IMG_4880.jpg
 

ТЕПЛОХОД БЫЛ В УЖАСАЮЩЕМ СОСТОЯНИИ

Пятерых свидетелей заслушали в минувшую пятницу в Московском райсуде по делу крушения дизель-электрохода «Булгария». В числе новых участников процесса родной брат подсудимого Рамиля Хаметова Тахир, кастелянша «Булгарии» Ирина Ширинина, диспетчер движения судов казанского речпорта Ирина Вахмина, береговой матрос Мария Фомина, а также руководитель ООО «Волгаремдизельфлот» Олег Павлов. Наиболее важными для суда оказались показания бывшей кастелянши и руководителя ООО «Волгаремдизельфлот», фирма которого занималась ремонтом «Булгарии».

Работа кастелянши Ширининой на «Булгарии» началась 10 мая 2010 года и закончилась 18 сентября того же года. Прибыв на теплоход, который в то время находился в Перми, свидетель застала его в ужасающем состоянии.

- Началось все с расконсервации, везде была грязь, бардак, – вспомнила свое первое впечатление о теплоходе Ширинина. – Судно было обшарпанным, неприглядным. До 28 мая мы все убирали, мыли, красили и готовили к навигации.

Бывшая кастелянша вспомнила, что на теплоходе постоянно случались поломки двигателей. При одной из них теплоход «застрял» посередине Волги, в другой раз, по словам Ширининой, перестали работать сразу два дизеля.

- Это было в Тетюшах, – рассказала Ширинина. – Только успели подплыть к берегу, как оба дизеля вырубились, электрическое питание на судне отключилось.

Поломка была настолько серьезной, что пассажиров, находящихся на борту «Булгарии», автобусами отправили по домам в Казань и Самару. Для устранения поломки были вызваны ремонтники из Казани.

Ширинина сообщила, что крен на правый борт у судна был постоянно, так как всегда существовала проблема с откачкой фекальных масс.

- Сами понимаете, услуги по откачке фекальных масс являются платными, – заметила свидетель и добавила, что помимо всего прочего на теплоход продавались лишние билеты, и он шел с пассажирским перегрузом.

- Мы постоянно опаздывали из-за поломок, – сообщила Ширинина. – Первая поломка произошла в первый рейс. До Самары мы не доплыли и остановились в Ульяновске. После этого рейса в интернете появилось много плохих отзывов о «Булгарии».

В КАЧЕСТВЕ ПАССАЖИРА Я БЫ НА «БУЛГАРИИ» НИКУДА НЕ ПОПЛЫЛА

Несмотря на частые поломки, возникавшие во время навигации, командный состав теплохода, по словам Ширининой, был дисциплинированным, а судовладелец не жалел денег на ремонт и экипировку судна всем необходимым. Питание было отменным, во всех каютах имелись спасательные жилеты, радиосвязь была исправна. Однажды во время одного из рейсов «Булгария» попала в шторм. Именно посредством радиосообщения, по словам свидетеля, радист предупредил команду о шторме. Члены экипажа задраили иллюминаторы, боцман и старпом капитана контролировали соблюдение мер безопасности. Ширинина очень хвалила тогдашнего капитана «Булгарии» Владимира Назарова, который «чудо совершил» и которому «надо поставить памятник», и вспомнила, что нижние каюты «Булгарии» даже при небольших волнах «заливало капитально».

Работа Ширининой на «Булгарии» закончилась во время рейса «Зеленодольск – Пермь» после очередной поломки судна. Всех работников «Булгарии», кроме команды и поварихи, высадили на берег. Больше после этого свидетель не работала на теплоходе.

- После работы на теплоходе кастеляншей, зная всю «кухню» изнутри, в качестве пассажира я бы на «Булгарии» никуда не поплыла, – заявила Ширинина. – Там, где располагалась моя каюта, точно не спаслись бы.

IMG_0636.jpg
 

«КОМАНДА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ПИТАНИЯ ЗАРЯЖАЛА ТЕЛЕФОНЫ У НАС В ЦЕХЕ»

Еще один свидетель со стороны обвинения – руководитель ООО «Волгаремдизельфлот» Павлов, фирма которого занималась ремонтом вспомогательных двигателей «Булгарии». В 2009 году Павлов получил лицензию на право проведения капитального ремонта определенного ряда двигателей. До этого с 1999 года работал на флоте капитаном-механиком.

По словам свидетеля, по поводу ремонта «Булгарии» ему позвонил некий Сафронов, который работал с Павловым до зимы 2011 года. «Вроде как друг» Светланы Инякиной Сафронов попросил отремонтировать вспомогательный двигатель «Булгарии», на котором не работала система воздушного пуска (воздухораспределитель). В это время обесточенный теплоход находился в Лесной гавани. Павлов направил на теплоход двух своих специалистов: Федорова и Малыгина. На «Булгарии» их попросили завести хотя бы один двигатель, который обеспечил бы теплоход электричеством.

- Они в цехе у нас заряжали телефоны, – заявил свидетель. – Члены команды из-за отсутствия питания на «Булгарии» приходили к нам с зарядниками.

По словам Павлова, ремонт вспомогательного двигателя специалистами его фирмы был произведен в течение трех дней, также был произведен контрольный запуск. Соответствующие действия были зафиксированы в акте проделанных работ, который подписал капитан «Булгарии». Свидетель предположил, что другой неработающий вспомогательный двигатель члены командного состава, возможно, починили «своими силами».

Перед рейсом в Болгар Павлову позвонил все тот же Сафронов. Он сообщил о том, что на левом главном двигателе «Булгарии» оборвало шатун, и попросил помощи. Павлов отказался ремонтировать судно на ходу, для проведения работ по починке двигателя теплоход нужно было поставить «к стенке» (к причалу — авт.). По словам Павлова, с такой поломкой судно вообще не должно было выходить в рейс.

«ПУЗАНКОВ ВСЕ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО»

Когда речь зашла о спорном вопросе касательно действий первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова, который во время крушения теплохода, согласно показаниям в суде, отключил двигатель, Павлов заявил, что Пузанков все сделал правильно.

- Если судно накренилось больше критической отметки кренометра и выровняться у него не было возможности, механик все сделал правильно, – заявил свидетель. – Иначе лопастями работающего двигателя покрошило бы людей. Он не должен был ничего сообщать капитану в такой ситуации — все, что успел, он сделал. Кроме того, пассажиров могло парализовать током, если бы в воде оказался работающий двигатель.

Во время допроса адвокат защиты Роберт Халиуллин сослался на слова капитана «Арабеллы» Романа Лизалина, который в суде заявил, что механику не следовало выключать двигатель.

- «Опасность для пассажиров могла бы существовать, если бы судно шло на задний ход», – процитировал адвокат слова капитана «Арабеллы». – Если бы люди прыгали не с кормы, а с носа, и судно бы еще сохраняло ход, то тогда была бы возможность, что могли затянуть винты.

- А в той ситуации, которая была при крушении, Лизалин сказал, что, во-первых, механик никакого права не имел этого делать, поскольку не наблюдал ситуацию, которая происходит, находясь в машинном отделении. А вы четко утверждаете, что людей могло порубить винтами. На чем вы это основываете? – допытывался Халиуллин.

- Лизалин, будучи на месте механика, поступил бы так же, – ответил Павлов. – При заваленном на борт судне и критическом крене это правильное решение.

В конце процесса судья Сергей Якунин сообщил о том, что на следующей неделе суд займется приводом не являющихся на слушание потерпевших и свидетелей. Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за громким процессом.