Владимир Путин:

- Добрый день, уважаемые коллеги.

Как и договаривались, сегодня продолжим серию совещаний по реализации масштабных инфраструктурных проектов, заявленных в июне на Петербургском экономическом форуме.

На прошлой неделе мы уже обсуждали вопросы, касающиеся модернизации и расширения пропускной способности Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Сегодня поговорим о перспективах создания высокоскоростной железнодорожной линии Москва – Казань. По планам она должна быть введена в эксплуатацию уже в 2018 году.

Для нашей страны это новый проект. По сути, он станет логичным продолжением по развитию скоростного движения. Мы сейчас с вами говорим о высокоскоростном движении, скоростное у нас есть между Москвой и Питером, Нижним Новгородом, на Хельсинки идет. Мы сегодня будем говорить о высокоскоростном. Надо подумать, насколько это реализуемо, насколько это экономически целесообразно. Может быть, просто ограничиться скоростным. Надо сегодня по всем этим вопросам поговорить. Но в любом случае этот проект призван вывести систему пассажирских железнодорожных перевозок на качественно новый уровень.

В результате реализации проекта время в пути между Москвой и Казанью сократится более чем в четыре раза, с 14 часов до 3,5 часов. Дорога пройдет через такие города, как Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Поездка в этом направлении станет более комфортной, появится дополнительный стимул для притока инвестиций, для укрепления экономики и социальной сферы, повысится и привлекательность России для туризма.

1.jpg
Владимир Путин: «Предлагаю подумать над тем, чтобы сделать регионы участниками проекта. Это повысит ответственность регионов за результаты работы»

ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ШАГ

- Причем запуск линии Москва – Казань – это только первый шаг. Она может стать пилотным участком будущего маршрута, который соединит Центральный район, Поволжье и Урал. Может быть, конечно, об этом нужно подумать, посчитать экономическую целесообразность и дальше ее можно будет продолжить, вплоть до Красноярска. Знаю, что эффективными эти маршруты являются только тогда, когда, во всяком случае на сегодняшний день, поездка длится около 8 часов, но между городами Сибири, где такие магистрали, безусловно, могли бы быть востребованными, конечно, нужно считать пассажиропоток. Я сейчас об этом скажу. Но и не стоит сразу, нужно делать поэтапно.

Приступая к реализации проекта, крайне важно выработать четкую правовую, организационную и финансовую схему реализации проекта. Также необходимо уже сейчас предельно точно спрогнозировать и объемы пассажиропотока на магистрали Москва – Казань, оценить ее потенциальную загруженность и продумать эффективную, гибкую тарифную политику, которая обеспечила бы конкурентоспособную, доступную для граждан, для пассажиров цену на билеты. Только при наличии такой информации, при внятных перспективах окупаемости и доходности проекта, при понимании возможных рисков интерес к этому проекту проявят инвесторы.

Еще одна принципиальная задача – это организация финансирования проекта, собственно говоря, ключевая задача. Мы договорились, что на решение ключевых инфраструктурных проблем, в том числе и на создание магистрали Москва – Казань, направим часть средств фонда национального благосостояния.

Сегодня обсудим конкретные механизмы. В частности, хотел бы понять, на каких условиях и на какой период необходимо это финансирование, что планируется сделать для привлечения частных инвестиций, как будет обеспечена возвратность вложенных средств, срок этой возвратности, потребуется ли предоставление дополнительной господдержки, в каком объеме. Кстати, что касается сроков – это отдельный вопрос. Надо посмотреть, как это делается в других странах, потому что это проект очень длительного цикла и нужно исходить из реалий.

ЧТОБЫ СЕЙЧАС НИКТО ЛИХОРАДОЧНО НЕ СТАЛ СКУПАТЬ ЗЕМЛЮ, А ПОТОМ ПРОДАВАТЬ ЕЕ ГОСУДАРСТВУ ВТРИДОРОГА

Подчеркну, решить эти вопросы нужно в самое короткое время, чтобы успеть заложить соответствующие средства в проект федерального бюджета на будущий год и плановый период. Не затягивая нужно определиться и с оператором проекта.

Знаю, что ОАО «РЖД» предлагает сформировать на базе акционерного общества «Скоростные магистрали» совместное предприятие с участием государства и частных инвесторов, которое выступит заказчиком проектирования и строительства инфраструктуры магистрали Москва – Казань. Сегодня обсудим и такую возможность, а также поговорим о механизмах привлечения государственных и частных ресурсов, создания самой компании, в том числе с помощью институтов развития.

Далее. Проект должен быть детально проработан и согласован с регионами, по территории которых будет проложена новая высокоскоростная линия, чтобы все спорные моменты были улажены до начала строительства.

И, конечно, рассчитываю, что руководители субъектов Федерации заинтересованно и деятельно подойдут к решению вопросов, связанных с реализацией этого проекта. Особенно это касается содействия в выделении земель под строительство железной дороги и придорожных объектов. Очень бы хотелось, чтобы без жульничества здесь обошлось, чтобы сейчас никто лихорадочно не стал скупать землю, а потом продавать ее государству втридорога. Поэтому прошу наладить самый внимательный контроль с первых шагов реализации проекта.

Предлагаю подумать над тем, чтобы сделать регионы участниками проекта. Это позволит лучше сбалансировать сам проект, повысит ответственность регионов за результаты работы.

И последнее. Сроки и этапы создания магистрали Москва – Казань должны быть отражены в соответствующем плане-графике.

Прошу обеспечить его подготовку с учетом нашего сегодняшнего обсуждения.

3.jpg
Владимир Якунин – президент ОАО «Российские железные дороги»

МИНФИН ПОДТВЕРДИЛ 231 МЛРД. РУБЛЕЙ

На совещании также было заявлено, что на высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Казань минфин России выделит 150 млрд. рублей из ФНБ. Возможно увеличение объема для покрытия дефицита в финансировании проекта, о чем сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сказал: «Предварительно из 649 миллиардов рублей господдержки на период строительства минфин подтвердил 231 миллиард рублей: 150 миллиардов — это средства ФНБ, 81 миллиард – бюджетные гранты… Источник финансирования капзатрат в объеме 279 - 280 миллиардов рублей пока не определен. Мы предполагаем, что это могут быть средства ФНБ».

Министр сообщил, что подтвержден вариант привлечения на строительство 139 млрд. рублей путем выпуска облигационных займов, в которые будут вложены средства пенсионных накоплений, на срок до 30 лет по ставке инфляция плюс 1 процентный пункт.

Возможно, также потребуется увеличить общий лимит выделения из фонда средств на инфраструктурные проекты, который сейчас установлен в 450 млрд. рублей.

http://www.kremlin.ru/news/18978