) людей просто-напросто боится летать. И это только из тех, кто летает. А сколько тех, кто от страха даже к самолету не может подойти!

В советские времена, конечно, тоже летали не все, но тогда на местных линиях перевозки дотировались, и они были доступными и обыденными. Сегодня же выросло поколение людей, которые не представляют, что передвижение на короткие расстояния и самолет вообще совместимы. А ведь в этом действительно нет ничего сложного и удивительного: самолет – это обычное транспортное средство – сел и полетел.

А с точки зрения защищенности самолета от каких-то проблем, то на каждом новом поколении воздушных судов все больше более высокого качества систем защиты от разного рода ошибок и неисправностей. Так что количество авиапроисшествий во всем мире неуклонно снижается.

Радик Туйкин – заместитель директора ООО «Авиакомпания «Вектор»:

- Есть у людей такие опасения, но я не считаю, что они имеют под собой основания. Безопасность полетов во многом зависит от человеческого фактора: от подготовки пилота, его налета, инфраструктуры, технического обслуживания. А самолет будут выпускать в полет в соответствии с его техническими данными, то есть, например, если погода не соответствует, не выпустят. Пассажирам опасаться нечего. И, кстати, маленький самолет, в отличие от большого, всегда может совершить вынужденную посадку в случае резкого ухудшения метеоусловий или неисправности.

Считаю, что отход от малой авиации в крайние 15 - 20 лет как бы родил среди населения страх полетов. Но если восстановятся региональные перевозки, это пройдет, и для гражданской авиации будет большая польза: маленькие самолеты, небольшие аэродромы, региональные и местные перевозки – это хребет авиации.

 

Фото: Максим Платонов