В Египте редко можно встретить человека с дипломом об окончании вуза, если его родители в свое время не получили высшего образования. И наоборот: в интеллигентной семье учеба в университете – дело для детей обязательное, а вот в выборе сферы деятельности они, чаще всего, вольны. В среде ремесленнической очень развита преемственность: сын сантехника в 90% случаев сам станет сантехником, так как будет с младых ногтей помогать родителю. Этот жизненный опыт заменит ему и начальную школу, и профтехническое образование. Например, в Каире можно встретить мальчишек 9 - 10 лет, весьма умело управляющих различным транспортом специального назначения, таким как самосвал или подъемный кран. Это сыновья потомственных строителей. Занимаются ли отцы торговлей, выпеканием хлеба или сборкой мусора – дети приобщаются к «семейному бизнесу».

Словом, семья предопределяет все. Это касается не только образования и профессии, но и, естественно, веры. Практика «вырастет – сам определится» здесь отсутствует. Ребенок с рождения погружен во все культовые религиозные процедуры. Однако чем образованнее родители, тем меньше они настаивают на буквальном соблюдении норм и обычаев. Дети могут вести более-менее светский образ жизни, но оторваться от корней – никогда. Египетские подростки увлекаются интернетом и западной массовой культурой не меньше, чем российские, но для них эта реальность существует параллельно. Как фантастическое кино. Молодому человеку может нравиться фильм «Красотка», но свататься он пойдет к девушке в никабе.

В понятие «семья» для египтянина городской среды входит не только супруга (супруг) и дети, но и родители с обеих сторон, семьи сестер-братьев, тетки и дядья, племянники и племянницы. Это самый что ни на есть ближний круг, в котором поддерживаются тесные связи. Более широкое понятие «клан» актуально, пожалуй, лишь для Верхнего Египта, который многие вообще называют отдельной страной. Это аграрная территория, контролируемая властью кланов, со всеми атрибутами а-ля Монтекки-Капулетти – компактным проживанием и браками внутри одного рода, общим занятием (чаще всего нелегальным), кровной местью.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ ЕГИПЕТ

В стране пирамид, конечно, существует закон о всеобщем школьном образовании, но отсутствие оного совсем не считается преступлением. Так, если родители не отдали ребенка в школу, социальные органы не придут к ним домой проводить беседы, а то и, чего доброго, забрать дитя от неразумных предков. Ходить в школу или нет – в Египте личное дело каждого. В больших по численности бедных семьях детям отводится роль помощников и учеников, как в приведенном выше примере, – сыновья весь день околачиваются на стройке, впитывая добытые житейским путем знания отца о том, как класть кирпич, разводить цемент и управлять подъемным краном. Дочери в это время будут помогать матери по дому.

С другой стороны, существует противоположная тенденция, хорошо заметная в Каире и Александрии. В экономически неблагополучном египетском обществе с дефицитом хорошо оплачиваемого труда, на учебу возлагаются большие надежды. Многие египтяне стараются изо всех сил, чтобы их дети получили качественное образование, которое сделает их конкурентоспособными и даст дорогу в благополучную жизнь. В Каире процветают платные частные школы, пожалуй, их столько же, сколько и государственных. Последние считаются отсталыми и не с самым лучшим контингентом учителей.

Частные школы делятся на две большие категории – английские и арабские. В первом случае преподавание всех предметов ведется на английском языке, а родной дается лишь отдельным уроком. Во втором случае, соответственно, дети учат математику, химию и все остальное на арабском. Почему так много английских школ? Египтяне верят, что хорошее его знание сможет очень пригодиться при устройстве на работу в представительство зарубежной компании (а то и подрядиться за пределами страны), а о лучшем и мечтать нельзя. Как результат – иногда выпускники «английских» школ плохо читают и пишут на родном языке, но зато в совершенстве владеют иностранными языками.

Столь полярное отношение к образованию детей не встретишь, пожалуй, нигде, кроме Египта. Кто-то не учится в школе вообще, зато другие вынуждены таскать рюкзаки с учебниками сразу после того, как научатся ходить. В начальную школу отпрыски идут с пяти лет, а не с семи, как в России. Поступая в первый класс (в хорошую школу), ребенок должен уже уметь считать и писать. Если многодетной маме (а других тут почти не бывает) некогда заниматься со своим чадом, его отдают в двухступенчатое дошкольное заведение с трех лет, где он обучается чтению, письму, иностранным языкам и очень часто – религиозному мировоззрению. Конечно, у дошколят есть перерывы на игры и физкультуру, но это не детский сад – здесь уроки, оценки и экзамены, все по-взрослому.

СЕМЬЯ КРЕПКА, ДА НЕ БЕЗ ГРЕХА

Взаимоотношения в нормальной египетской семье очень теплые, доверительные, родственные связи тесные. Семьянин – это национальный характер в целом, потому что частные случаи раздоров и неурядиц встречаются сплошь и рядом, как и анекдоты про тещу и свекровь. Такое явление, как бездомные дети и детские дома, в стране пирамид все же присутствует. Однако возьму на себя смелость утверждать, что в гораздо меньших масштабах, нежели в России, несмотря на здешний более низкий уровень жизни.

Здесь необходимо разобраться и уточнить. Чумазые детишки, болтающиеся целыми днями на улицах, которые вряд ли когда-нибудь смогут написать свое имя, в определенных районах Каира не редкость. С европейской точки зрения это вопиющее нарушение родительских обязанностей, за которыми неумолимо последует лишение прав. С египетской точки зрения – норма. Такие дети могут быть любимы, могут считать, что у них нормальная семья. Они вырастут, женятся, и их отпрыски будут так же бесконтрольно жить хаотичной личной жизнью.

Другое дело – дети-отказники: здесь таких почти не бывает. Кто попадает в детдома? Дети тех, чьи родители погибли, а родственники вне досягаемости, ребята из неблагополучных семей, где папа курит гашиш и не может обеспечить семью достаточным пропитанием (за такими обычно приходят соцработники, которым позвонили и пожаловались соседи). Добровольно в детдома детей египтяне, как правило, не «сдают». Даже полностью утратив моральный облик, египтянин умудряется оставаться семьянином.