СНИЖЕНИЕ ВПЕРВЫЕ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ

Подведение итогов розничными сетями, специализирующимися на продаже компьютерной техники, за первые месяцы 2013 года показало, что одним из главных трендов является вытеснение планшетами не только нетбуков, но и персональных компьютеров. Как следует из отчета аналитической компании Gartner, опубликованного в газете «Ведомости», в январе - марте 2013 года на российский рынок было поставлено 2,44 млн. настольных ПК (десктопов) и ноутбуков, что на 24,4% меньше, чем в первом квартале 2012 года. Поставки ноутбуков сократились на 30,5%, настольных ПК — на 11,3%. Самое серьезное падение продаж зафиксировано у Apple — минус 49,4%. Поставки компьютеров HP снизились за год на 41%, Asus — на 35,3%.

По словам аналитиков компании, ранее продажи компьютеров в первые три месяца года в России только росли: в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом 2010 года рост составил всего 0,4%, но в первом квартале 2012 года по сравнению с первым кварталом 2011 года отгрузки выросли более чем на 44%. В январе-марте 2013 года произошло самое серьезное снижение продаж ПК на российском рынке за последние 4 - 5 лет. Резкое снижение спроса на десктопы и ноутбуки было зафиксировано еще в прошлом году. Например, в четвертом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года отгрузки этих устройств сократились на 19% (Gartner).

ПРИРОСТ ПЛАНШЕТОВ – СОТНИ ПРОЦЕНТОВ

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Регина Роднянская менеджер по связям с общественностью «М.Видео», в первом квартале 2013 года продажи планшетов в «М.Видео» выросли до 125 тыс. штук, что почти в три раза выше показателей этого же периода 2012 года. «Спрос на моноблоки, системные блоки и ноутбуки в целом остается стабильным. Спрос заметно снизился только на категорию нетбуков – это связано с перераспределением интереса в сторону планшетов, - уточнила она. – В первом квартале 2013 года в продажах «М.Видео» наблюдалось незначительное снижение спроса в категории ПК (стационарных компьютеров). По сравнению с очень высокими показателями продаж в первом квартале 2012 года снижение в этом году составило около 8%. Тем не менее можно говорить о том, что категория остается стабильной». По словам Роднянской, ПК по-прежнему популярны только среди профессиональной аудитории и корпоративных клиентов – массовый потребитель стремится к более компактной и функциональной технике: «В большинстве случаев эту роль выполняют ноутбуки и планшеты. Другая причина заключается в том, что потребность в покупке нового стационарного компьютера возникает у пользователей достаточно редко».

На вопрос о самых продаваемых планшетах и ноутбуках нам ответили, что в «М.Видео» самый продаваемый планшет в категории до 15 тыс. рублей - Lenovo A2107AH /59349216/, дороже 15 тыс. рублей - Acer A511 HT.HA3EE.001. Среди ноутбуков самым популярным в первом квартале 2013 года стал Lenovo G575.

В пресс-службе «Евросети» корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что в первом квартале нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на российском рынке продажи ноутбуков выросли на 6% в количественном выражении, но упали на 10% в денежном. Нетбуки рухнули на 44% по количеству проданных устройств и в два раза – в денежном выражении. Зато стремительный рост продемонстрировали ультрабуки (ноутбуки с тонким корпусом), продажи которых взлетели на 470% в количественном и 310% в денежном выражении. На этом фоне рост продаж планшетов в целом по стране выглядит не столь впечатляющим: плюс 250% в количественном и плюс 135% в денежном выражениях. «В Поволжском регионе в первом квартале 2013 года по отношению к аналогичному периоду 2012 года прирост продаж ноутбуков в «Евросети» составил 150%, прирост планшетов составил почти 700%. Самыми популярными в первом квартале 2013 года среди жителей Поволжья стали ноутбуки Lenovo, Acer и Samsung. В сегменте ультрабуков потребительским предпочтением пользовались Acer и Asus. Лидерами в сегменте нетбуков стали Lenovo, Asus и Packard Bell», - уточнили нашему изданию.

Анна Трофимова - руководитель PR-отдела сети Media Markt - также подтвердила газете «БИЗНЕС Online» небольшое падение продаж ПК. «Продажи ПК и ноутбуков за первый квартал упали примерно на 10 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Товарная группа моноблоков показывает рост, поэтому падение было не такое заметное, - рассказала Трофимова. - Продажи планшетов в магазинах сети Media Markt выросли более чем в три раза по сравнению с тем же кварталом прошлого года (в штуках). Самым продаваемым планшетом в сети Media Markt стал Explay Informer 703, а самым продаваемым ноутбуком - 15,6” Acer E1 на процессоре Intel Core I3 (за первый квартал)».

Среди причин падения спроса на ПК собеседница нашего издания назвала изменение потребностей рынка, переход пользователей в мобильный сегмент, выбор устройств меньше и легче.

«ПЛАНШЕТ – ВТОРОЕ ИЛИ ТРЕТЬЕ УСТРОЙСТВО»

Что касается прогнозов на ближайшие месяцы, то, по словам Роднянской, три-шесть месяцев – слишком короткий срок, чтобы говорить о явных трендах на рынке. «Тенденция 2012 - 2013 годов – ноутбук приобретается как первое устройство, а вторым или третьим уже становится планшет. По расчетам аналитиков, категория нетбуков может быть практически полностью вытеснена с рынка в течение ближайших двух-трех лет. Ультрабуки по-прежнему непопулярны, в том числе в связи с достаточно высокой ценой. Моноблоки приобретают только как третий-четвертый компьютер в семью. Планшеты будут постепенно замещать и рынок ноутбуков. Цена на планшеты будет падать за счет высокой конкуренции и появления на рынке качественных B-брендов», - рассказала она.

Виктор Луканин - вице-президент по коммерции компании «Евросеть» - считает, что на рынке мобильных компьютеров и планшетов происходит революционное перепозиционирование. «Люди переходят на наиболее мобильные гаджеты, этим объясняется растущий спрос на планшеты. В группе мобильных компьютеров наблюдается гигантский прирост ультрабуков», - сообщил он нашему изданию.

По мнению Трофимовой, продажи настольных ПК и ноутбуков к концу года останутся на уровне 2012 года или упадут процентов на пять. «Продажи планшетов действительно отъедают часть продаж ноутбуков (большей частью в сегменте нетбуков). Но основной рост планшетов обеспечивается все же ростом объема рынка, нежели перераспределением долей в объеме рынка IT, т.е. увеличивается емкость рынка», - считает она.

«ПЛАНШЕТ НЕ ЗАМЕНЯЕТ НАСТОЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у игроков рынка в Казани, ощутили ли они падение интереса жителей города к настольным компьютерам и переход на планшетные устройства.

Виктор Дьячков - генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС»:

- Планшеты, безусловно, влияют на рынок ПК, уменьшая его. Во-первых, рынок ПК уже насыщен. Во-вторых, пользователи все больше и больше отдают предпочтение мобильным устройствам, из которых планшеты – наиболее быстрорастущий сегмент.

Евгений Крылов – генеральный директор «ТАТИНКОМ Компьютерс»:

- Поставки настольных компьютеров особо не растут, но и не падают. Конечно, сейчас большое количество людей покупает планшеты, однако планшет является все-таки вспомогательным устройством, а не основным. Планшет – это, в первую очередь, мобильное устройство, поэтому полноценно на нем работать в прикладных и офисных задачах, начиная от 1С и заканчивая Word, просто неудобно.

Говоря о наших показателях, могу сказать, что почти полностью прекратились продажи электронных книг, - планшеты их вытеснили. По сравнению с прошлым годом в корпоративном сегменте поставки планшетов возросли в разы. Однако планшетник планшетнику тоже рознь: есть планшеты двух основных ведущих производителей, и есть более дешевые вариации. Дешевые варианты мы вообще не предлагаем, поскольку у них, как правило, хромает качество. Дешевые планшетники в основном приобретаются в розничных сетях, невзыскательными пользователями.

К концу года тенденция сохранится и усилится: хотя повторюсь, планшет настольный компьютер не заменяет. Планшеты покупают те, кто использовали настольные компьютеры лишь как интернет-браузер, для просмотра фильмов и отправки почты. Они сейчас с радостью освобождают углы в своих домах, занятые компьютерами и переходят на планшеты. В организациях такой тенденции нет. Там планшеты приобретаются в основном как дополнительные устройства для удобства и мобильности руководства, чтобы всегда быть на связи.

Что касается нетбуков, ультрабуков, они, на мой взгляд, побеждены планшетом, хотя определенное количество продаж этих устройств на сегодня тоже есть.

Айрат Шайдуллин - генеральный директор магазина компьютерной техники «Алгоритм»:

- В Казани поставки компьютеров также упали, думаю, примерно на 20 - 30 процентов. Это связано с тем, что растет рынок планшетных устройств. Появляются более мощные планшеты, с видеокартами и так далее. Рынок настольных компьютеров ожидает сокращение.

Сейчас выпускаются ультрабуки, которые так же легки, как ноутбуки, но производительнее. Они пока дорогие, но и планшеты в свое время были дорогие. Ноутбуки почти совсем уже не покупают, думаю, спрос сместится именно на ультрабуки. Нетбуки также берут, но они маленькие и много чего в них нет.

Рост продаж планшетов увеличился примерно на 20 процентов. К концу года, думаю, тенденция сохранится: количество настольных компьютеров будет падать, а планшетов – расти. Такая тенденция существует уже год.