«Я УЖЕ В ЛИЦО ЗНАЮ ПОТЕРПЕВШИХ, КТО ДОБРОСОВЕСТНО УЧАСТВУЕТ В ПРОЦЕССЕ»
На очередное слушание по делу о крушении теплохода «Булгария», прошедшее накануне в зале Московского районного суда Казани, не опрошенных к этому моменту потерпевших привели под конвоем судебных приставов. Суду во главе с судьей Сергеем Якуниным дали показания еще 6 человек.
Напомним, на скамье подсудимых – гендиректор «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазиев, бывший главный госинспектор того же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Все подсудимые, кроме Семенова (он признал вину частично), свою вину не признали.
Первого потерпевшего Равиля Закирова судья встретил вопросом, почему его пришлось подвергать приводу при помощи судебных приставов. Закиров ответил, что у него не было времени.
- Почему вы считаете себя лучше других потерпевших-то, а? – прямо спросил судья.
- Я так не считаю, – сказал потерпевший.
- Считаете. Я уже в лицо знаю потерпевших, кто добросовестно участвует в процессе. А вы почему-то считаете, что вас должны приводить. Это недостойное поведение, – пожурил Закирова судья и передал слово для допроса гособвинению.
Закиров рассказал, что в результате крушения теплохода у него погибла младшая сестра, которая около трех месяцев работала на судне поваром. По его словам, она рассказывала, что теплоход был ржавым, у него постоянно ломался двигатель. В отличие от других членов команды, например, Алены Лебедевой, его сестра получала зарплату и была официально трудоустроена. Потерпевший был немногословен и о наказании для подсудимых решил высказаться позже – в ходе прений сторон.
«ОН СКАЗАЛ: «ЭТО КОРЫТО, И Я НА НЕМ НЕ БУДУ ПЛАВАТЬ»
Евгений Петров при крушении теплохода потерял супругу Людмилу. Она работала администратором на «Булгарии», или, как позже уточнил подсудимый Хаметов, была помощником капитана по пассажирской части. На работу Петрову принимал погибший капитан корабля Александр Островский, поскольку, как оказалось, они были одноклассниками. Сын Петровых тоже работал на погибшем судне, был мотористом.
По стечению обстоятельств он ушел с работы как раз накануне отправления «Булгарии» в роковой рейс.
- Он немного там поработал и сбежал, когда теплоход вернулся из Перми. Он сказал: «Это корыто, я на нем не буду плавать». Один двигатель завели, он у них загорелся. Потушили. У другого двигателя насос не качал топливо, работал вполсилы, – рассказывает Петров.
- Вот и я не знаю как, – поддержал судья.
- Тут, наверное, не столько Светлана (Инякина) виновата, сколько тот, кто подписывал документ, чтобы выпустить теплоход, – продолжил Петров. – Может быть, Светлана и не знала это все. Я раньше по работе был связан с техосмотрами. Тот, кто подписывал, тот и виноват, он не должен был выпускать судно. А сын говорит, там у них все куплено. Он бы вам сам все рассказал, но он умер через три месяца на почве всего этого.
Выяснилось, что сын потерпевшего умер от воспаления легких. Накануне отплытия теплохода он ушел домой и отказался работать дальше, а мать уехала. «10 числа звонит мне Людмила в 7 утра и говорит: «Я больше никуда не поеду. Сейчас придем в Казань, и я уйду отсюда», – рассказал Петров. Но случиться этому было уже не суждено.
– КТО ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЖИЛЕТАМИ ПРИ ПЕРЕГРУЗЕ? – НИКТО. ПЕРЕГРУЗА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
Несмотря на критичное состояние судна, оно было перегружено.
- Перегруз шел, капитану надо было подумать, куда он грузит на такой теплоход? Двигатель один работал вполсилы. Любая маленькая волна, и он не вытянет. Я вот давно с водой связан, знаю, что это такое. Я в ГИМСе (Государственная инспекция по маломерным судам – прим. ред.) работал, – продолжил потерпевший.
О том, что на судне было людей больше допустимого количества, Петрову-младшему рассказывал бывший коллега, моторист, который остался на теплоходе.
- Скажите, если есть перегруз пассажиров, кто должен обеспечить дополнительное приобретение жилетов для пассажиров? – спросил адвокат подсудимого Ивашова Роберт Халиуллин.
- Никто. Перегруза не должно быть. Мы наказывали за перегруз на катерах. Что, если у меня пассажировместимость 6 человек, а я 10 сажаю. Как я их должен спасать? Я их не имел права сажать. Все. И не надо вот такие вопросы задавать. Еще кого-то защищаете! – возразил Петров, чем вызвал гул одобрения аудитории.
- Да, не надо никого защищать, – произнес судья Якунин.
ПОДСУДИМЫМ МОЖНО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОМАШНЕГО АРЕСТА
У Ильдара Латыпова из круиза не вернулась супруга.
- Когда я ее провожал на этот рейс, обратил внимание, что иллюминаторы расположены очень низко от поверхности воды. Это было единственное, что меня напрягло. Я подумал так: если иллюминаторы открывающиеся, то никакие указания не открывать не подействуют, кто-нибудь да откроет, а может быть, даже не один человек.
Кроме жены у Латыпова на судне в момент трагедии была еще и дочь, она работала там аниматором и маму пригласила в круиз на льготных условиях в качестве сотрудницы теплохода. Латыпов признался, что с выжившей дочерью о трагедии они почти не разговаривали. Он не расспрашивал ее, что там было, чтобы лишний раз не травмировать психику девушки. Поэтому обо всех неисправностях на судне потерпевший узнал из материалов дела.
- Желаете ли вы высказаться о назначении наказания подсудимым? – обратился к нему представитель Татарской транспортной прокуратуры Евгений Дикарев.
- Возражаю, ваша честь, прошу внести в протокол, – среагировал адвокат Халиуллин.
- Внесено, – ответил судья.
- Принято, да? – спросил потерпевший. – Тогда молчу.
- Возражение принято, но вопрос не снят, – с растущим раздражением заявил Дикарев.
- Вопрос не снят и может быть сформулирован другим образом. По поводу подсудимых что-нибудь хотите пояснить? – скорректировал вопрос Якунин.
- Насчет наказания не знаю, а по поводу содержания под стражей, думаю, можно дать им возможность домашнего ареста, – сказал потерпевший.
Присутствующие потерпевшие неодобрительно загудели.
- Ладно, и это запишем, – подытожил судья.
«ЭТО ДЕЛАЕТ ПРОЦЕСС ИНТЕРЕСНЫМ»
У Михаила Маряшина на теплоходе «Булгария» также погибла жена. О том, что она с подругами приобрела путевки в роковой круиз, он узнал только перед отплытием – 9 июля.
- Я ее даже не провожал, они уехали на рейсовом автобусе Лаишево - Казань.
На предложение прокурора высказаться о наказании для подсудимых Маряшин сказал:
- Виноваты. Хочу, чтобы понесли наказание, – чем вызвал бурное обсуждение. Адвокат Тимергазиева Николай Глазунов спросил у потерпевшего, знает ли он, в чем конкретно обвиняется каждый из подсудимых.
- Нет, – ответил допрашиваемый.
- Ну, вы можете сказать, кто в чем виноват? Кто в чем обвиняется и чем это подтверждается? – подключилась к допросу защитница Семенова Инга Новикова.
- Не могу.
- Значит, ваши высказывания преждевременны? – продолжила Новикова.
- Почему? Я за то, чтобы они понесли заслуженное наказание.
- Даже в случае невиновности? – поинтересовался Глазунов.
- Разве здесь сидят невиновные? – спросил потерпевший, указывая на клетку с подсудимыми.
Дикарев обратил внимание Маряшина на то, что он высказался в отношении четверых подсудимых, находящихся под стражей, и напомнил, что есть еще один – Хаметов – старший помощник капитана.
Маряшин ответил, что после известия о крушении теплохода многие родственники стояли в речном порту и ждали, когда приплывет «Арабелла». Членов команды тогда спрятали от родственников.
- Что он здесь сидит? – задал вопрос потерпевший, указывая на старпома, который сидел среди потерпевших в первом ряду зала.
- Где он должен сидеть, по-вашему? – спросил Дикарев.
- Ваша честь, я возражаю, – вступился за подзащитного адвокат Хаметова. – Это накаляет обстановку в ходе судебного процесса.
- Это делает процесс интересным, – добавил судья, но продолжил. – Вопрос, где он должен находиться, нетактичный. Где он должен находиться, будет решаться либо при вынесении приговора, либо если у нас будут для этого основания, мы можем задаться этим вопросом…
Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за ходом рассмотрения этого дела. Напомним, до сих пор не допрошены еще несколько десятков потерпевших в результате крушения «Булгарии», которое унесло жизни 122 человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.