1.-Ту-214Р-над-Японским-морем.jpg
Ту-214Р над Японским морем

…НЕ ВТОРГАЯСЬ НА ЧУЖУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Напомним, что 17 декабря 2012 года истребители ВВС сил самообороны Японии были подняты на перехват неопознанного воздушного судна, совершавшего полет над Японским морем. Пилоты перехватчиков увидели борт с регистрационным номером – RA-64511, другие опознавательные знаки отсутствовали. По данным министерства обороны Японии, нарушителем спокойствия оказался новейший российский самолет-разведчик Ту-214Р. Это было его первое публичное появление вдали от «места рождения» – КАПО им. Горбунова. Видимо, полет над Японским морем проводился в рамках программы испытаний комплекса бортового оборудования.

А вообще первое фото нового разведчика появилось в СМИ в мае прошлого года, тогда же в прессу начала просачиваться информация об этом проекте. Ту-214Р (также фигурирует под названиями «изделие 411» или ОКР «Фракция») создан на базе пассажирского Ту-214 (три таких летают в «Трансаэро»). Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным решеткам и «нашлепкам». Предположительно Ту-214Р – замена разведчику Ил-20М, который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов.

Отметим, что Ил-20 долгое время был одним из наиболее секретных советских самолетов. Его начали создавать в соответствии с постановлением ЦК КПСС и совета министров СССР от 27 марта 1965 года о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Собственно, это было ответом на американские разработки. После того как 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский высотный разведчик U-2, в США решили добывать информацию иным путем – при помощи самолета, способного получать разведданные, не вторгаясь на их территорию. Так, на базе пассажирского Boeing 707-320 создали «шпион» RC-135. Противодействовать RC-135 было очень сложно, ведь формально он не вторгался на советскую территорию. О статусе Ил-20 говорит то, что эти машины не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись непосредственно командованию военных округов.

2.-Так-борт-64511-выглядел-еще-недавно....jpg
Так борт 64511 выглядел еще недавно

СЛОЖНЫЙ ЗАКАЗ

Военные заключили контракт с «Туполевым» и КАПО на создание пары Ту-214Р 29 ноября 2002 года. Машины должны были быть готовы к ноябрю 2008-го. Но головной Ту-214Р совершил первый полет только 24 декабря 2009-го и до сих пор не сдан заказчику. Второй экземпляр (регистрационный номер – RA-64514) находится в цехе окончательной сборки.

Контракт на Ту-214Р стал предметом разбирательства в суде. Дело в том, что 12 января этого года московская войсковая часть 45807 (в интернете ее называют заказчиком Ту-214Р) потребовала выплаты пеней за срыв сроков исполнения спецбортов. Сначала требования предъявили ОАО «Туполев», значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО – изготовитель). Но фирма возложила вину на КАПО, которое, по словам туполевцев, сорвало сроки строительства самолета. В свою очередь, на КАПО считают, что сроки зависели от финансирования, а оно шло не в полном объеме; кроме того, «Туполев» постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию. Несмотря на судебные препирательства, военные были удовлетворены ходом дела: «По крайней мере одно из изделий, которое должно было быть выполнено по этому контракту, уже на летном поле. И мы считаем, что это в том числе благодаря и нашему обращению».

Впрочем, несколько позже в СМИ появились сообщения о том, что военные недовольны летными характеристиками разведчика. О претензиях заказчика – главного разведывательного управления (ГРУ) – рассказал «Известиям» источник в генеральном штабе. Он уточнил, что военные недовольны продолжительностью полета Ту-214Р и ставят его конструкторам в пример турбовинтовой Ил-20, который способен кружить вокруг цели на сверхмалых скоростях до пяти часов, при этом минимально расходуя топливо и сохраняя устойчивость. По данным «Известий», ГРУ готовило письмо с претензиями на имя министра обороны, в котором предлагало отказаться от дальнейших заказов на Ту-214Р.

Однако тогда же главный редактор портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев отметил, что военные лукавят: они с самого начала знали параметры базового Ту-214, и если их что-то не устраивало, нужно было сразу об этом говорить, да и бессмысленно ожидать от реактивного самолета характеристик турбовинтового. Тогда же в интервью газете «БИЗНЕС Online» заслуженный летчик-испытатель России, бывший шеф-пилот КАПО Михаил Ковбасенко предположил, что «военные темнят»; директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко не исключил, что судьба Ту-214Р зависит от лоббистских игр в министерстве обороны; а директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов высказал мнение, что у военных для такого разведчика все равно нет другой платформы.

3.А...�-так-он-выглядит-сейчас.jpg
И так он выглядит сейчас
На-главную-+-3бБ.jpg
 

МАШИНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ «ЗАГЛЯДЫВАТЬ ЗА УГОЛ»

Нынешнее появление Ту-214Р над Казанью газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), бывший гендиректор КАПО Васил Каюмов: «Да, сейчас «откатываем» программу «Фракция». Работа по этой машине еще предстоит напряженная: надо еще отработать летно-конструкторские испытания, это несколько десятков полетов, и потом передавать на государственные испытания… Да, я читал ту статью в «Известиях». Но я-то ситуацию знаю не по статьям, а изнутри. Действительно, некоторые военные хотели реанимировать старые «Илы», пришлось долго доказывать им, что этого не надо делать… Нет, другие современные платформы под «Р» не рассматривались… Конечно, там дорабатывать кое-что надо, но военные остались довольны, машина показала, что все работает как надо. На этом самолете, как говорят разведчики, уже «за угол заглядывали» – в районе Балтики работали, Охотского моря, в районе Японских островов, еще кое-где… Нет, не думаю, что этих самолетов будет много – помимо 11-й и 14-й машин, возможно, закажут еще три-четыре».

Отметим, что о допзаказе на Ту-214Р и высокой оценке военных нашему изданию в ходе традиционной интернет-конференции рассказал президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев. Вспоминая январский визит на КАПО заместителя министра обороны Юрия Борисова, он рассказал: «Борисову показали ту технику, которая сделана на КАПО по заказу минобороны. Это сложнейшая машина! И я понимаю, что она будет тиражирована, поскольку по показанным на испытаниях результатам превзошла предъявленные к ней требования».

Кстати, Каюмов подтвердил, что Ту-214Р покрасили. Гражданский вариант «боевой раскраски» разведчика прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» Пантелеев: «Если вы посмотрите на многие борта спецназначения еще советского периода, у них по борту шла синяя полоска и надпись «Аэрофлот», которая соседствовала с огромными антеннами и всем таким прочим. Когда речь шла о самолетах-метеостанциях или Ту-134СХ, который занимался обследованием сельхозугодий, это смотрелось нормально. Но когда речь шла о чисто военных или экспериментальных машинах… ну что поделать… В СССР можно было увидеть достаточно большое количество бортов, у которых с надписью «Аэрофлот» соседствовала кормовая пушечная установка… А когда речь идет о самолетах, которые должны выполнять международные полеты, гражданская регистрация вполне уместна».

4.-РћРґРёРЅ-РўСѓ-214-РћРќ-будет-летать-над-Америкой,-второй---над-Р•Р
Один Ту-214 ОН будет летать над Америкой, второй - над Европой

ОДИН – НАБЛЮДАТЬ ЗА АМЕРИКОЙ, ВТОРОЙ – ЗА ЕВРОПОЙ

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Каюмов поделился оптимистичной информацией и о других строящихся на КАПО разведчиках – «легальных».

Речь – о Ту-214ОН («Открытое небо»). Один из них сегодня проходит испытания, другой, по некоторым данным, находится в цехе окончательной сборки. Обе машины строятся по договорам с ОАО «Концерн радиостроения «Вега» (а, в конце концов, это тоже программа минобороны) и предназначены для выполнения инспекционных полетов в рамках договора об «Открытом небе». Говоря официальным языком, он должен содействовать укреплению доверия между государствами-участниками через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями путем обеспечения возможности совершать облеты территорий друг друга. Сегодня Россия использует для этого Ту-154М-ЛК1 (над Северной Америкой) и Ан-30Б (над Европой). Их-то и должен заменить Ту-214ОН.

Строительство первого идет на КАПО с начала 2000-х годов, первый полет самолет совершил 1 июня 2011-го и до сих пор находится в процессе испытаний. Контракт на постройку второй машины (RA-64525) заключили в августе 2009 года. По условиям контракта, он должен был быть сдан в 2011-м. Но сегодня, похоже, настал их час.

«Вы могли видеть над Казанью и Ту-214ОН, рассказал газете «БИЗНЕС Online» Каюмов. – Слава Богу, заканчиваются госиспытания, и если удастся, во время МАКСа будет передача первого «ОН», 19-й машины (имеется в виду регистрация – RA-64519авт.). И в этом же году планируем и вторую машину военным отдать. Они будут работать под минобороны, которое определит, какая будет летать в Америке, а какая – в Европе».

Напомним, в отчете КАПО за 2012 год о перспективах 2013-го сказано: «Общество планирует завершить летные испытания и передать два самолета Ту-214 заказчику, а также завершить летные испытания двух самолетов наблюдения Ту-214».

Кстати, любопытно, что «боевая раскраска» Ту-214ОН подозрительно напоминает «ливрею» «Аэрофлота».