ИННОПОЛИС – ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
- Вы уже не в первый раз приезжаете в Казань. Что вас здесь привлекает?
- Сейчас я приехал в Казань из Вьетнама, где мы проводили соревнования для стартапов, организованные компаниями Microsoft и Nokia. Меня пригласили в Казань, потому что у меня есть опыт участия в подобных мероприятиях, и я счастлив быть частью команды экспертов. Думаю, я принял приглашение по нескольким причинам, одной из которых было предложение провести несколько мастер-классов для резидентов. Я не мог отказаться, потому что был уверен, что это будет интересно. Для меня было занятно помочь IT-парку и бизнес-инкубатору, а также посмотреть на команды вне IT-парка, оценить их уровень, направления развития. Мне очень понравилось, работа была плодотворной. Я был приятно удивлен уровнем команд-резидентов.
- Какие проекты финалистов запомнились вам больше всего?
- Было довольно много интересных проектов, меня по-настоящему впечатлили два из них. Участники одного из них были очень юными, приятно было видеть умных 12 - 14-летних ребят, которые с хорошими идеями выступили с презентацией на достойном уровне. У них огромный потенциал для дальнейшего развития. Затем была команда OOHMap (online-сервис для участников рынка наружной рекламы, облегчающий поиск, учет, покупку и продажу рекламных поверхностей), которая поразила меня своими отличными идеями. На основе озвученных ими идей можно создать еще четыре-пять стартапов.
- Что вы посоветуете тем, кто не прошел отбор в бизнес-инкубатор?
- Главным советом будет – продолжать пытаться дальше. Это образовательный процесс, и те, кто принимал участие в отборе, находились среди неглупых людей и, соответственно, получили прекрасный опыт. Если говорить о том, над чем необходимо работать, то некоторые проекты имели не совсем продуманную идею, другие имели проблемы в бизнес-аспекте, третьи – командные сложности, у кого-то в целом присутствовали мелкие недочеты. Однако не надо сдаваться. Если у кого-то не получится быстро исправить недочеты и ошибки и подняться на новый уровень, можно присоединиться к другой команде и получить какие-то навыки быстрее.
- В рамках StartupSauna (бизнес-акселератор для стартапов посевной стадии; помогает молодым командам получать необходимый международный опыт и взаимодействовать с инвесторами – прим. ред.) были ли развиты проекты из Татарстана?
- Пока нет. Думаю, одной из причин стали проблемы с логистикой: несколько команд попросту не смогли доехать на отбор. Какие-то команды были потенциально интересными, но их не отобрали. Тем не менее я считаю, что достойные команды есть и им стоит подавать заявки на участие.
- Какие тренинги, мастер-классы вы провели в этот приезд в Казань?
- Я провел несколько лекций. Одной из них было обучение презентации своего проекта инвестору – pitch elevator – короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Длина презентации должна быть такой, чтобы быть полностью рассказанной за время поездки на лифте – около 30 секунд. Также я рассказывал резидентам, как правильно работать с аудиторией и донести до нее нужную мысль, ну и некоторые уловки. Проходили также практические занятия. Мы подробно изучали, что представляет собой инвестор, что он хочет видеть, кто он и что ищет, а также их типы: венчурные капиталисты, государство и так далее. Кроме этого, проводили индивидуальные мастер-классы и так далее.
- Знакомы ли вы с проектом «Иннополис»? Что вы о нем думаете? Будет ли он интересен зарубежным компаниям?
- Да, я слышал о нем несколько раз, и, думаю, он интересен. Считаю, что это некий переход на новый уровень, новую ступень. Если сравнивать с AppCampus, то это глобальный проект, который однако физически расположен в одном месте. Для нас, например, было бы трудно сменить местоположение, однако думаю, что для других компаний это вполне реально. Иннополис нацелен на быстрый результат, и это отличная цель.
ИНВЕСТОРЫ СКЕПТИЧНЫ ИМЕННО ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
- На ваш взгляд, есть ли отличие российских и зарубежных стартапов? Если да, то в чем?
- Разница, конечно, есть. Я думаю, что особенностью финских и российских стартапов является их направленность на локальный рынок, и это нормально, если ты, например, находишься в Китае, потому что рынок там огромен и насчитывает сотни миллионов человек. Таким образом, если ты успешен на локальном рынке, то это уже хорошо.
В России, я бы сказал, может быть, а может и не быть условий для успешного развития стартапа. Под успешностью я в данном случае понимаю интерес инвесторов – венчурных капиталистов, и надо быть довольно крупным, чтобы заинтересовать их, иначе вы сможете вести бизнес, но без инвестиций. Считаю, что важно быть успешным на локальном рынке, но это лишь первый шаг на пути к глобальному успеху. Многое зависит от местных условий: например, здесь есть проблема частичного покрытия картами, и многие команды работают над проектами по навигации, и тем не менее есть куда двигаться и над чем работать. Также есть много продуктов по повышению эффективности производства. В Финляндии же, где меньше индустриального производства, популярны игры.
- Сколько лет вы занимаетесь развитием стартапов? Как часто вы встречаете интересные для рынка проекты?
- Я начал работу со стартапами во время обучения в старших классах в Италии, когда я выполнил несколько проектов, в том числе в области разработки софта. Серьезно я вернулся к работе со стартапами в Берлине, когда в течение года занимал должность вице-президента в Fox Mobile Distribution GmbH и вел online-сообщество из 7 миллионов человек. Это был реальный стартап, хотя и в составе большого проекта. Затем я начал проводить мастер-классы, обучать, начал помогать по Startup Sauna, а в прошлом году меня пригласили в AppCampus.
Вообще, есть несколько типов идей для стартапов, которые я рекомендую и которые встречаются мне редко, потому что находятся они не в Финляндии. Один из них в России, один – в Италии. Я взаимодействую с этими двумя командами по разным схемам.
- Как изменился климат для IT-стартаперов в России за последние несколько лет? Появилось ли больше возможностей?
- Да, изменения, конечно, есть. Если сравнивать с моим первым визитом в IT-парк (а он тогда только начал функционировать), уже было несколько стартапов, но не было IT-сообщества, в котором можно было бы развиваться. Сейчас есть условия для роста и достижения высоких целей. И это хорошо. Думаю, даже уровень компетенций и знаний стартаперов вырос как в отношении языков, так и предпринимательских навыков.
Мое личное мнение – становится общим трендом концентрация идей в Москве: вокруг Digital October и «Сколково». Постепенно другие центры, как например IT-парк в Казани, становятся местом концентрации профессиональных компетенций и экспертов по стартапам.
- Согласно третьему обзору венчурного рынка России, подготовленному центром технологий и инноваций PwC и РВК, общий объем венчурных инвестиций на российском рынке за 2012 год составил 910,6 миллиона долларов, которые были получены в результате 201 сделки (с учетом сделок, стоимость которых не разглашается). Как, на ваш взгляд, можно увеличить количество привлекаемых инвесторов?
- Можно радоваться тому, что некоторые проекты достигают успеха, могут комфортно чувствовать себя на российском рынке. Следующей ступенью успешного проекта, который уже зарабатывает деньги, является прохождение экспертизы. Определенное количество стартапов имеют тенденцию к тому, чтобы развиваться за пределами России, найти там финансирование.
Должен признать, хорошо это или плохо, что по разным причинам инвесторы скептически относятся к инвестированию именно в России. Я думаю, что все, что поможет в этом направлении, поможет и улучшить ситуацию с привлечением финансирования. Возможно, одной из причин является опыт, знания и навыки, которых пока недостаточно. Думаю, что соответствующая активность тренеров помогла бы в этом.
- Неожиданным сюрпризом авторы обзора называют бурный рост проектов, связанных с социальными сетями и справочно-рекомендательными сервисами. Также сохраняется интерес инвесторов к online-туризму. На какие отрасли, по-вашему, будут обращать внимание инвесторы, эксперты в будущем?
- Так как я работаю по проекту AppCampus, то и считаю, что идеи внутри этого проекта перспективны. Своим долгом я считаю отобрать лучшие из них для дальнейшего инвестирования.
В остальном вы правы. Если внимательно изучить актуальные сегодня проекты, то многие из них связаны с социальными сетями. Стало привычным, что из-за географии и языковых особенностей у любой успешной идеи обязательно появляются подражания на локальных рынках с местной культурой и местными особенностями. Тем не менее иногда получаются достаточно интересные и успешные проекты. То же самое происходит и в России. Я думаю, что это здоровая тенденция, потому что она помогает очень быстро развить идею. При этом необходимо работать усерднее, если это перенос на локальный рынок. Интеграция на локальный рынок выглядит уместной, особенно в эпоху интернета, когда стираются границы.
Трудно сказать, каким будет следующий тренд. Есть волны, и никто не знает, какая из них начнет колебаться в следующий момент.
Если говорить о Финляндии, то там есть проекты, отличные от Америки. И одной из особенностей является интерес к проектам с играми, в частности, мобильными. Возможно, причиной тому является присутствие на рынке компании Nokia.
- Хорошо это или плохо – появление стартапов-локальных копий?
- Если это только лишь копии в долгосрочной перспективе, то это плохо из-за отсутствия креативности. Но в действительности, если речь идет о краткосрочной перспективе, то это не так уж плохо, поскольку позволяет развиваться быстрее.
- Какой IT-проект вы считаете самым удачным в России?
- Можно назвать удачным проект «ВКонтакте» в сравнении его с Facebook, потому что в России они борются за рынок. Российский проект выигрывает на локальном рынке, и его успех связан с тем, что в нем был не просто локализован глобальный продукт, но и применены инновации.
Успешным проектом также, я считаю, можно назвать «Яндекс». Периодически на рынке случаются такие прорывы идей.
БОРЬБА ПЕРЕШЛА ИЗ ПЛОСКОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЛОСКОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
- В одном из интервью вы говорили, что вести успешный бизнес и зарабатывать деньги важнее, чем применять маркетинговые новации. Но если взять в пример компанию Nokia, то мы видим ее некоторое отставание от Apple. При этом эксперты говорят, что Apple уже не предлагает инновационные продукты, а лишь ведет маркетинговые войны. Как прокомментируете такую ситуацию?
- В какой-то степени вы правы. Я считаю, что Apple создала фундаментальные инновации, которые изменили индустрию, и Apple перевела борьбу между компаниями из плоскости технологий в плоскость пользователей. Именно поэтому компания смогла возглавить весь рынок, правда затем ослабила свой уровень инноваций. А компания Nokia сейчас проявляет свой потенциал по инновациям и действительно серьезно работает. Знаете, компания готовится сделать рывок, движение, которое позволит ей захватить рынок. Давайте вместе понаблюдаем некоторое время и увидим, что из этого выйдет.
- Чем вы занимались в Nokia? Какие перспективы видите у компании?
- Я работал в этой компании 12 лет, но это было достаточно давно, поэтому мне сложно прогнозировать следующие шаги и перспективы компании. Очевидно, что у Nokia будут успешные проекты, совместные с Microsoft. За время их сотрудничества можно было увидеть, как появились свежие взгляды, идеи, мысли.
В компании я выполнял несколько функций, потому что так принято в компании – каждые два года менять направление в работе. Большая часть моей трудовой деятельности была связана с выводом приложений и услуг на рынок для запуска. За это время я успел также поработать над проектами в Азии.
- Расскажите о программе AppCampus, которая была создана компаниями Nokia и Microsoft.
- AppCampus – это программа при финском университете Аалто, запущенная совместно компаниями Nokia и Microsoft. Компании решили направить усилия на стимулирование разработчиков Windows Phone, разработчиков мобильных приложений. Программа, которая стартовала в мае 2012 года, продлится три года. Конечно, у нас есть свои ответные условия: в течение трех месяцев разработчики, получившие грант, должны поработать на платформе Windows. По истечении трех месяцев они могут работать и на других платформах. На самом деле во главе проекта стоит образовательная составляющая. Много внимания уделяется дизайну, пользователям, маркетингу. Если проект разработчика интересен, мы можем помочь продвинуть его по своим каналам.
- Какой бюджет нужен для попадания в топ интернет-магазинов мобильных приложений?
- Бюджет может быть равным даже нулю! Успех зависит от многих факторов: простое ли это приложение, но очень функциональное и удобное, или приложение может быть лишь небольшой частью большого сервиса. Думаю, что все рассматривается в каждом конкретном случае. На мой взгляд, в рамках успеха важно ориентироваться на конечного пользователя, его потребности.
Паоло Борелла
Дата рождения: 15 марта 1965 года Место рождения: Италия, Милан Май 2012 – руководитель инвестиционной программы AppCampus Май 2009 – по настоящее время – основатель компании Boro Oy, занимается консультацией стартапов и маленьких компаний, преимущественно работающих в сфере мобильных технологий и IT Январь 2010 – по настоящее время – советник и управляющий по международному развитию бизнеса компании RoboToons Сентябрь 2010 – по настоящее время – Startup Sauna, бизнес-тренер компании Июнь 2009 – декабрь 2009 – вице-президент Fox Mobile Group 1996 - 2009 – Nokia Январь 2008 - 2009 – Porfolio Management for Service and Software GTM, управляющий директор Январь 2006 – декабрь 2007 – Nokia - Head of Portfolio Management for APAC Multimedia Experiences Февраль 2004 – декабрь 2005 – Head of Business Development for APAC IBU 1993 - 1996 гг. - ED&C Power Controls Italia, специалист по логистике 1993 - University Politecnico di Milano, технический менеджер Образование: 1986 - 1993 гг. – Politecnico di Milano, Management and production engineering 1980 - 1985 гг. - Istituto Tecnico Industriale «E. Breda», Sesto San Giovanni Хобби - триатлон, лыжный спорт и путешествия |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.