Яков Геллер |
И ТОГДА ОСТАЕТСЯ СЛЕД – КТО И КОМУ ОТДАЛ ДЕНЬГИ
Что такое система «Четыре расхода» (именно так она называется) и каково ее предназначение? Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер. Для начала он прочел небольшую лекцию по экономике предприятий: «Расходы любого предприятия раскладываются всего в четыре корзины: заработная плата, обязательные платежи (налоги и так далее), закупки товаров и договоры исполнения или договоры «второй руки». И для того, чтобы проанализировать любое предприятие, достаточно разложить его расходы в эти четыре корзины и увидеть, из чего состоит тот тариф или цена, которые предприятие предъявляет».
Но здесь-то как раз, по словам Геллера, и кроется подвох. Проблема раскрытия информации исполнителей коммунальных услуг в том, что непрозрачны их платежи: коммунальное предприятие ведет расчеты через один банк, подрядчик, с кем оно заключает договоры, – через другой. И этот банк может быть где угодно, хоть на Кипре. «Проследить за тем, кому и за что заплачено, почти невозможно. Это под силу разве только тотальной ревизии либо правоохранительным органам», – рассказывает глава агентства. Однако набившую оскомину проблему непрозрачности обслуживающих организаций можно решить. Для этого команда агентства создала систему, суть которой – контролировать текущие расходы предприятий в режиме online.
Если кратко. Участники рынка (в данном случае – управляющая компания или ТСЖ) и исполнители услуг (подрядчики) становятся резидентами системы. Для этого им следует в ней аккредитоваться с указанием всех установочных данных: ИНН, адресов юридических и фактических, банковских реквизитов, а также данных на руководителя предприятия и главного бухгалтера. Далее в системе заключается виртуальный договор на ту или иную услугу, и все платежи идут по виртуальным счетам через центр управления платежей (ЦУП) оператора системы.
В результате деньги попадают на счет подрядчика в конкретном банке только после прохождения через ЦУП. «И тогда в ЦУПе остается «след» – кто и кому отдал деньги, – поясняет Геллер. – Это та «прокладка», через которую можно увидеть, что заказчик ничего себе не оставил и не отдал обнальной фирме». Более того: «Когда мы знаем резидентов системы, какой заключен договор в электронной форме, когда мы обеспечили заказчику – плательщику – прохождение денег, мы можем увидеть признаки фирм-однодневок, фирм со стажем менее одного года, фирм-получателей из списка проблемных фирм; увидеть, сколько фирм учредил руководитель компании-поставщика. То есть мы резидента «раскладываем» на все составляющие», – заявил собеседник издания.
Помимо этого, система позволяет выявить разницу между средствами, поступившими от населения, и средствами, потраченными управляющей компанией. Мало того, она может вскрыть и так называемые несистемные договоры (системные – те, что заключаются с поставщиками коммунальных услуг). Как образно назвал их Геллер, «закат солнца вручную» – например, договоры на консалтинговые услуги.
Пока система работает в пилотном режиме в трех городах: Камских Полянах, Менделеевске и Нижнекамске. Причем мэр Нижнекамска Айдар Метшин, как говорит Геллер, принял самое деятельное участие в ее внедрении. В ближайшее время агентство предполагает запустить визуализацию системы для жителей городов-участников проекта с обеспечением доступа в нее. И тогда уже, по словам главы агентства, любой желающий сможет в режиме реального времени наблюдать за прохождением средств жилищных предприятий.
ПРЕДСТОИТ ВОЙНА, ВЕДЬ НЕ ВСЕ ЗАХОТЯТ ЖИТЬ ПОД МИКРОСКОПОМ
Вероятно, что на фоне неутихающих скандалов вокруг жилищников система, о которой идет речь, может стать некоей панацеей в урегулировании отношений между жильцами и управляющими компаниями. Но здесь существует одно но: как уговорить УК участвовать в проекте, ведь законодатель никаким образом не принуждает к этому? Геллер полагает, что компании в этом должны быть сами заинтересованы: «Я вас уверяю, что УК с удовольствием раскроют свою информацию, потому что они уже устали от того, что их обвиняют во всех грехах».
По словам генерального директора агентства, система универсальна – ее можно применять ко всем предприятиям, которые регулируются тарифами и в которых есть доля государства. В Казани, к примеру, систему пока решено внедрить в строительную отрасль, где крутятся бюджетные средства. Причем, как заверил собеседник газеты, поручение о внедрении системы руководству города дал сам президент. И исполком развернул в этом направлении активную деятельность. «Процесс пошел, и мы начали выдавать веб-кабинеты в этой системе, подрядчики уже приступили к аккредитации, а по республике мы уже выдали порядка 70 веб-кабинетов», – сообщил Геллер.
Впрочем, будущее тотального внедрения системы пока туманно, ведь желающих оказаться «под колпаком» может оказаться не так уж и много. «Эта штука настолько делает все прозрачным, что не всем это будет нужно. Конечно, еще предстоит война, ведь каждый будет как под микроскопом жить. И я все это понимаю», – заключил глава агентства.
«ЕСЛИ КОМПАНИИ НЕЧЕГО СКРЫВАТЬ, ОНА ПРИДЕТ НА ЭТУ ПЛОЩАДКУ»
Участники рынка и эксперты «БИЗНЕС Online» высказали неоднозначное мнение по поводу очередного проекта агентства.
«Все, что предлагает Яков Вениаминович, простым не бывает, – высказал свою точку зрения начальник ГБУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» Рашид Нуруллин. – И ко всему нужно привыкать и учиться работать. А так как чаще всего приходиться учиться и работать одновременно, то зачастую внедрение новых систем вызывает где-то напряжение излишнее, а где-то – даже отторжение.
По мнению Нуруллина, сама идея создания условий для прозрачности договорных схем от «недобропорядочных посягателей на бюджет» правильная. Но у него вызывает сомнение технология системы: «Когда всю стройку загоняют, условно, в одно «окно», то сразу возникает вопрос: насколько велика пропускная способность этого «окна»? При этом следует учитывать сезонный характер стройки: она идет с пиком летом, а когда летом все попросятся в одно «окошко» – начнутся одновременно регистрация, платежи… Что получится? Все ли продумано разработчиками? Не все подрядчики в Казани живут, у всех разный менталитет, уровень образования. Вы представляете, сколько времени нужно, чтобы их всех обучить? Но раз решение принято, будем работать… А как это получится, покажет время».
По словам генерального директора ООО «ЭТТОН» Ефима Климова (разработчик IT-проектов по оптимизации и улучшению качества предоставляемых услуг ЖКХ), тема весьма актуальная: «До сих пор не было такого ресурса, который бы мог разрешить все проблемы с ЖКХ. Я слышал об этой системе, но с деталями не знаком, так что сходу оценить ее не могу. Есть вопросы. Как встраиваются в систему платежи? Кто ими управляет? Кто ими распоряжается? Кто их согласует? И потом, представьте, если все субъекты будут подключены, то кто будет управлять такой махиной и отдавать распоряжения? Вопросов очень много. Но идея хорошая».
Директор ООО «ТОС» ЖКХ Камских Полян Олег Егоров (он один из первых клиентов системы) сообщил, что никаких существенных проблем с работой в ней нет. Он полагает, что участие в ней будет способствовать созданию положительного имиджа управляющих компаний: «Если компании нечего скрывать, она ведет бизнес в соответствии с законом, то придет на эту площадку. В этой системе жители будут видеть все наши платежи, и уже никто не упрекнет, что управляющие компании деньги прикарманивают. Здесь по-настоящему все прозрачно».
У казанского коллеги Егорова – генерального директора ООО «Управляющая компания «Уютный дом» Марата Нуриева – несколько иная точка зрения. Он полагает, что незачем городить огород, а ЖКХ и так находится под пристальным вниманием контролирующих органов всех уровней, в том числе и жителей: «Сегодня ЖКХ со всех сторон обложено многоступенчатым контролем. И чтобы проверить нас, управляющие компании, все возможности есть и в Казани, и в республике в целом. Вот министерство строительства разработало программу «5 версия», она позволяет в режиме реального времени отслеживать все движения средств заказчиков и подрядчиков. Сегодня очень много дублирующих организаций, контролирующих наши расходы: ЕРЦ, казначейство, банки, та же ЭТИС… Да на нашем сайте все подробно расписано, что и куда уходит, посмотрите сами! Еще создавать дополнительную структуру… Не вижу в ней необходимости. Все говорят, что нужен контроль. Так над нами и так тотальный контроль, если хотите, проверяйте, все механизмы уже созданы!»
«СИТО» ДЛЯ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Однако, по мнению одного из экспертов в области госзаказа, новая система не только имеет право на существование, но даже обладает всеми условиями для решения давней проблемы нецелевого расхода средств.
«При создании подобных площадок (включая ЭТИС) возникают две проблемы: кто будет их использовать, почему будет это делать и каков контроль за их использованием, – высказал свою точку зрения советник ректора по науке, заместитель директора института непрерывного образования ТИСБИ, а в недавнем прошлом – сотрудник минэкономики, специалист по госзаказу Артур Даутов. – Когда используются бюджетные средства и заказчиком является бюджетное учреждение, эти вопросы решаются автоматически, так как все обязательства имеются в федеральном законодательстве (Бюджетный кодекс, 94-ФЗ), в том числе имеется обязанность закупать определенные товары (работы и услуги) на электронных торговых площадках (в том числе строительство). МУПы, ГУПы, госкомпании, организации, которым установлены тарифы и так далее, с вступлением в силу 223-го федерального закона также обязаны открыто проводить закупки на торгах. Если заказчиками выступают управляющие компании, подрядчики, обеспечивающие исполнение программ по капитальному ремонту и малоэтажному строительству, то есть пользователи площадки «Четыре расхода», то здесь ситуация иная».
По мнению эксперта, редкие субъекты сами желают раскрывать свои расходы, тем более заработные платы. В этом-то и заключается основная проблема внедрения площадки. Поэтому, как полагает Даутов, обязательства использовать площадку должны появиться в различных соглашениях и документах, и тут без административного ресурса не обойтись.
Помимо этого, эксперт убежден, что «на площадке «Четыре расхода» применяются проверенные решения из сферы госзакупок – механизм аккредитации и подтверждение действий электронной цифровой подписью, осуществление платежей через саму площадку. Эти решения проверены временем и уже зарекомендовали себя. В этой части вопросов нет.
И еще один момент, на котором Даутов заострил внимание: «В условиях, когда большинство фирм перед тем, как заключить контракт, просто созваниваются с поставщиками, изучают прайс-листы, то для них площадка покажется сложным механизмом. Людям, которые не сталкивались прежде с тендерами, необходимо потратить немало времени, чтобы понять, как она работает, и тем более использовать площадку. Но, насколько я знаю, агентство по госзаказу уже проводит бесплатные семинары для всех желающих».
Эксперт уверен, что «площадка «Четыре расхода» будет еще одним инструментом борьбы с нецелевым расходованием средств госпрограмм, обналичиванием этих денег. Однако, полагает Даутов, успех проекта будет зависеть от того, станет ли бизнес активно использовать систему или, наоборот, будет искать некие пути, чтобы ее обойти.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.