«ГАЗПРОМУ» В ПОМОЩЬ
Дмитрий Медведев подписал в минувший понедельник постановление, расширяющее перечень услуг, которые должны оказывать клиентам автозаправочные станции в России. Постановление обязало действующие АЗС осуществлять заправку автотранспортных средств газомоторным топливом. Как отмечает пресс-служба правительства РФ, это будет способствовать увеличению объемов использования газа в качестве моторного топлива, что уменьшит транспортные расходы и положительно скажется на экологической ситуации вдоль дорог, так как газ — более экологически чистый вид топлива.
Новость о новом обременении бизнеса серьезно встревожила операторов АЗС, которые восприняли постановление как попытку переложить на их плечи затраты на реализацию принятой в середине мая госпрограммы по переводу на газовое топливо не менее половины общественного транспорта в стране.
Ранее предполагалось, что эта программа, предусматривающая массовое строительство сети газозаправочных станций, будет реализовываться за счет средств Газпрома, который заинтересован в увеличении внутреннего спроса на газ в условиях его снижения на внешних рынках.
Нервозности операторам АЗС добавило то обстоятельство, что в постановлении не указаны сроки внедрения новой услуги, а также вид газомоторного топлива, который будет использоваться — смесь пропан-бутан или метан (природный газ). Они надеются, что постановление все-таки будет носить рекомендательный характер или оно будет дополнено предложениями по компенсации затрат АЗС на переоборудование. В противном случае владельцам АЗС придется поднимать цены на бензин.
ВЕК НЕ РАСПЛАТИШЬСЯ
Опрошенные корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» участники рынка в один голос уверяют, что выполнить данное постановление сейчас нереально. Инвестиций в дооборудование одной АЗС под работу со сжиженной газовой смесью пропан-бутан потребуется порядка 10 млн. рублей.
По словам заместителя генерального директора по продажам и развитию ООО «РариТЭК» (официальный дистрибьютор ОАО «КАМАЗ» по продукции с газовыми двигателями) Альфреда Гатиятова, смысл такого переоборудования весьма сомнителен — использование пропан-бутана в качестве автомобильного топлива давно признано бесперспективным. Он уступает метану по цене, проигрывает ему по экологическим параметрам. Кроме этого, свойства пропан-бутана резко ухудшаются при низких температурах, что приводит к потере мощности, а при температуре ниже -40°С без подогрева баллона автомобиль вообще не поедет. Ну и главное — у «Газпрома» грандиозные запасы именно метана (природный газ на 98% состоит из метана), который надо где-то сбывать.
Использование же метана предполагает покупку дорогостоящих компрессоров и другого оборудования, выдерживающего высокое давление компримированного (сжатого) газа. Но это еще не все — потребуется прокладка на АЗС отдельной нитки от магистрального газопровода. И чем длиннее нитка, тем дороже будет операторам выполнить постановление правительства. В Татарстане с его стопроцентной газификацией населенных пунктов особых проблем с подключением АЗС к газовым магистралям возникнуть не должно. Но что делать в таких регионах, как Кемеровская область, где уровень газификации не превышает 10%? Оставить АЗС только вдоль немногочисленных магистральных газопроводов?
По официальным данным «Газпрома», стоимость строительства одной новой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) составляет 100 млн. рублей. Дооборудовать уже действующую АЗС для работы с компримированным газом будет стоить порядка 35 млн. рублей. Таким образом, чтобы выполнить постановление правительства, «Татнефти» (владеет сетью из более чем 500 АЗС) придется раскошелиться на 17,5 млрд. (!) рублей. Соответственно, «Татнефтепродукту» (около 200 станций) понадобится около 7 млрд. рублей. Чтобы проиллюстрировать, насколько это несуразные для операторов АЗС цифры, можно привести такой пример: «Татнефтепродукту» придется более ста лет направлять всю свою чистую прибыль (согласно годовому отчету компании за 2012 год, чистая прибыль оператора составила 68,5 млн. рублей) для завершения переоборудования своих АЗС под работу с компримированным газом.
СНАЧАЛА СПРОС, ПОТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Впрочем, не это главная угроза для проекта. Проблема в том, что никто не знает, когда окупятся инвестиции. В «Газпроме» признают, что спрос на уже действующие АГНКС невелик — в среднем они загружены на 15 - 17%, а некоторые вообще пришлось законсервировать из-за их убыточности. Это неудивительно, ведь по данным национальной газомоторной ассоциации, сейчас в России 86 тыс. газомоторных автомобилей, то есть около 0,2% от всего парка.
Налицо стандартный заколдованный круг — развитие сети АГНКС сдерживается низкой загруженностью, в свою очередь количество автомобилей на газомоторном топливе не увеличивается из-за неразвитости сетей заправок.
Решить эту проблему можно только скоординированными усилиями с двух сторон, увеличивая количество автомобилей на газовом топливе и одновременно развивая сеть заправок. Если одно из направлений отстанет, то «пионеров» ждут большие проблемы. Этого как раз и опасаются операторы АЗС — если спрос на газомоторное топливо не удастся серьезно увеличить, то окупаемость их инвестиций в газ будет стремиться к бесконечности.
В правительстве понимают эту угрозу и обещают в сжатые сроки подготовить систему льгот для автопроизводителей, и покупателей газомоторной автотехники. Среди прочего называются предложения по субсидированию перевода на газ автотехники, а также по снижению ставок таможенных пошлин на компоненты для газомоторной техники. Регионам также рекомендовано снизить или даже обнулить ставки транспортного налога для газомоторного транспорта.
ЛУЧШЕ СЖИЖАТЬ, ЧЕМ ДАВИТЬ
По мнению Гатиярова, выход только один — переход на сжиженный природный газ (СПГ). Но для этого, по словам эксперта, в каждом регионе необходимо построить свой мини-завод по сжижению газа.
Инвестиции в строительство завода относительно велики — $1,5 - 2 млрд., но и преимущества от использования СПГ тоже значительны. Во-первых, отсутствие высокого давления снижает вес и размеры газовых баллонов, устанавливаемых на автомобили, и повышает безопасность всей системы. Во-вторых, АЗС отвязываются от газовых магистралей — сжиженный газ можно доставлять в цистернах-термостатах и заправлять прямо с них.
В-третьих, что самое главное, переоборудовать АЗС под заправку сжиженным газом намного дешевле. Однако пока, по его словам, в России функционируют всего три таких мини-завода СПГ — два в Ленинградской области и один в Подмосковье. О новых проектах ничего не слышно.
«МЕДВЕДЕВ – БЕСТОЛКОВЫЙ ЧЕЛОВЕК!»
Инициативу правительства газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка.
Айрат Гимадиев – генеральный директор АЗС «Гефест»:
- Сколько наблюдаю за деятельностью Медведева, все вижу, как грубо, абсолютно ничего не продумав и не проанализировав, он принимает решения, издает какие-то указы, подписывает какие-то постановления… И сейчас не могу уловить ход его мыслей: для кого и чего нужно газовое моторное топливо?
На сегодняшний день внедрение газомоторного топлива неактуально: машин на газу – единицы, может быть, от силы одна на сотню и то вряд ли. Если бы таких автомобилей была хотя бы половина, я, вероятно, иначе отреагировал бы на эту инициативу.
Это постановление, безусловно, приведет к повышению цен на бензин, поскольку АЗС необходимо как-то реабилитироваться в данной ситуации. Придется закупать оборудование и т.д.
За свой счет я не готов переоборудовать АЗС. Еще необходимо вложиться в другую инициативу – до 2015 года администрация города принудительно ввела требование обеспечить АЗС специальным оборудованием, которое собирает газы, выделяемые при заправке бензином автомобиля. В администрации города убеждены, что это оборудование бережет экологию. Наши АЗС были против этого нововведения! Мы выяснили, что в экологию это оборудование не внесет большой вклад, пытались отстоять этот факт, но – увы! – пришлось поддаться администрации. Кстати, оборудование не из дешевых – три-четыре миллиона рублей.
Я не очень положительно отношусь к тому, что политика вмешивается в экономику. Рынок сам диктует, что хорошо, что плохо, и как нужно действовать. А от политического принуждения всем только хуже.
Рынок АЗС, по крайней мере в Казани, переразвит! АЗС в нашем городе как грибы, стоят друг на друге, расстояние между ними буквально километр-два. Не скажу, что нововведение ударит по количеству АЗС. Нет, они не сократятся. Но и больше их не станет, но это уже по другой причине. Насколько мне известно, в настоящее время АЗС никому построить не дают. Существует концепция, согласно которой эти станции планируется вытеснять из города и строить их на окраинах. Это и неплохо – так будет лучше для экологии.
Аделя Конюшева – коммерческий директор ООО «Фирма Автогаз»:
- На данный момент в этой инициативе много непонятного. Возникают различные вопросы. Какое именно газомоторное топливо следует использовать? Сжиженный газ, а, может, природный? Или цель нововведения – просто создать альтернативу бензину? Пока что неизвестно, где АЗС будут размещать оборудование под газомоторное топливо? Будут ли им выделять для этого территории?
В нашей сети есть заправка со сжиженным газом, есть заправка, где присутствует и газ, и бензин. Это, между прочим, хорошо – у людей есть выбор! У нас в Казани одна-две заправки, предоставляющих газовое моторное топливо. Остались с давних времен. Находятся они на окраине. Сомневаюсь, что у них большая прибыль, мало кто к ним приезжает заправляться, поскольку машин на газовом топливе немного. На сегодня выгоднее продавать бензин, газ же не сильно востребован.
Газовое топливо имеет много плюсов. Во-первых, это экологическое топливо. От него меньше вреда, чем от бензина. Во-вторых, оно экономичное.
АЗС, не предоставляющим газовое топливо, на мой взгляд, придется весьма проблематично осуществить модернизацию. Каждая станция строилась по проекту, где все предусмотрено. Где будет находиться оборудование для газомоторного топлива, непонятно. Вероятно, владельцы станций возьмутся отстаивать эту точку зрения, ссылаясь на то, что они уже достаточно много лет работают на станции, где все по проекту.
Не думаю, что данная инициатива приведет к увеличению цен на бензин. Но конкуренция среди станций возрастет. Возможно, многие автомобилисты пожелают перейти на газомоторное топливо.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.