В ИЮЛЕ ЦЕНЫ СУЩЕСТВЕННО ОТСТАВАЛИ ОТ ИНФЛЯЦИИ

В федеральной антимонопольной службе уверены, что населению не стоит опасаться повышения цен на топливо, которые, по их данным, растут соразмерно с уровнем инфляции. Об этом сегодня на круглом столе в РИА «Новости» заявил заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин. «Несмотря на существенное колебание цен на мировом рынке, несмотря на другие факторы, цены на нефтепродукты меняются темпами, близкими к инфляции. В этом смысле они не являются сдерживающим фактором для устойчивого развития экономики», – сказал чиновник.

По его словам, в последние 6 - 7 лет ситуация на рынке автомобильного топлива является стабильной. Цена на топливо определяется соотношением спроса и предложения и зависит от таких факторов, как динамика мировых цен, общий уровень инфляции в стране, уровень налогов, сезонные факторы, условия конкуренции на рынке.

Голомолзин особо подчеркнул, что распространенная в СМИ информация о запредельном росте цен на оптовом рынке неверна. «Ситуация против начала этого года в крупнооптовом звене изменилась несущественно. Эта ситуация отразилась на оптовых ценах. Цены в рознице снижались с марта месяца по июнь включительно. Если уровень инфляции по состоянию на июль составлял примерно 3,5 процента, то рост цен на топливо составлял примерно 1,5 процента. За этот период цены на внутреннем рынке существенно отставали от темпов инфляции», – пояснил чиновник и призвал ориентироваться не на газеты и слухи, а на официальные источники информации, а именно индексы цен на биржевых площадках.

В целом, в ФАС настроены оптимистично. Голомолзин утверждает, что цены и далее будут подниматься в рамках инфляции, но с учетом сезонных особенностей. «Возможно изменение цены, мы должны понимать, что ряд факторов влияет на стоимость топлива. В нашем понимании она будет меняться темпами, близкими к инфляции, но с учетом некоторых факторов, скажем, конец августа, сентябрь, начало октября – это период более высокого спроса, это касается и мая-июня. В этом смысле рынок может понятным образом отреагировать некоторым повышением цен», – предположил Голомолзин.

Кроме того, в силу вступил совместный приказ ФАС и минэнерго, согласно которому нефтяные компании обязаны поставлять нефтепродукты, включая бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут, в объеме не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок. Мониторинг показал, что нефтяники это требование выполняют, поэтому июль оказался лидером по объемам поставки и реализации топлива на внутреннем рынке. Например, если в июне было поставлено 274 тыс. т 92-го бензина, то в июле цифра возросла до 363 тыс. тонн. «Это значит, что сбытовые компании, которые продают топливо в розницу, создали достаточный запас, чтобы реализовать и для того, чтобы подготовить запасы на будущее», – объяснил Голомолзин. Он подтвердил, что его ведомство с минэнерго регулярно отслеживают запасы топлива, поэтому ситуация не вызывает озабоченности.

Также сотрудник ФАС отметил, что существенное влияние на цены оказывают налоги, в частности повышение акцизов. В итоге налоговая нагрузка в конечной цене топлива составляет примерно 60 - 65%, тогда как в США это 20 - 25%, а в Европе – 75 - 80%.

ЦЕНА НА БЕНЗИН ЗАПРЕДЕЛЬНО ВЫСОКА

В то же время первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин считает, что нынешняя цена в 31 рубль запредельно высока и негативно сказывается на экономике. «Сверхвысокая цена и душит нашу экономику, поэтому нет и роста экономического», – сказал он. При этом, по его мнению, стоит определить вектор цены по энергоносителям. Так, бензин должен стоить 19 рублей, считает Нигматулин, а конечная цена на электроэнергию для потребителей должна снизиться на 30 - 40%.

Эксперт полагает, что сейчас говорят о ценах на бензин со стороны нефтяного лобби, которого нынешняя стоимость устраивает, но никто не обсуждает, как реагируют потребители. «При нынешнем экономическом порядке и при нынешнем соотношении цен, которые есть, нашей экономике не выжить. Надо понять экономическим экспертам, людям, принимающим решения, и президенту, что нынешнее состояние для всей макроэкономики страны невыживаемо», – печально заключил Нигматулин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

При этом заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования Валерий Семикашев полагает, что рост цен, напротив, оказался ниже, чем ожидали в последние полтора года. «То ли это политическая составляющая (после выборов придержали и сейчас придерживают), то ли произошли изменения в отрасли, и биржа заработала лучше, и вышли на ту границу, когда покупатели не готовы по более высоким ценам покупать. Организационные изменения в нефтяных компаниях произошли», – попробовал объяснить эксперт. Он допускает, что Россия сейчас в большей степени привязана к внешним ценам, чем еще пять-шесть лет назад. «Сейчас это более сбалансированно, мы вышли на некоторый паритет. Эти факторы привели к тому, что рост, на мой взгляд, незначим, он действительно в пределах инфляции, при том что повышаются затраты и акцизы», – пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Семикашев.

ЦЕНЫ В ТАТАРСТАНЕ НА УРОВНЕ РОССИЙСКИХ

Что касается Татарстана, то эксперты полагают, что экономическая ситуация в нем лучше, чем во многих других регионах, а цены на бензин и здесь будут в рамках инфляции на уровне со всей страной. Замглавы ФАС Голомолзин заявил, что в республике нет каких-то тенденций, которые бы отличались от российских. «У нас единый федеральный оптовый рынок нефтепродуктов. Могут быть некоторые региональные особенности, которые могу влиять, но общие тенденции, которые формируются на федеральном рынке, транслируются на любые другие региональные рынки», – ответил он на вопрос нашего корреспондента.

При этом Семикашев полагает, что ситуация складывается хорошая, так как в Татарстане есть своя нефтепереработка, поэтому формула спроса-предложения должна работать. Нигматулин отметил, что у Татарстана есть «Татнефть», которая является пятой компанией и добывает 27 - 30 млн. т нефти, в итоге в налоговую часть республики идут сотни миллиардов, которые позволяют «и Универсиаду провести, и город в порядок привести». Также Нигматулин порадовался, что сельское хозяйство в республике развивается. «Шаймиев не дал разрушить. Если бы колхозы разрушили, то было бы как в Воронежской, Курской губернии. Колхозы – это выход из нашего положения», – сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». В то же время в Татарстане удалось сохранить научно-культурный пласт, чего не скажешь об оборонной и авиационной промышленности, которые «серьезно деградировали», сожалеет Нигматулин.