1.jpg

КРАЙНИЙ ГРЕЗИТ ОКЕАНОМ

Накануне стало известно, что проект возрождения сети специализированных магазинов «Океан», которым еще с 2009 года грезил руководитель «Росрыболовства» Андрей Крайний, будет запущен по всей России: в понедельник, 20 мая, в Москве откроется тестовый магазин «Новый океан». Его открытием X5 Retail Group презентует проект Крайнего на своих площадках в формате shop-in-shop, пишет «РБК daily». Первым из своих сетей федеральный ритейлер задействовал магазины «Перекресток», однако бренды «Пятерочка» и «Карусель» не останутся в стороне, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» руководитель центра общественных связей «Росрыболовства» Александр Савельев. По его словам, по стране планируется открыть 5 тыс. подобных магазинов.

«Сейчас ритейлер открывает первые магазины в Москве, а затем этот опыт будет перенесен в Татарстан, – поделился Савельев с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Это закономерно, поскольку республика позиционируется властями в качестве авангарда экономики. Но в Татарстане проект будет развиваться так же аккуратно, как и в Москве – сначала откроются несколько тестовых магазинов, например, пять, а затем и все остальные точки ритейлера. Формат «магазин в магазине» новый для X5, поэтому они намерены действовать осторожно. Открытие первых магазинов и последующая презентация в Татарстане запланирована на конец лета - начало осени».

Напомним, в Татарстане ностальгический проект Крайнего уже запускался в августе 2010 года. Тогда глава «Росрыболовства» заявлял об открытии пяти магазинов «Океан» в Казани. Открытие первого прошло с помпой при участии вице-премьера РТ Равиля Муратова и поразило первых высокопоставленных покупателей привлекательными ценами. Доступность морепродуктов была обеспечена прямыми поставками товара от промысловиков и переработчиков рыбы, а их реализацией занялся в ту пору «Татрыбхоз». ГУП даже планировал вложить в республиканскую сеть «Океан» порядка 70 млн. рублей. Однако рыбный бизнес пошел далеко не так бодро, как ожидалось: о планах по открытию второго казанского магазина гендиректор «Татрыбхоза» Хайдар Гарифуллин заявил только спустя 8 месяцев, и больше новостей по проекту не поступало. Надо полагать, рынок не смог переварить дешевой рыбы.

DSCF4222.jpg

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПОД СОМНЕНИЕМ

На федеральном уровне основным партнером в «Росрыболовстве» всегда видели X5 Retail Group. Бывший глава группы Лев Хасис заявлял в 2009 году о переговорах с Крайним, однако на тот момент он не видел стабильной логистики проекта. В итоге взаимоотношения партнеров закончились на тот момент едва ли не судебным иском: Крайнему не понравились высокие цены, которые устанавливал ритейлер, последний намеревался отстоять свою независимость от административных ресурсов в суде, но передумал. После этого Крайний отказался от мысли отдавать управление сетью в руки федеральных ритейлеров: изначально он планировал схему, по которой регионы отдавали бы X5 торговые площадки в аренду по минимальной цене, а магазины продавали бы рыбу дешевле на 30 - 50%, напоминает «РБК daily». Главным условием «Росрыболовства» оставался контроль цен со стороны ведомства.

DSCF4226.jpg

После скандала с X5 Крайний решил отдать франшизу «Океанов» региональному бизнесу. Издание цитирует того же Савельева, по словам которого магазины, поддерживаемые «Росрыболовством», существуют и поныне – их около 100 по стране, но они носят названия, данные владельцами бизнесов. Предложенный комментарий гендиректора «InfoLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова предполагает инвестиции Х5 в оборудование shop-in-shop в размере не менее 1 млн. рублей на каждый магазин, а по мнению исполнительного директора российского Рыбного союза Сергея Гудкова, специализированная торговля рыбой как была, так и останется нерентабельной.

Тем не менее, руководство X5 рассчитывает на лидерство своих магазинов в рыбной рознице России. На данный момент Рыбсоюз оценивает оборот российского рынка в 500 млрд. рублей с ежегодным приростом около 10%. Сегодня четверть рыбной продукции составляет импорт. Как сказано в отчете «Росрыболовства» на официальном сайте ведомства, в начале этого года розничный товарооборот рыбы и морепродуктов увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 95,5 млрд. рублей. Цены на рыбное филе за первый квартал года снизились на 0,8%, на живую и охлажденную рыбу – на 0,1%, цены на мороженую и соленую рыбу выросли на 0,6%.

DSCF4224.jpg

ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ЛОББИ ПОСРЕДНИКОВ

По мнению сопредседателя Союза рыбаков России Олега Мазанова, ритейл-проект «Росрыболовства» готовы приветствовать не только любители морепродуктов, но и добытчики.

«Проект очень хороший, и эта идея давно витает в воздухе, – сообщил корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Мазанов. – К сожалению, антилобби слишком сильно, поскольку перекупщики теряли на прямых поставках очень большие деньги. Давайте прикинем: если где-нибудь в Архангельске или Мурманске мойва стоит 14 рублей, то к нам она приходит уже по 80 рублей. Посредники накручивают цену в 5 - 6 раз. А реально с доставкой из северных регионов мойва может стоить порядка 20 рублей. Это касается любой морской рыбы – накрутка от порта до магазина исчисляется не десятками, а сотнями процентов. Поэтому проекту и не дали хода в первый раз.

Сейчас система работает целиком на посредниках: рыбаки сами не торгуют, сдают весь улов перекупщикам, в том числе и с рыбопромысловых участков. Перекупщики встречают улов прямо на разгрузке, отвечают за транспортировку, хранение и реализацию. Всю эту систему проект «Новый океан» должен сломать, чтобы стать жизнеспособным. Тогда при любых раскладах цена морской рыбы уменьшится примерно вдвое. Даже если никто не мешает, чисто технически это непростой процесс.

Насколько я знаю, даже в самой Москве при Лужкове проекту в первый раз дали поставить только один магазин на окраине. Фактически они торговали по оптовым ценам, как и предполагалось концепцией. В «Росрыболовстве» прошло в те времена совещание с крупными производителями рыбы, перед которыми поставили задачу – отгружать продукцию в магазины «Океан» по оптовым ценам. Конечно, это попахивало советской плановой экономикой, но, с другой стороны, это выгодно не только потребителю, но и рыбакам. Жаль, что не срослось, и, если сейчас получится, все, кроме посредников, будут рады».

ПОКУПАТЕЛЯМ НАДО БЫСТРО И В ОДНОМ МЕСТЕ

По мнению владельца сети продуктовых супермаркетов Fresco (Набережные Челны) Геннадия Ежкова, прежний формат магазинов «Океан» не пользуется большой популярностью из-за изменившегося образа жизни сегодняшнего покупателя.

«Жизнь меняется, и поездка в магазин – это уже событие: плотное движение, загруженный трафик. В Казани, например, в связи с массовым строительством есть определенные сложности. Есть любители, кто предпочитает определенную рыбу и готов ехать за ней, несмотря на сложности, но их мало. В основном покупателям надо быстро и в одном месте», – говорит Ежков.

Новый формат будет интересен покупателям, считает он и предполагает, что X5 Retail Group выделит под проект только гипермаркеты.

«В гипермаркетах есть место, где развернуть магазин и соответствующе оформить. В магазинах меньшего формата подобный проект реализовать проблематично, его даже чисто технически вписать сложно: требуется соответствующее оборудование для рыбы, определенный трафик клиентов, чтобы она продавалась», – говорит Ежков, отмечая, что новые идеи всегда хорошо влияют на рынок.