Народ безмолвствует…

Пушкинская ремарка –
в контексте информационного общества

Верховная власть, как айсберг, по большей части скрыта от народа, как и подлинный смысл слова «инаугурация». Демонстративно освещается только ее парадно-пафосная сторона. Это отголосок вековых представлений о том, что высшая власть священна, что она от Бога.

Но и сегодня от атавизмов иррационального отношения к власти не свободны даже самые рационально продвинутые демократии. Неспроста мистическая эйфория после первого избрания Барака Обамы перекинулась далеко за границы США. Но зато после второго избрания она проявилась с таким противоположным знаком, который, видимо, придется расхлебывать «Бостонскими чаепитиями» и спецназом. Сакральная иррациональность для толпы  потребителей информации ныне заменена своим симулякром – конспирологией.  

В Европе бюрократическая профанация власти вполне компенсируется массовым идолопоклонством перед остатками старых монархий. В России же и сама отсутствующая власть, и отношение народа к ней настолько иррациональны, что «умом не понять»…

Есть определения не научные, а рожденные практикой жизни. Они иногда помогают различать те качества и свойства, которые часто смешиваются в суете будней и путаются в головах. Например, «хитрость есть не ум, но усиленное действие инстинктов, вызванное отсутствием ума». Помогает, не влезая в чужую душу, различать хитрованов и умников по наружным признакам и симптомам.

Эта удобная аналогия помогает осознать простую истину – верховная позиция во властной вертикали еще не означает, что там же реально обретается и реализуется верховная власть. То есть, если некий г-н Иванов-Ибрагимов-Абрахамсон оказался на верхушке пирамиды, то это не значит, что он на самом деле управляет этой пирамидой, приватизирует или национализирует ее несущие блоки, защищает от разрухи и врагов, возглавляет ее дальнейшее строительство и т.д.

Тем более не значит, что он уполномочен на этот функционал свыше – даже если он демонстрирует по ходу некоторые «фараонские» ритуалы и процедуры, «владеет информацией», находится «в теме», надувает щеки и т.п. Тут-то как раз уместна не простодушная доверчивость, а обоснованное сомнение, может быть, это просто неудачно приземлившийся на самую верхушку «золотой парашютист», русский турист-экстремал или какой-то орнитолог пролетал со стерхами…

А если по результатам продолжительной деятельности верхов становится очевидно, что они на самом деле не правят, не управляют, не направляют и не ведут к благоприятным общественно-полезным достижениям, а только пытаются или делают вид, то обоснованное сомнение наполняется доказательной силой и заставляет искать подлинное место пребывания верховной власти. При этом полезным ориентиром может стать 3-я статья Конституции РФ («Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»).

Но представители «многонационального народа» от этой формулы давно уже возмущенно отворачиваются. Даже представители дежурной оп!!!-позиции  все реже ее вспоминают. Получается, что за основной закон у нас только Путин – он, если не делом, то соблюдением конституционных процедур (то есть – чем мог!) доказывал это не раз. Поэтому надо честно признать, что и здесь у нас образовался непростительный разрыв между формальной логикой в «неприступных головах» и реальной логикой жизни.

В ОКРУЖЕНИИ ТРЕХ ПРИЗРАКОВ

 Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Приходил и снова маячил в отдаленье…

В.В. Маяковский

Зримую и предметно осязаемую Верховную власть давно уже сдуло ветром перемен. А преобладающим ветром в уходящей эпохе был большевизм. Поэтому примерно две трети россиян в глубине своей исторической памяти находят только фигуру грозного Иосифа Сталина. Он был позитивным контрреволюционером (против «ленинской гвардии» с идеями мировой революции) и последним настоящим Большевиком у власти. Как и всякая личность, оказавшаяся во власти на переломе эпох, трагическая и противоречивая.

Только свежий и незамутненный предрассудками прошлого взгляд на постсоветское пространство позволяет обнаружить, как много сделал большевизм для подрыва Верховной власти и создания современного пропагандистского, но безвластного государства. До нового типа государства пока еще далеко, поэтому на понимание лучше работает аргументация от противного. Еще плохо видно, как идти вперед, но уже ясно, почему не стоит возвращаться назад. Ни в пережитый коммунизм, ни в изжитый либерализм. И кто разгадает киберфашизм.

Нынешний необольшевизм напрасно тянет в сторону «СССР.2», тут явно перевешивают идейные, но не практические соображения. Для этой версии годятся только те немногие россияне, которые сохранили пионерское сознание и тимуровскую чистоту помыслов. И, к сожалению, они обречены на гражданскую информационную войну с толпами раздраженных и разуверившихся потребителей. А значит, гарантировано повторение старой ошибки, но уже не с отсроченным, а немедленным отрицательным результатом.

С другой стороны, «куриная слепота» либералов смешивает механизмы и институты государственности в одну «тоталитарную кучу» (см. недавний перл Гозмана, вызвавший столько эмоционального шума). Это и мешает либеральному Колобку догадаться, какая же киберлисица съест его на сей раз. К тому же, слабые либеральные нервы хоть и позволяют «замутить митинговую активность», но не выдерживают настоящих смут.

В переходном обществе, в момент, когда ситуация вдруг «поплывет», только «композитная» надклассовая энергия когнитариата помогает различать подлинное профессиональное Знание от пустого информационного шлака и навязанных частот пропагандистских Биг-Башен. В самой «инновационной» форме фашизма закаленный когнитарий сумеет различить «кромешную (церк.-слав. – предельную, маржинальную) тьму» нечеловеческого предрассудка. Потому что «предрассудок дальше от истины, чем невежество».

Преодолевать невежество когда-то научились, а предрассудки – нет, и в результате первый тайм уже проиграли. И сейчас разногласящие и внушаемые толпы во главе со своими минобразами уже изрядно откатились назад и вниз. 

ВЛАСТЬ СДУЛО – ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ВЕРХУШКА…

Большевизм – это такой способ социального управления, когда незначительное прогрессивное меньшинство ведет огромную отсталую массу к светлому будущему. Причем на всем этом пути будущее остается светлым только для тающего авангарда, но не для темной массы. Массы же, по мере их просвещения, даже в форме культурной революции, находят для себя другие маяки и образы светлого будущего независимо от начальства.

Пропаганда до поры создает видимость власти за счет управления массовым сознанием, но в конечном счете обманывается сам пропагандист. А застывшая система пропаганды отчасти подменяет, отчасти деморализует механизмы государственной власти. При этом власть и государство становятся двусмысленными, потому что в практике управления приходится совмещать плохо совместимые вещи: чистоту идеологии и правду жизни, будущий идеал и текущие интересы людей.

В этом одна из причин видимой легкости распада СССР – «пузырь пропаганды» непомерно раздулся, и достаточно было легкого укола в нужном месте. Но за этой видимостью скрывается другое – «пузырь»-то, хоть и лопнул, но продолжает сдуваться вот уже более 20 лет. И его время от времени приходится подкачивать, потому что ничего серьезного взамен создать не удалось. Разве что финансовые пузыри. Но это слабый суррогат, и на всех не хватает…

Двойственность Верховной власти стала превращаться в двусмысленность еще на переломе ленинизма и сталинизма. Сталин первым осознал, чем грозит «безбрежная демократия огромной массы необразованных пассионарных безбожников». Увидел, но не испугался, а принял меры. И победил в борьбе за власть, потому что в отличие от соратников следовал логике жизни, а не догмам марксизма.

Но платой за неизбежное тиранство как обычно стала невозможность преемника. Такого, который должен превзойти Учителя. Превзойти, чтобы исправить допущенные ошибки и злодейства, а главное – прирастить достигнутое в ходе решения новых задач. Но болезнь политического безбрачия и бесплодия, как видно, является карой за малейшее отступничество от чистоты Верховной власти. Редкого вождя минует эта кара – примеров вокруг не счесть.

И в потомстве достойного наследника Господь не дал. А позабытая могила Василия Сталина – памятный, но еще не осознанный знак «неразумным татарам», чтоб не тратили на пустяки свой державный Дух. Неупокоенный же дух наследника, вполне возможно, и отметился недавно под «Новой Турой».

После цепочки суррогатных преемников-временщиков власть окончательно сдуло по мере того, как она совсем утратила связь с двумя основными первоисточниками: волей Неба и гласом (или глазом, т.е. контролем) народа. Эти первоисточники хорошо иллюстрируются взаимодополняющими тюрко-славянскими поговорками: «Халык сузе – Алла кузе» и «Глас народа – глас Божий».

Смысловая взаимосвязь поговорок в двуязычном восприятии образует своеобразную «восьмерку». Однако является ли эта горизонтальная «восьмерка», как в математике, знаком гарантированной бесконечности? Этот вопрос пока остается открытым. Поговорки эти рождены временем, когда народ жил, хоть и «не без греха», но более-менее «по-божески». А «основной инстинкт» нашего времени еще должен пройти «окончательный анализ» и последующее вскрытие… 

ВЛАСТЬ ХОЗЯИНА, А НЕ ИЗБИРКОМА

Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять!

Как молоды мы были

Массовому сознанию полуобразованных россиян еще предстоит в полной мере переварить и усвоить опыт оптимистической трагедии Иосифа Сталина. Потому что непереваренный исторический опыт вождей удерживает сознание массы в ложной дилемме «гений – злодей».

Корень этой ловушки массового сознания в том, что обыденное, суетливое и расчетливо-торгашеское восприятие потребителей-прожигателей жизни опустилось ниже самой нижней эмоциональной планки. Но, находясь ниже этого плинтуса, человек не способен различать суть и муть. Он только выбирает по своему капризному произволу – «любо не любо», «нравится не ндравится», «хочу не хочу» и т.п. И как малое дитя не способен различить истинную пищу от мусора и отравы – все тянет в свой ненасытный рот. То есть находится еще на первобытной стадии своего индивидуального и социального развития.

А между тем трудами старших поколений создано огромное и даже избыточное богатство – бесчисленные имущественные комплексы, опутавшие землю и оттеснившие Природу далеко от крупных городов. И если сейчас не научиться управляться с этим хозяйством по-взрослому, то легко провалиться в какой-нибудь средневековый европейский мрак. На таком-то фоне и китайская казарма благом покажется. Или как в анекдоте на тему исторического оптимизма: оптимисты изучают английский язык, пессимисты – китайский, а реалисты – автомат Калашникова.

Чтобы вырваться наконец из этой ловушки, надо научиться достойную жизнь именно что производить, прежде чем потреблять. Вот тогда только имеет смысл ходячая рекламная фраза, дескать, «мы этого достойны»…

Только по-хозяйски овладев и обустроив уклад собственного хозяйства – домашнего, лечебно-оздоровительного, образовательного, жилищного, аграрного, строительного и т.п. – кому что, по душе и способностям. Ведь невооруженным взглядом видно, что большая часть нынешних «специализированных» учреждений специализируются явно не по делу. И если еще держатся, то только на инерции порядочности и профессионализма горстки людей.

В этой «аховой» ситуации выиграют и докажут жизнеспособность, а не то что никому не нужную «конкурентоспособность», те управленцы, скорее всего, на местном, низовом уровне, кто сумеет переплавить бесполезные и безплодные организации и учреждения в новые хозяйственные уклады экономики Знаний. Причем сделают это на принципах «безотходного производства», под контролем профессионалов, а не начальства с «доцентами».

Только тогда массовое сознание получит необходимый и давно востребованный импульс доверия. И можно будет развивать свое восприятие жизни по ступеням зрелости. От незрелых эмоций к вершинам Ума - Мудрости - Кротости (образовательный цикл «Умка»). Имея в виду конечную цель отпущенных нам времен, зафиксированную Евангелиями – «Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю». Если не успеем сами, хоть детей и внуков поставить на путь…

Хозяин не господин. Разве что со стороны и для кого-то. При всем уважении, но, к сожалению, граждане, привыкшие величать друг друга «господами-менеджерами» и т.п., во-первых, забыли, что с господами у нас покончили еще в 17-м году прошлого века. Как видно, поторопились, но теперь не вернуть. А во-вторых, эти «новые господа», судя по результатам господства, пока еще не до конца вычистили из своего сознания холопство и лакейство.

Господ не знаем, куда девать. Хозяев не хватает! 

ВЕРТИКАЛЬ – ВИД СБОКУ

 А и Б сидели на трубе.
А - упало, Б – пропало.
Кто остался на трубе?

Баллада о фабрично-заводской
и углеводородной трубе

Итак, позиция «сверху вертикали» означает нынче не Верховную власть, а усиленное действие аппаратно-силовых инстинктов, которое прямо пропорционально дистанции отрыва от суверенного источника власти и направлено на сохранение своего перпендикулярного положения.

Верховная позиция – это президент, правительство, законодательная Дума и некоторые дополнительные элементы, являющиеся подпорками для верхушки вертикали. Это ее боковые ветви, региональные этажи, несущие «лифты» и специально назначенные органы вроде уполномоченных банков, госкорпораций, омбудсменов, советов и агентств по поддержке всего хорошего, следственных комитетов и прочих «спецназов». Здесь же и «четвертая власть» – СМИ, используемые для слива нужной или отлива ненужной информации.

Они примыкают к верхушке на основе самых разных принципов или по причинам очевидной безпринципности – личной преданности, коммерческой заинтересованности, корпоративной или партийной дисциплины, технологической непрерывности процессов по обслуживанию углеводородной трубы, сбалансированности налогооблагаемого и теневого оборота, эффективного менеджмента финансовых потоков и других основополагающих отношений, которые и определяют нынешний «базис» российского общества.

Дополнительные элементы специального назначения (спецназ вертикали) выполняют роль так называемых «сдержек и противовесов», но вовсе не в системе власти, а по отношению к самой верхушке.

Вот здесь-то и важно обратить внимание на детали и подробности. Дело в том, что суть и промежуточные результаты всей этой Системы понятны любому человеку с улицы. Но теперь стала важна не столько суть (она уже превратилась в народный предрассудок, т.е. укоренилась в массовом сознании), сколько конкретные рабочие механизмы, обеспечивающие не только устойчивость, но и корректировку Системы вертикали применительно к быстротекущей жизни.

Рустам Курчаков

Окончание следует 

Читайте также:

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 1-я

Что делать, когда «верхи не могут, а низы не хотят»? Часть 2-я

Что делать, когда революция – в смыслах? Часть 3-я

Что делать? Революция внутри элиты – раскол или мягкая сортировка? Часть 4-я

Что делать? Революции хозяйственные и мелкобуржуазные. Часть 5-я