К допросу первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова, который выжил во время крушения дизель-электрохода, гособвинитель Евгений Дикарев подошел основательно. Помощник транспортного прокурора РТ подготовил порядка 80 вопросов и даже ходатайствовал о продолжении допроса на следующий день. «Время прокурору нужно для корректировки вопросов в связи с уже полученными ответами Пузанкова», – объяснил участниками процесса судья Сергей Якунин.
После традиционного установления личности и подписки о даче заведомо ложной информации Пузанков принялся рассказывать подробности, интересующие гособвинителя.
- 21 апреля 2011 года капитан «Булгарии» Александр Островский, я, Светлана Инякина и ее отец отбыли на LADA Kalina красного цвета в Пермь, – начал свое выступление Пузанков. – На следующий день мы зашли на теплоход.
По просьбе гособвинителя Пузанков рассказал об обстоятельствах, при которых он устроился работать на теплоход.
- До 4 июня 2011 года я работал старшим механиком на теплоходе. После 4 июня я написал заявление об уходе, однако капитан не отдал мне мой рабочий диплом. «Ты меня не бросай, давай еще поработаем! Будешь первым борт-механиком, оклад как у главного механика будет», – сказал мне капитан.
«НАВИГАЦИЯ 2010 ГОДА УБИЛА ТЕПЛОХОД»
На вопрос Дикарева о состоянии теплохода в 2011 году Пузанков описал его одним словом – «удручающее». «Если сравнить навигацию 2009 и 2011 года, это два совершенно разных состояния теплохода. Навигация 2010 года убила теплоход», – сообщил потерпевший. Он рассказал:
- По прибытии в Пермь в апреле 2011 года капитан, второй штурман и я встретились с Ивашовым (старшим экспертом Камского филиала Российского речного регистра – авт.), чтобы узнать, какие нам предстоят работы. Ивашов нам сказал, что на данный момент судну нужен полный капитальный ремонт двух двигателей и одного вспомогательного: «Так что у вас нет разрешения на работу, можете сматывать удочки и ехать домой».
«НА ЗАВОДЕ ДВИГАТЕЛЬ ВАЛЯЛСЯ, ЕГО ВЗЯЛИ, КАК БЫ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ И ПОСТАВИЛИ»
По словам Пузанкова, судовой экипаж в принципе не мог заниматься ремонтом двигателей. В Перми есть специальная бригада, уполномоченная на такие работы.
- Были ли документы на левый вспомогательный двигатель? – поинтересовался гособвинитель.
- Не было. Когда делали ремонт, двигатель как будто поменяли.
- «Как будто» – это как?
- Ну его поменяли на самом деле. Но на другой двигатель, которым заменили старый, не было документов. На заводе он валялся, его взяли, как бы отремонтировали и поставили. Ивашов мне в последнюю очередь принес три таблички с номерами, сказал: «Потом прикрепишь к двигателю, а документы мы потом тебе пришлем в Казань». В итоге документы нам не дослали, а таблички у меня так и лежали, я их даже не прикручивал.
- Как вы считаете, в какие сроки можно совершить ремонт такого масштаба? – спросил гособвинитель.
- Полноценный ремонт займет не менее года, – ответил Пузанков.
Отвечая на вопрос о поломке, произошедшей 7 июля 2011 года, Пузанков рассказал, что главный механик не доглядел уровень масла в левом главном двигателе, из-за чего он и сломался. После этого «Булгария» прибыла в Казань. Инякина пригласила эксперта, который дал заключение, что двигатель своими силами восстановить невозможно, а судно нужно поставить на прикол.
- Инякина сказала: «Доработаем два рейса, сходим в Болгар, потом в Самару на одном двигателе, а потом посмотрим». С моей точки зрения это было недопустимо. Пассажирскую эксплуатацию на одном двигателе производить нельзя, – резюмировал Пузанков.
«ПОЛКОМАНДЫ ОТКАЗЫВАЛОСЬ ВЫХОДИТЬ В РЕЙС»
- Был ли крен у «Булгарии»? – продолжал допрос Дикарев.
- Крен у теплохода был. У погибшего второго штурмана, который раньше работал на «Украине», я узнал, что крен был с постройки и выравнивался топливом. По нормам топлива не хватало. На рейс Казань – Болгар 9 июля Инякина должна была дать нам 10 тонн топлива и одну тонну масла. В итоге мы ничего не получили. У меня оставалось топливо, на котором можно было съездить туда-обратно. Но если бы нам дали еще топлива, крен можно было бы снизить.
Гособвинитель поинтересовался у Пузанкова, чем Инякина мотивировала отказ в даче топлива.
- Нехваткой денег. Полкоманды – капитан, старший помощник, я и другие – отказывалось выходить в рейс.
Пузанков рассказал, что Инякина настояла на выходе теплохода в рейс, она надавила морально и материально.
- Она должна была 136 тысяч рублей за предыдущие навигации. За 2011 год я получил 5 тысяч рублей, а должен был получить 60 тысяч. Она кормила нас завтраками.
- Что происходило во время крушения теплохода? – поинтересовался Дикарев.
- Я был в трюме с помощником. Почувствовал толчок и крен на правый борт. Я все бросил и побежал в машинное отделение. В иллюминаторы текла вода. Успел закрыть три иллюминатора. Теплоход валился на бок.
Я побежал в кормовую часть. На трапах с двух сторон как вкопанные стояли четыре женщины. Я трех женщин выкинул за борт. Четвертая, повар, сказала: «Я сама». В последнюю минуту я нырнул и поплыл. Обернулся – теплоход уже ушел на дно.
«КАК СПЕЦИАЛИСТ ИВАШОВ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОСТАВИТЬ КРЕСТ НА «БУЛГАРИИ»
- Я находился на освидетельствовании судна 12 - 15 июня 2011 года в Перми, – продолжал отвечать на вопросы гособвинителя Пузанков. – Узнав, что судно не может выйти в рейс, капитан позвонил Инякиной. Она приехала, и после встречи с Ивашовым все разрешилось. Для ремонта «Булгарии» приходили люди из бригады. Они приходили после работы, вечером, по одному-два человека – буквально часа два поковыряются, что-то там поделают, и все. Тем временем нас поторапливала Инякина: «Вы мне рейсы срываете». У нас не было экипажа. В последний момент перед выходом Инякина набрала команду с улицы. Ни документов, ничего не было. Никто собеседований не проходил.
- Как проходил 15 июня 2011 года пуск всех двигателей в присутствии Ивашова? – спросил гособвинитель.
- Двигатели запустились со второго раза, поработали немножко. Их параметры проверили на холостом ходу и заглушили. Потом капитан сходил к Ивашову, принес уже подписанные документы. Ивашов сначала был в машинном отделении, потом проверил теплоход, принял его в эксплуатацию. Как специалист он должен был поставить крест на «Булгарии».
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за громким судебным процессом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.