"АУДЭКС" - аудиторско-консалтинговая компания

Основана в марте 1994 года.
Основные услуги: аудит, МСФО, налоговые консультации и арбитраж, юридические услуги, оценка, управленческий учет и бюджетирование, автоматизация финансов и управления, проведение семинаров, ведение бухгалтерского учета.
Количество сотрудников: более 160 человек, из них 112 специалистов являются профессиональными аудиторами, консультантами и экспертами.
"АУДЭКС" стабильно входит в число 50 ведущих аудиторско-консалтинговых фирм России с момента публикаций первых рейтингов. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2007 год "АУДЭКС" занимает 43 место среди аудиторских компаний России и является крупнейшей в Приволжском федеральном округе.
"АУДЭКС" является корреспондентом Praxity, AISBL, глобального альянса независимых фирм. Praxity позволяет расширить возможности "АУДЭКС" в сфере международного обслуживания клиентов. Praxity - это путь к получению услуг в сфере налогообложения, аудита и консультаций, которые бы отвечали высочайшим стандартам международного бизнеса.
"АУДЭКС" является членом аккредитованных профессиональных аудиторских объединений: Института профессиональных аудиторов (ИПАР), Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ (ИПБР). В штате Компании работают аудиторы, являющиеся членами Российской коллегии аудиторов (РКА).
Центральный офис "АУДЭКС" расположен в Казани, работают филиалы в Бугульме и в Набережных Челнах. География оказания профессиональных услуг включает Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский и Сибирский федеральные округа.

 

ПРЕГРАДА НА ПУТИ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО БИЗНЕСА

- Айрат Фердинандович, ваш бизнес во многом не понятен стороннему наблюдателю. Для чего и кому необходимы услуги аудита?

- С начала 1990-х годов в России начали появляться первые постановления правительства о том, что некоторым предприятиям необходимо аудиторское заключение. Аудит – это необходимый элемент рыночных отношений: развитие рыночной экономики послужило стимулом для развития аудита. Главная задача аудита - проверка и подтверждение достоверности отчетности, подготовленной для совета директоров предприятия, акционеров, собственников, кредиторов, а также для госорганов и регистраторов. Аудитор проверяет, можно ли доверять отчетности и принимать на ее основе решения, например, о стратегическом развитии компании. Неграмотная работа аудитора может привести к печальным последствиям: вспомните историю с американской корпорацией Enron , когда фальсификация отчетности привела к банкротству компании. Аудит - это дополнительная преграда на пути недобросовестного бизнеса.

- А как обеспечивается добросовестность самого аудитора? Какими нормами регулируется ваша деятельность?

- До последнего времени регулятором деятельности аудиторских компаний являлось Министерство финансов России. Оно выдавало лицензии и осуществляло контроль над действиями аудиторов, который, впрочем, заключался только в том, что они проводили проверки по факту жалобы на ту или иную аудиторскую фирму. Планомерной профилактической работы по проверке аудиторских фирм не было, поэтому если на аудитора никто не пожаловался, он мог и не соблюдать принципы работы, демпинговать, выдавать заключения без проверки за минимальную цену – заниматься так называемым "черным аудитом".

С нового года ситуация, наконец-то, меняется. Теперь почти вся власть переходит к саморегулируемым объединениям (СРО), аккредитованным при Минфине. Отныне сами аудиторы должны будут бороться за чистоту своих рядов: право на деятельность аудита теперь дает не лицензия Минфина, а членство в СРО. На сегодняшний день есть шесть аккредитованных аудиторских объединений. Они обязаны регулярно, независимо от того, есть жалобы или нет, проводить плановые проверки качества работы входящих в них аудиторских фирм.

А это очень серьезная вещь, потому что наша деятельность регулируется федеральными стандартами: стандарт независимости, стандарт планирования аудита, стандарт существенности и другие. Каждая аудиторская проверка должна планироваться, каждый шаг аудитора должен быть зафиксирован и обоснован. По результатам проверки должен быть составлен комплект документов, так называемый аудиторский файл, где должно быть обоснованно указано, что проверка проведена с соблюдением всех стандартов и требований законодательства, а также почему проверка прошла именно в таком направлении, как она прошла и как на основании этих документов аудиторы сделали вывод, что отчетность достоверна.

- Как вы думаете, к чему приведет новая система саморегулирования рынка? Многие ли будут вынуждены уйти с рынка?

- По оценкам экспертов, до 50 процентов фирм могут уйти с рынка или объединиться друг с другом. Дело в том, что правильное проведение аудиторской проверки связано с методологическими затратами, то есть у каждой фирмы на основе федеральных стандартов должны быть разработаны свои внутрифирменные стандарты, должен быть организован внутренний контроль качества работы и система повышения квалификации. Не все компании могут себе это позволить: по данным Минфина, 80 процентов аудиторских фирм в России имеют численность до 15 человек.

- Что представляет собой аудиторский рынок Татарстана?

- В Татарстане есть серьезное отличие от других регионов: у нас мало московского капитала, соответственно, местные аудиторы исторически имели возможность развиваться лучше. Московские фирмы приглашаются в основном на обслуживание московского капитала, а поскольку он у нас минимален, то и спрос на них минимален. К примеру, в Нижнем Новгороде аудиторских фирм столько же, сколько и у нас, но все они небольшие. Кроме того, Казанский финансово-экономический институт входит в тройку сильнейших в России.

По масштабам аудиторского рынка Татарстан занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Местные крупные аудиторские фирмы очень сильны, они занимают руководящие позиции в профессиональных объединениях, а три фирмы являются членами международных сетей аудиторских фирм. Я не знаю, где еще, кроме двух столиц, есть такие достижения. 

- А как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке аудита и консалтинга в Казани? 

- Я бы не сказал, что мы чувствуем какое-то конкурентное давление. Аудиторы не замкнуты на определенной территории, поэтому понятие конкуренции на этом рынке в значительной степени размыто. В конечном счете, профессионализм и качество услуг всегда одержат победу. Мы предпочитаем концентрироваться на собственном совершенствовании.  

- С какими аудиторами предпочитают работать крупные татарстанские компании? 

- По разному. Если говорить об аудите по международным стандартам, в основном все крупные компании работают с иностранными аудиторскими фирмами, такими как Pricewaterhouse Coopers. Аудит по российским стандартам непрост, а по международным - не прост в квадрате. Российские компании берутся за это, но для этого нужно иметь мощные ресурсы: спрос на специалистов со знанием международных стандартов высок, и чтобы их удержать, надо быть готовыми платить им большую зарплату. Кроме того, обучение таких специалистов также очень дорогостояще. В Татарстане фирм, которые могут проводить аудит по международным стандартам, единицы, в их числе компания "АУДЭКС".

Что касается аудита по российским стандартам, часть крупных предприятий, входящих в федеральные структуры, пользуются услугами москвичей, а часть, причем большинство, услугами местных аудиторов.

- Оказывает ли влияние на работу аудиторских компаний экономический кризис?

  - Конечно, ведь мы работаем с предприятиями, а у предприятий трудности, которые не дают им полноценно реализовывать свои планы. В условиях кризиса мы стараемся идти навстречу клиентам. Если клиент давний, которого мы хорошо знаем, предоставляем отсрочку платежей. В некоторых случаях приходится снижать цены, сокращать объем оказываемых услуг. Снижение платежеспособности предприятий сказывается и на нашей компании - идет определенный рост дебиторской задолженности.

- Насколько рентабелен сейчас аудиторский бизнес?

- Последние год - два рентабельность снизилась, потому что если цены на аудиторские услуги не поднимались выше 10 процентов в год, то рост зарплаты составлял 20-30 процентов в год, а для нас зарплата – это основная статья затрат.

- А каков порог вхождения на рынок аудита?

- По новым правилам в фирме должно быть не менее трех аттестованных аудиторов. Но бывает, что это правило соблюдается только формально: допустим, один аудитор работает в аудиторской фирме на постоянной основе, а еще двоих оформляют по совместительству, фактически они могут и не работать в этой фирме.

- В таком случае, на что надо обратить внимание при выборе аудиторской компании? 

- Надо подойти комплексно. Посмотреть рейтинги и собрать информацию по пяти ведущим фирмам: какая у них репутация, кто их клиенты, какой опыт работы, виды оказываемых услуг, штат сотрудников, есть ли научные труды, публикации.

- Должна ли консалтинговая фирма брать на себя ответственность за последствия своих консультаций?

- Согласно гражданскому законодательству, мы обязаны нести ответственность за свои непрофессиональные действия. Но, отмечу, именно за свои рекомендации, а не за непрофессиональные действия клиента. Пару раз правоту своих рекомендаций перед контрольными органами мы доказывали в суде.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЛЮС КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

- Как вы пришли к решению создать аудиторско-консалтинговую фирму?

- После КФЭИ я по распределению попал на госслужбу - работал в налоговой инспекции по направлению "налогообложение совместных предприятий и иностранных юридических лиц". Когда появилась семья, дети, надо было искать новые источники материального обеспечения, и поскольку я работал в схожем направлении, принял решение создать аудиторскую фирму. 6 марта 1994 года была зарегистрирована компания "АУДЭКС". Сейчас в группе компаний "АУДЭКС" работают 160 человек, а начинали работать мы втроем: директор, замдиректора и главный бухгалтер. Сначала занимались только аудитом, сегодня же в структуре деятельности фирмы аудит занимает примерно половину, а вторую половину - консалтинг. Мы входим в органы управления Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российской коллегии аудиторов, а также в международное объединение Praxity.

- Помните своих первых клиентов?

- Первые полгода это были представительства иностранных юридических лиц.

- Вообще, наверное, клиенты в этой сфере нарабатываются годами…

- Конечно. Мы вот уже четыре года являемся аудиторами по российским стандартам КАМАЗа, среди наших клиентов КАПО им. Горбунова, КМПО, "Казанькомпрессормаш", Pozis , "Таттелеком", "Телесет", Татарстан Почтасы и другие предприятия. Вне республики - много клиентов в Тюменской области, Ханты-Мансийском АО.

В нашем бизнесе очень большое значение имеют рекомендации - если хорошо сделаешь свою работу, информация расходится мгновенно. Мы проводили исследование и выяснили, что 80 процентов наших клиентов пришли к нам по отзывам.

- За какими услугами к вам обращаются помимо аудита?

- У нас хорошо развит консалтинг в области налогообложения и бухучета, судебные, досудебные, внесудебные разбирательства. Кроме того, мы уже 12 лет занимаемся оценкой, у нас есть все лицензии, мы входим в СРО оценщиков. Следующая группа направлений - управленческий консалтинг, маркетинговые исследования, бизнес-планирование, автоматизация учета. Отдельная дочерняя фирма занимается обучением. У нас есть лицензия министерства образования, мы проводим семинары для бухгалтеров, экономистов. Недавно получили аккредитацию на переподготовку управленческих кадров. Мы издаем журнал "Бухгалтер Татарстана" - это проект, которым мы гордимся.

- Одна из ваших услуг - ведение бухгалтерского учета. Насколько эта услуга востребована в Казани? В чем, по-вашему, преимущество "бухгалтера по вызову" перед штатным бухгалтером?

- Это довольно востребованная услуга. На западе большинство фирм работают именно так - не содержат собственных бухгалтеров, а доверяют ведение бухучета специализированным компаниям. Это дает массу преимуществ. Главный бухгалтер – это физическое лицо, его еще надо подобрать. В большинстве случаев директор не может его проконтролировать, потому что не разбирается в отчетности, и понимает, какой у него бардак, только после проверки. Бухгалтер может в любой момент уволиться, и тогда с него уже ничего не спросишь - он уже не сотрудник. Кроме того - зарплата, налоги на зарплату, отпускные, больничные, рабочее место, компьютер.

Договор на ведение бухучета с юридическим лицом предусматривает его ответственность. Если это солидная фирма, можно быть уверенными, что она никуда не денется. Если брать весь комплекс расходов, для небольшой фирмы, которая держит 1-2 бухгалтеров, это будет процентов на 20 дешевле. Расходов меньше, а качество – больше: в компании работает коллектив и если бухгалтер, который ведет вашу фирму, что-то недопонимает, он всегда может спросить у других.

Более того, раз в год мы за свой счет проводим в фирмах наших клиентов аудиторские проверки. Так мы перестраховываем их и перепроверяем правильность отчетности.

- В чем суть "Антикризисных проектов", которые вы предлагаете на сайте вашей компании? Обращаются к вам целенаправленно за услугами, связанными с кризисом?

- Мы предлагаем производственным предприятиям услуги по оптимизации расходов в непроизводственной сфере. Как правило, эта сфера – столовая и прочее - не сильно контролируется со стороны менеджмента предприятий, и содержит много резервов для оптимизации.

Во время кризиса ценность достоверной своевременной информации возрастает многократно. Если раньше рост доходов покрывал ошибки менеджмента и неграмотные решения, принятые на основе не совсем достоверной бухгалтерской отчетности, кризис всё это обнажает. Поэтому мы также предлагаем клиентам постановку управленческого учета и бюджетирования.

Кризис с одной стороны увеличил число обращений по истребованию дебиторской задолженности и с другой – по защите от кредиторов. Казалось бы, должен значит должен, но бывает, что человек готов рассчитаться, но хочет реструктуризировать сроки платежей, не согласен с санкциями банка против него и так далее. Появились обращения по трудовым вопросам и вопросам, связанным с экономическим анализом на предмет отсутствия признаков банкротства.

- Успех аудиторской компании во многом зависит от профессионализма ее сотрудников. Как вы подходите к вопросу формирования своей команды? Какие качества, на ваш взгляд, необходимы аудитору?

- До кризиса мы находились в постоянном поиске сотрудников, но это не говорит о том, что не кому работать или большая текучка. Текучка у нас минимальная. Но мы заинтересованы в привлечении реальных профессионалов, поэтому и сейчас в любой момент готовы рассмотреть резюме.

У нас многоступенчатый подход к подбору персонала. Сначала менеджер по персоналу отбирает резюме, которые представляют интерес, и передает их руководителю департамента. Тех, чьи резюме его заинтересовали, приглашаем на встречу, проводим анкетирование, тестирование, при этом еще какая-то часть отсеивается. Оставшиеся проходят личное собеседование с руководителем департамента, после чего с человеком встречаюсь я.

Главное, за что нам платят деньги - за то, что мы профессионалы своего дела. Но этот профессионализм мы должны уметь реализовывать через каналы коммуникабельности. Если человек семь пядей во лбу, но не может наладить взаимоотношения, то он нам не подходит. И наоборот, если он может сразу наладить контакт, но не профессионал - тоже не подходит. Сочетание этих двух качеств - профессионализма и коммуникабельности - значит, что человек соответствует нашим корпоративным стандартам. Плюс, умение держать язык за зубами - в нашей работе очень важна конфиденциальность.

- Как вы стимулируете у сотрудников это качество – держать язык за зубами? Как обеспечиваете безопасность информации?

- Все наши сотрудники подписывают обязательство о неразглашении информации, которое предусматривает ответственность вплоть до уголовной, если будет допущен какой-то ущерб. Соответственно, для них это большой риск.

Но мы стараемся предотвратить возможность утечки информации не столько методом жестких санкций, сколько тем, чтобы у сотрудников не возникало даже мысли пойти на такой шаг. Наша внутренняя корпоративная культура направлена на то, чтобы не допускать в свою среду ненадежных людей. Мы стараемся сделать так, чтобы наши сотрудники дорожили своим рабочим местом. Это складывается из условий работы, отношений внутри коллектива, системы повышения квалификации и многого другого.

- Сколько стоит хороший аудитор?

- Наша система оплаты труда не предусматривает оклада у аудиторов. Она зависит от должности - стажер, ассистент, эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт, от того, в командировке он работает или нет, от того, как он сдал аттестацию, от того, как он отработал предыдущий месяц. То есть, на размер заработной платы влияют несколько показателей. Мы выстраиваем абсолютно прозрачную систему оплаты труда, при которой каждый может видеть, от чего и как складывается его зарплата. У квалифицированных аудиторов зарплата колеблется от 30 до 60 тысяч рублей.

ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ

- Какие еще интересы, кроме работы, у вас есть?

- Наверное, это книги и познавание мира. По договору с ассоциацией Praxity мы должны периодически принимать участие в международных конференциях. Заодно и фотографирую (оглядывается на стену с фотографиями): Бразилия, Торонто, Монреаль, Квебек, Ниагара, Дублин…

- Как вы думаете, что помогло вам за 15 лет работы вывести компанию "АУДЭКС" в лидеры в своей области?

- Во многом успех дела зависит от того, каким было намерение. Когда мы начинали дело, то хотели создать высокопрофессиональный коллектив, который сможет оказывать высококачественные услуги. Это стояло во главе угла. Мы должны приносить реальную пользу клиентам. Материальное вознаграждение должно быть заслуженно, оно само придет, если есть настрой на добросовестную работу. Это фундамент, который мы заложили, и до сих пор на нем стоим.

 

 

Айрат Гимадутдинов  

Родился 30 сентября 1968 года в Казани.
В 1990 году закончил КФЭИ.
С 1990 года по февраль 1994 г. работал в Государственной Налоговой инспекции по РТ.
С марта 1994 года – генеральный директор компании "АУДЭКС".

Ринат Билалов,
Жанна Печенко,
фото Марии Зверевой  

Фоторепортаж: "АУДЭКС" отметил свое 15-летие