По-большей-части-вопросов-чиновники-и-депутаты-пришли-
По большей части вопросов чиновники и депутаты пришли к консенсусу

ДЕНЬГИ ДО БЮДЖЕТА НЕ ДОХОДИЛИ…

В Набережных Челнах полным ходом идет разработка положения о размещении средств наружной рекламы и информации. Вчера рабочая группа депутатов горсовета в очередной раз встретилась за столом переговоров с профильными руководителями исполкома, и, судя по итоговому решению о вынесении регламента на депутатскую комиссию, стороны, наконец, договорились.

Напомним, проблема регламента размещения городской «наружки» выросла из конкретной ситуации с конкретными деньгами. До сих пор арендную плату за каждый билборд в городе собирало с рекламных агентств МУП «Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна». Эти деньги, по мнению депутатов, до бюджета не доходили, что и сподвигло депутатов поднять вопрос об аукционах на размещение рекламы.

Ранее предусматривался только договор аренды с МУП рекламы. Теперь депутаты хотят добиться, чтобы плата за рекламу шла непосредственно в городской бюджет, без посредничества МУП или иных ведомств. Именно для этого они добились введения процедуры аукционов на размещение рекламных конструкций: форма аукционов позволяет перечислять деньги прямо на счет города.

Кульминацией вчерашней встречи должен был стать визит и отчет о финансовой деятельности директора МУП рекламы Александра Полухина. Однако он не пришел. Председатель рабочей группы Максим Федоров объяснил это канцелярской ошибкой. Впрочем, поручение о раскрытии бухгалтерии МУП предусмотрено до 15 мая, поэтому пока руководство МУП может позволить себе погулять. В протокол вчерашнего заседания будущий визит Полухина к депутатам снова был внесен, но уже в виде поручения исполкому, как учредителю предприятия, пригласить Полухина волей начальства. Встреча назначена на 16 мая в рамках депутатской комиссии, на которой будет представлено и разрабатываемое положение о рекламе.

РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК – ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Центральными вопросами вчерашнего обсуждения стали содержание лотов на аукционах (введение аукционов уже решено) и периодичность арендной платы за пользование муниципальной собственностью. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Роман Мугерман, их рабочая группа на прошлых заседаниях предложила исполкому сдавать щиты в аренду по одному, а не оптом, как было раньше. Если следовать традиционной челнинской практике, каждый лот будет подразумевать аренду сразу десятков щитов. Это делает рынок наружной рекламы недоступным для малых предприятий. Идея депутатов откроет вход на рынок индивидуальным предпринимателям, желающим рекламировать свой товар на постоянной основе. По словам Федорова, их инициатива уже вызвала бурю возмущения и даже угроз со стороны бывалых игроков рынка. «Это закрытый рынок, в нем сложились определенные взаимоотношения, до которых участники никого не хотят допускать», – обрисовал ситуацию Мутерман.

На-следующей-комиссии-депутаты-намерены-предложить-ко
На следующей комиссии депутаты намерены предложить коллегам рекламный регламент и встречу с Александром Полухиным

Однако вчера ответ исполкома, озвученный Рафаром Шакировым – начальником управления архитектуры, градостроительства и инвестиций, был положительным. Принимая предложение о сдаче в аренду одиночных рекламных конструкций, Шакиров отметил, что аукционы станут от этого долгим и трудоемким процессом, однако повысят доходную часть бюджета: «Мы будем собирать за рекламу в разы больше, чем раньше».

Вероятно, согласие исполкома можно рассматривать как вынужденное, если учитывать недоумение депутатов по поводу того, отчего же муниципалитет не увидел эту выгоду для бюджета города прежде, до того как рабочая группа поставила вопрос ребром. Печется ли муниципалитет больше о бюджете или о том, чтобы рекламные щиты не попали в «чужие руки»?

В этом ракурсе стоит отметить, что отдельные аукционы за каждую точку наружной рекламы позволят размещать информацию на всеобщее обозрение не только индивидуальным предпринимателям, но и… политическим партиям в период предвыборных кампаний. Недоступность публичных каналов для оппозиционных партий всегда была одной из главных претензий к партии власти, и такой «непрофильный», казалось бы, вопрос, как доступность наружной рекламы, может стать для них первым шагом к более плотному контакту с электоратом.

ПОЧЕМУ ИСПОЛКОМ ПРЕДПОЧИТАЕТ СОБИРАТЬ В ДЕНЬ ПО 5 КОПЕЕК?

Второй вопрос – о периодичности арендной платы – вчера не решили, поскольку депутаты намерены отдать его «на откуп» специалисту – начальнику управления финансов Альфинур Галиакберовой. Ее пригласили на следующее заседание комиссии, чтобы она определила как суммы арендной платы, так и более удобную для самих хранителей бюджета форму платежей. Либо это будет единоразовый платеж за пять лет, либо регулярный.

До сих пор арендная плата за щиты составляла 50 рублей за квадратный метр и взималась ежемесячно, и эту периодичность исполком отстаивал вплоть до вчерашнего дня. На встрече депутат Сергей Еретнов в очередной раз заявил, что самым логичным и экономичным вариантом была бы единоразовая плата за пять лет аренды щита – так, чтобы после оплаты к бизнесмену никто не мог подойти, кроме антимонопольной службы, а муниципалитет мог бы сразу распорядиться полученной суммой во благо городу.

«Исполком долго и упорно отстаивал форму ежемесячных платежей, под самыми смехотворными предлогами, – рассказал Еретнов газете «БИЗНЕС Online». – Например, аргументом была инфляция – мол, возьмем деньги сразу за пять лет, а потом их инфляция обесценит. Но зачем их пять лет держать? Их надо осваивать. И зачем нагружать финансовое управление лишней работой? Если сейчас арендаторов станет много, это же за каждым нужно следить, с каждого ежемесячно требовать плату, за каждым охотиться. Кому это надо? На самом деле чиновники просто хотят сохранить хоть какой-то контроль, прописав в договоре право поднимать арендную плату. Но придет после нас другой депутатский корпус и поднимет эту плату в 20 раз – кто защитит бизнес?»

Меры защиты бизнеса от убытков предлагает Федоров, апеллируя к поправкам в закон о рекламе, еще не утвержденными, но одобренными Госдумой РФ. Они предусматривают компенсацию арендаторам потери рекламного места в случае изменения муниципалитетом схемы размещения рекламных конструкций. В автограде такой схемы на данный момент нет, и ее разработка стала еще одним требованием рабочей группы. Что касается периодичности платежей, то, по мнению Федорова, для бюджета тоже выгоднее рассчитываться с арендаторами один раз. «Возьмем для примера арендную плату за землю, – проиллюстрировал он свою точку зрения в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Человек платит раз в полгода, а бюджет закрывается в конце года. Но платят не все, бюджет в итоге закрывается с дефицитом. В следующем году – через суд ли, иначе ли – деньги доходят, и получаются допдоходы, но не настоящие – ими надо закрыть прошлогодний дефицит. Плата один раз за пять лет решит подобные проблемы».

А пока, в ожидании экспертного заключения Галиакберовой, рабочим вариантом остается формулировка Шакирова, по которой владелец щита единовременно платит за лот, а периодичность арендной платы прописывается в договоре отдельно: это может быть и месяц, и квартал, и год.