ПУТИН БУДЕТ ЛЕТАТЬ «С ОКАЗИЕЙ»

Сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о том, что площадка для президентского вертолета Ми-8 казанского производства в Кремле построена и готова к использованию. На ней уже прошли тренировочные облеты и посадки в различных режимах, правда, пока она еще не успела ни разу принять вертолет с Владимиром Путиным.

«Они были очень сложными, – приводит «Интерфакс» слова Пескова. – Отрабатывалось минимум три режима посадки, в том числе зависание в условиях турбулентности».

Отвечая на вопрос о том, когда площадкой начнет пользоваться президент, Песков сказал: «Все сейчас будет от оказии зависеть».

Летать Путин, по словам пресс-секретаря, предпочитает на вертолетах Ми-8 казанского производства. Дмитрий Медведев, помимо Ми-8, был замечен в использовании итальянских машин Agusta Westland, закупленных управделами президента.

Архитектурные сооружения Кремля не пострадают от частых взлетов и посадок казанского Ми-8, добавил Песков, сообщив, что специалисты серьезно подошли к делу:

«Там огромное количество датчиков установили на всех сооружениях, особенно на исторических. И это такой научный подход, с тем чтобы исключить какое-то малейшее воздействие», – рассказал он.

Вертолеты садились на территории Кремля еще в бытность президентом Бориса Ельцина. Однако тогда они приземлялись на Ивановской площади. И если разовые посадки не вызывали каких-либо серьезных трудностей, то использование площади как вертолетной площадки на регулярной основе несло в себе определенные издержки. Во-первых, приходилось перекрывать движение по площади как для туристов, так и для чиновников, а во-вторых, регулярные взлеты и посадки наносили вред колокольне Ивана Великого.

ВЕРТОЛЕТЫ ОТ ПРОБОК НЕ СПАСАЮТ

Напомним предысторию вопроса. В октябре прошлого года, на свой день рождения, Путин объявил о решении максимально удалиться из Кремля, дабы не создавать кортежами пробки на московских дорогах, напоминает «МК». Почти два месяца президент провел в «изоляции» в Ново-Огарево, только редкие мероприятия проводились в Кремле. Однако сегодня Песков признал, что подобная мера практически не повлияла на московские дороги.

«Для специалистов никогда не было секретом, что проезды двух кортежей, под которые перекрывают дороги, или даже трех-четырех, когда в городе находятся зарубежные гости, они не приводят к пробкам», – заявил пресс-секретарь. Он признал, что подобные меры могут приводить к «временным затруднениям».

«Но пробки не из-за этого, и уж тем более не из-за мигалок», – заявил Песков, тем не менее, дав понять, что передвигаться на вертолете быстрее и удобнее.

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала о том, что правительство традиционно заказывает только вертолеты КВЗ. Сегодня, по данным портала russianplanes.net, в СЛО работают 15 различных модификаций Ми-8, причем 8 из них были поставлены в последние 7 лет.

Первые два Ми-8МТВ-1С для Путина были заложены на КВЗ еще в 2001 году. Сообщалось, что машины оснащены новой глобальной системой навигации и посадки «Абрис», которая позволяет наиболее полно использовать спутниковую навигационную информацию. В пятиместном салоне – кресла, рабочий стол, гардероб, кухня с холодильником и баром, комната для обслуживающего персонала. Внешне гражданские «салоны» от обычных аналогов отличаются разве что большим количеством антенн.

МИ-8 ГОТОВ ВОЗИТЬ И ЯДЕРНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК

Почему Путин предпочитает Ми-8, газете «БИЗНЕС Online» пояснил главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

- Вертолеты семейства Ми-8 традиционно используются управлением делами президента для перевозки первых лиц государства. В специальном летном отряде «Россия» эти вертолеты хорошо себя зарекомендовали и у предшественников Путина. Так что ничего удивительного в выборе Ми-8 нет, он сделан в рамках преемственности. Все вертолеты семейства отличаются высочайшей надежностью – их системы безотказны – и таким же уровнем комфорта.

Ми-8 – очень вместительный вертолет, который позволяет разместить с комфортом первое лицо и сопровождающих, оснастить все места системами для комфортной работы в полете, это касается всего – от связи до ядерного чемоданчика. Оборудование вертолета позволяет его эксплуатировать в сложных метеоусловиях, у машины высокий потолок скорости, что позволяет использовать Ми-8 не только на близких дистанциях, но и при дальних перелетах, и в тех районах, где скорость может иметь критическое значение. В этом отношении можно вспомнить поездки первого лица в Чечню в период боевых действий. Поэтому возможность размещения на вертолете средств защиты тоже относится к большим его преимуществам.

В России по соотношению цена-качество у Ми-8 конкурентов нет. По данным параметрам эта машина беспрецедентна вообще для мирового рынка. Но функционально мировые конкуренты в сегменте данного взлетного веса, конечно, есть. Это в первую очередь продукция франко-немецкой компании Eurocopter, а также американский Sikorsky.

Строго говоря, для перевозки VIP-пассажиров в России стали появляться крупные вертолеты иностранного производства, но серийная сборка таких машин сейчас разворачивается в Подмосковье, поэтому конкуренция все-таки будет не международной, а внутренней. Внешняя конкуренция более оправдана на рынке небольших коммерческих машин для платных услуг. Для перевозки же первых лиц альтернативы Ми-8 пока не видно.

Вертолеты семейства Ми-8 в России производят два завода – это Казань и Улан-Удэ. Поставки идут с обоих предприятий. В летном отряде можно усмотреть некоторое предпочтение казанскому производителю, но это абсолютно не принципиально.

Жесткого условия использования только российской техники нет – во всяком случае, до перевозки первых лиц государства допущены и самолеты иностранного производства. Под ограничения больше подпадает бортовое оборудование, хотя в публичном доступе полный набор требований, естественно, не выкладывается.