«Получил от своего старшего брата президента Татарстана Рустама Минниханова прекрасный подарок – «КАМАЗ» для ралли-марафона, – пишет Кадыров. – На машинах этого класса команда «Мастер-КАМАЗ» побеждала 11 раз в ралли «Дакар», в том числе и в самом продолжительном ралли по Южной Америке. Сразу решил испытать. Правда, гонки не устраивал. Это после! Но машина мне очень понравилась. Дорогой Рустам, от имени всех жителей Чечни благодарю! Это подарок для всей нашей республики! Желаю Вам и народу Татарстана удачи во всем!»

Из текста сообщения Кадырова не совсем ясно, кому все-таки был презентован спортивный грузовик – лично Кадырову или Чечне… Под опубликованной на страницах «БИЗНЕC Online» новостью об этом сразу стали появляться комментарии с вопросами: за чей счет сделан столь дорогостоящий подарок и что за этим может последовать?

В ходе интернет-конференции с читателями газеты «БИЗНЕС Online» с Владимиром Чагиным, которая состоялась в ноябре прошлого года, новый руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» рассказывал, что цена последней версии  спортивного «КАМАЗа» модели 4326-9 может доходить до 620 тыс. евро (около 26,6 млн. рублей). На вопрос читателя «БИЗНЕС Online» о том, кто спонсирует команду, зарабатывает ли она сама и есть ли желающие купить спортивный «КАМАЗ», сколько он может стоить, Чагин отвечал:

- Конечно же, главное финансирование команды идет от КАМАЗа. Самые крупные наши партнеры – это Внешэкономбанк, ВТБ, компания «Транснефть», RedBull. У нас также много технических партнеров, которые поставляют нам свои комплектующие. Мы делаем все возможное, чтобы вложенные нашими партнерами средства себя оправдывали. Многолетнее сотрудничество со многими нашими партнерами помогает рекламе их бренда и способствует более успешной реализации их продукции. Зарабатываем мы также на производстве спортивных «КАМАЗов» и на продаже побывавших в гонках машин. Немало заказов поступает и на б/у автомобили, и на самые новые. Последняя версия спортивного «КАМАЗа», на котором выступают Эдуард Николаев и Айрат Мардеев, стоит 620 тысяч евро. У основных конкурентов нашей команды цены аналогичные. MAN продает свои спортивные версии даже дороже, – рассказывал тогда Чагин.

2.jpg
 

ПЕРЕДАРЕНИЕ ИЛИ СПЕЦЗАКАЗ?

Откуда взялась конкретная машина с бортовым номером 500, сказать трудно. На запрос «БИЗНЕС Online» в команду «КАМАЗ-Мастер» пришел расплывчатый ответ за подписью руководителя команды Чагина.

«Спортивные автомобили, производящиеся командой «КАМАЗ-Мастер» пользуются большим спросом. Вот и в Чеченской Республике появилась одна из ранее проданных нами машин. В данном случае речь идет об автомобиле марки «КАМАЗ-4326». У автомобилей могут быть различные уровни подготовки и разные комплектации. Технические характеристики представлены на сайте команды «КАМАЗ-Мастер», – отметил Чагин.

Следует напомнить, что четыре года назад команда «КАМАЗ-Мастер» в знак благодарности за поддержку, которую оказывал президент республики в трудные годы команде, презентовала Рустаму Минниханову точно такой же боевой «КАМАЗ» модели 4326. Так что не исключено, что Минниханов подарил Кадырову именно свой «КАМАЗ», который ему подарили камазовцы. Впрочем, подтверждения или опровержения этой информации от пресс-службы казанского Кремля получить не удалось. «Появилась одна из ранее проданных нами машин» – ключевая фраза в сообщении Чагина «БИЗНЕС Online». Получается, что Минниханов подарил своему другу не тот автомобиль, который подарили ему камазовцы, а другой – который у них приобрели. Но специально ли для Кадырова – не ясно…

ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ

«КАМАЗ-4326» был разработан командой «КАМАЗ-Мастер» в 2007 году, и эта итерация грузовика с небольшими изменениями используется ею по настоящее время. Поводом для создания имеено этой машины послужили очередные изменения требований к грузовикам со стороны FIA (международная федерация автоспорта), которые позволяли омологировать спортивный автомобиль только на базе серийных узлов и агрегатов. На машине установлен  восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ 7Э846.10-07, мощностью в 830 л/с, двигатель автомобиля перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Эти изменения позволили улучшить «развесовку» грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Спускаясь с дюны, машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность). Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес автомобиля удалось снизить, хотя до разрешенного устроителями Дакара минимального предела в 8,5 т дойти пока не получилось, но работа над этим ведется и по сей день.

Кроме этого, согласно требованиям FIA по уменьшению дымности, пришлось изменить настройки топливной системы, что привело к определенному уменьшению мощности двигателя.

Автомобиль «КАМАЗ-4326 VK» был создан в полном соответствии с техническими требованиями организаторов международных ралли-марафонов и первым прошел омологацию в своем классе.

КТО БУДЕТ ПИЛОТИРОВАТЬ СПОРТИВНУЮ МАШИНУ, РАМЗАН АХМАДОВИЧ ПОКА НЕ РЕШИЛ

В пресс-службе КАМАЗа воздержались от комментариев, заявив, что «подарок президенту Чечни сделал президент Татарстана, нам здесь абсолютно нечего комментировать».

Тем временем руководитель пресс-службы главы Чеченской республики Альви Каримов заявил «БИЗНЕС Online», что говорить о том, что в Чечне будут проводиться автомобильные соревнования, пока рано.

- У нас автоспорт всегда был и есть, но команда «КАМАЗ-Мастер», участвующая в ралли Дакар – это совершенно другой уровень, поэтому говорить об организации ралли-рейдов по территории Чечни сейчас пока рано. Известно одно – машина простаивать не будет, и определенные мысли по ее использованию уже есть, – заявил Каримов.

По словам руководителя пресс-службы главы Чечни, кто будет пилотировать спортивную машину, «Рамзан Ахмадович пока не решил». «Кадыров – глава чеченской республики, его работа не связана с тем, чтобы на машине «КАМАЗ» устраивать гонки», – добавил Каримов «БИЗНЕС Online».

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ХОД ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АВТОСПОРТА И КАМАЗА

Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что подобный подарок можно рассматривать как эффектный PR-ход КАМАЗа. Возможно, речь идет о популяризации автоспорта или даже об организации в перспективе каких-либо ралли по территории Чечни.

Михаил Надеждин – директор юридической фирмы «Надеждин и партнеры»:

- Насколько я понял из сообщений в СМИ, речь идет не о подарке лично Рамзану Кадырову, речь идет о проведении каких-то раллийных мероприятий. Речь, вероятно, идет о популяризации автоспорта на территории Чечни. В моем понимании это гораздо престижнее и лучше, чем если бы эти соревнования проводились не на «КАМАЗах», а не на других марках автомобилей. Это поддержка и популяризация отечественного автопрома. 

Думаю, что этот подарок был куплен не за счет налогоплательщиков. У президента Татарстана достаточно фондов, которые позволяют делать такие широкие жесты не в ущерб бюджету. Здесь аналогию можно провести с тем, что Кадыров подарил французскому артисту Жерару Депардье квартиру в центре Грозного. Тогда тоже возникали вопросы: за чей счет? В итоге выяснилось, что существует отдельный фонд при президенте республики Чечня, из которого и была совершена покупка, не касаясь бюджета.

На мой взгляд, ничего предосудительного в этом подарке нет. КАМАЗ, мне кажется, переживает сейчас далеко не лучшие времена, и, как ни крути, эта информация вызвала живой интерес со стороны средств массовой информации. Уже хорошо.

Анатолий Горин – гендиректор ОО «КБ АНТ» (бывший член команды «КАМАЗ-Мастер»):

- Считаю, что для популяризации автомобильного спорта в России такой подарок, какой сделал президент Минниханов,  это великолепный ход. И очень хорошо, что президент Татарстана имеет такие экономические возможности и в состоянии делать такие подарки.

Не уверен, что в Чечне будут после этого проводиться ралли-рейды, республика достаточно маленькая, но если кто-то из Чечни будет участвовать хотя бы в Чемпионате России по ралли-рейдам  пока научатся  это уже очень хорошо и очень здорово. Кроме того, какие-то дивиденды от этого подарка и КАМАЗ, безусловно, получит. Вообще любые спортивные «КАМАЗы», которые люди покупают или получают, они показывают высокие технические возможности КАМАЗа по созданию современной, конкурентоспособной техники. И потом надо понимать, что такие подарки делаются не каждый день. И дарятся они тем людям, которые могут автоспорт продвигать. Кадыров очень хорошо спорт поддерживает, даже если посмотреть, как играет их футбольная команда «Терек». Считаю, что «КАМАЗ» попал в правильные руки.

Николай Бондарев  председатель комитета картинга федерации автомотоспорта РТ:

- Ралли-рейды не относятся к категории, где требуется высокое профессиональное мастерство. Чтобы стать хорошим пилотом грузовика, не нужно проходить огромную профессиональную школу. Здесь все зависит только от количества наезженных километров в условиях соревнований. В ралли-рейдах играет роль только наличие или отсутствие опыта. Нашей молодежи опыт передают цари пустыни: такие как Владимир Чагин и Айдар Беляев. Сейчас в Чечне нужны будут учителя, которые бы научили их ехать в ралли-рейдах. А большой сложности нет  это навигация, и это чутье. Все. В принципе, любой профессиональный и опытный  водитель, который ездит где-нибудь в леспромхозе или еще где-то, который хорошо чувствует дорогу, понимает ее, без особых проблем сможет поехать на спортивном грузовике. Просто он свою работу будет делать на других скоростях, исходя из реальных условий и того, как позволяет ехать машина.

Считаю, что подарок Минниханова, безусловно, послужит толчком к популяризации автоспорта на северном Кавказе. Там джигиты, выросшие на лошадях, поэтому в любые праздники там постоянно проходят скачки. Они не могут без быстрой езды. Сейчас у них очень развиты доступные виды и автоспорта: стрит-рейсинг, дрэг-рейсинг. Я сам с северного Кавказа и очень часто бывал на таких праздниках, и видел все своими глазами. В советские времена, кстати, автоспорт на северном Кавказе культивировался. Там была мощная раллийная команда и отличные раллийные трассы, проводилось очень много чемпионатов Союза по ралли, и были очень сильные раллисты. На Кавказе люди любят быструю езду, и им этот вид спорта, безусловно, подойдет. В том, что у них со временем появится какой-то талантливый пилот, у меня лично даже нет никаких сомнений.

Думаю, что подаренный Миннихановым спортивный «КАМАЗ» не будет простаивать в гараже Кадырова. Тем более, глядя, как глава Чечни относится к другим видам спорта, он обязательно кого-то начинает поддерживать и за кем-нибудь закрепит эту машину, и поможет какому-то молодому спортсмену. Наверняка здесь повторится история казахстанской команды «Астана». Наши их тренировали-тренировали, они потом наконец, поехали! Так и там, когда появится перспективный пилот, они попросят кого-то из «КАМАЗ-Мастера» научить его  правильно ехать. Возьмут штурманов, механиков, а потом сами быстро поедут.