Сегодня очередной разбор дорожных полетов провел в ходе заседания правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения шеф ГИБДД РТ Рифкат Минниханов. Открывая совещание, он в который раз предупредил о сложном положении дорожных дел: за последние 2 - 3 недели по 8 - 9 погибших в выходные. Большая часть разбившихся в возрасте 20 - 30 лет, продемонстрировал он слайды. В основном причина по-прежнему в человеческом факторе: выезд на встречку, превышение скорости и алкоголь. Причем во многих случаях в ДТП влетает транзитный транспорт, и работой только в рамках одного района ограничиваться бесполезно, предупредил Минниханов руководство комиссий по безопасности дорожного движения на местах. И попенял подчиненным, мол, мало работаете, коллеги… В качестве примера он, оговорившись, что это, конечно, не «палочная система», привел Сармановский район, где дорожная полиция трудится не покладая жезла, фиксируя по 6 нарушителей на одного полицейского. И попенял аутсайдерам, чьи показатели – два-три нарушения в день.

- Нет анализа, нет соответствующего сложившейся ситуации решения комиссии БДД. В целом вся работа комиссии сводится к ежеквартальным отчетам или разговору по телефону в микрофон! – повысил вдруг тон Минниханов. – Балтаси! Напишите объяснение, приказ о наказании!

Шеф ГИБДД сегодня следил и за словоохотливостью подчиненных, поставив на iPhone мелодичный таймер, он выключал микрофон каждому районному докладчику, превышавшему отведенные на доклад две минуты…

ПОЛОВИНА ВСЕХ СМЕРТЕЙ НА ДОРОГАХ – ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОБГОНА

В целом за 7 месяцев, как рассказал замначальника УГИБДД МВД по РТ Масхут Мифтахов, в Татарстане совершено 2631 ДТП с пострадавшими. 389 человек погибли, 3376 ранены. В лидерах роста по всем показателям – Агрызский, Актанышский, Нижнекамский, Рыбнослободский, Мензелинский, Спасский районы. Рост числа погибших в Чистопольском районе четырехкратный, в Актанышском – в 2,5 раза…

176 человек погибли из-за нарушения правил обгона – это половина всех смертей. На трассе Чистополь – Нижнекамск погибли 23 человека и 15 – пострадали. 78% погибших – нарушение правил обгона. В Чистопольском районе погибли 18 человек из-за выезда на встречку, это 75% всех погибших, при этом выявляемость таких нарушений полицией всего лишь 1,1%... В качестве примера результативной работы Мифтахов привел Нижнекамский район – на этой же трассе в первом квартале погибли 9 человек, и полиция усилила работу по выезду на встречку в 28 раз. В результате во втором квартале на встречке погибших не было.

Пышным букетом ложатся в статистику нарушения мотоциклистов: в Аксубаевском районе на трассе встретились сразу два нарушителя, в итоге пять жертв, двое – насмерть. Один из водителей собрал мотоцикл кустарным способом и выехал на дорогу без прав, в пьяном виде, ночью, без фар, посадив на железного коня еще двоих пассажиров. Другой деревенский байкер не прошел техосмотр и поехал без ОСАГО.

- В данном случае налицо полное бездействие всех служб, – сделал вывод Мифтахов. В самом деле, участковые полицейские вполне могли бы озаботиться техническим творчеством кустарей, да и вообще наличием мотоциклов в деревенских сараях.

Зачастую аварийным ситуациям способствует полное отсутствие всякой разметки, освещения или знаков. Каждое пятое ДТП происходит из-за неправильной организации движения и состояния дорог.

- В 537 таких ДТП погибли 100 человек, – уточнил Мифтахов. Фактически четверть погибших… – Наиболее часто в местах совершения ДТП фиксировалось отсутствие горизонтальной разметки, низкое сцепное качество покрытия, неровности и дефекты покрытия, отсутствие тротуаров, недостаточное освещение.

В качестве примера Мифтахов привел вчерашнюю аварию на трассе Казань – Малмыж. Здесь в 15.55 на перекрестке 67 км произошло ДТП – три человека погибли, один пострадал. И это далеко не первый случай: за 10 лет на этом участке в 13 ДТП погибли уже 8 человек. Здесь необходима кольцевая развязка, документы ГИБДД направило в минтранс. А пока предложено оснастить дорогу хотя бы «лежачим полицейским»…

- Так не пойдет! – подкрепил предложение зама Минниханов. – Мы знаем проблемный участок и ничего не делаем? В каждом районе есть проблемные моменты, но такие вопросы должны обсуждаться. Если дано поручение, есть решение комиссии по БДД… Почему мы имеем до 10 погибших на этом участке?

Далее слово было предоставлено районным комиссиям, и первое же выступление чистопольцев, монотонно перечисливших количество аварий, столкновений и трупов, нарвалось на гнев главного гаишника Татарстана. Обрезав под звонок таймера на полуслове выступавших, Минниханов заявил, что статистику знает и без доклада, а вот ни о какой конкретной работе по предотвращению роста этой горы пострадавших доложено не было.

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА АВТОБУСНЫХ ДТП – ГОНКИ ЗА ДЕНЕЖНЫМ ПЛАНОМ

Свою лепту в статистику аварийности вносят автобусы. Если взять Казань, то об очередной аварии красных автобусов не пишет только самый ленивый.

- Борис Львович, вы у нас основной административный ресурс в плане контроля за перевозчиками! – анонсировал выступление руководителя республиканского управления Ространснадзора Бориса Смирнова Минниханов.

По словам Смирнова, за 7 месяцев в РТ совершено 178 ДТП с участием автобусов. ДТП по вине водителей маршрутных автобусов совершаются в основном в городах Татартстана, то есть в Казани это 36%, в Челнах – 26%, все остальные ДТП в других населенных пунктах. Основные виды ДТП: столкновение транспортных средств (54%), падение пассажиров в салоне (более 41%). И основными виновниками ДТП являются водители автобусов большого класса – порядка 72%.

В основном причина ДТП – нарушение скорости в сложных условиях городских улиц, констатировал Смирнов. Причина – гонки за планом: зарплата водителя напрямую зависит от выручки, что провоцирует водителей на грубые нарушения ПДД. Вторая причина – недостаток водителей высокой квалификации, и перевозчики вынуждены привлекать на работу водителей, не имеющих стажа работы. И третья причина – нарушение режима труда и отдыха водителей.

Он рассказал также, чем закончилась внеплановая проверка ООО «ИТЦ», водитель которого Улугбек Азимов на автобусе Higer влетел на большой скорости в остановку «Улица Гаврилова» в Казани. Жуткое ДТП, в результате которого погибли три человека и были ранены еще четверо, произошло 1 апреля. Основным виновником стал водитель. А ООО «ИТЦ» было привлечено к ответственности по административной статье «Осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением».

«Управление обратилось в суд с ходатайством о приостановлении деятельности на 90 суток, однако Арбитражный суд РТ решением от 21 июня назначил административный штраф в размере 50 тысяч рублей», – отметил Смирнов.

Всего же за 7 месяцев у перевозчиков, чьи автобусы стали «героями» дорожно-аварийных историй, было проведено 768 проверок. За нарушения транспортного законодательства наложены штрафы на сумму 818 тыс. рублей.

СТИХИЙНЫЕ СТОЯНКИ ПОД ВИДЕОКОНТРОЛЬ

- По вине водителей-владельцев лицензий, осуществляющих регулярные перевозки на автобусных маршрутах, совершено 15 ДТП. В прошлом году в первом полугодии зафиксировано 31 ДТП. И снижение составляет 57 процентов, – с некоторым удовлетворением отметил Смирнов.

Однако Минниханов тут же призвал его не успокаиваться на достигнутом.

- Когда у нас статистика начинает уменьшаться, мы начинаем почивать на лаврах, – слегка остудил пыл шефа управления Ространснадзора Минниханов. – Здесь в первую очередь многое зависит от руководства населенных пунктов. Так скажем: не занимайте позицию посторонних наблюдателей, вы же на местах больше видите, что творят перевозчики!

А затем он прошелся по стихийным стоянкам автобусов.

- До сегодняшнего дня мы так и не навели порядок с автовокзалами, нет единой управляемой системы, – заявил он. – Мы это умолчали… Да я и боюсь поднимать этот вопрос, вопрос стихийных стоянок, и в первую очередь в Казани. У меня такое ощущение, что как будто там такие силы стоят за стихийными вокзалами, что этот вопрос никогда не решится! За 15 лет кто только на каком уровне ни решал, так все и осталось.

Впрочем, по словам представителя минтранса, сейчас все новые договоры заключаются от автовокзала до автовокзала: «заволжских» попросят приезжать на «Казань-2», всех остальных на «Южный». Но остаются стихийные стоянки. «Без УБЭПа мы ничего не сделаем, но пока перевозчики имеют паспорта маршрутов, где конечный пункт – ЦУМ, ж.-д. вокзал», – отметил он.

Минниханов в ответ распорядился записать в решение комиссии оснащение всех мест стихийных автобусных остановок в Казани системой видеофиксации.

- Может быть, камеры чуть-чуть дисциплинируют! – выразил надежду Минниханов. – Я думаю, чуть-чуть ситуация изменится, попробуем…

«ОБЪЯВИМ ВАМ НЕПОЛНОЕ СЛУЖЕБНОЕ СООТВЕТСТВИЕ»

На следующей неделе – с 15 августа – начинается очередная операция ГИБДД «Внимание – дети». За это время необходимо проверить всех перевозчиков.

- Я бы попросил не шутить со школьными автобусами. Постучим по дереву, пока ситуация нормальная, но есть информация, которая может иметь серьезные последствия, – предупредил Минниханов. – До 1 сентября перепроверить все школьные автобусы: кто ездит, где обслуживается…

Кроме того, серьезная ситуация связана с обеспечением дорожной безопасности у школ. Не хватает не только знаков и разметки, но порой и … самих дорог. Между тем школьников возят по 711 маршрутам 630 автобусов, и их безопасность не пустой звук. Большая часть дорог на селе имеет щебеночное либо грунтовое покрытие, и порой доехать до самого школьного подъезда оказывается нереально. Нужна ли детям такая школа, до которой невозможно безопасно добраться? Таким вопросом задался шеф ГИБДД РТ.

Минниханов поставил задачу до 15 числа обеспечить паспортизацию всех школьных объектов. А к 1 сентября – выполнить обозначенные в каждом паспорте мероприятия.

- Уговаривать мы не собираемся, – в своей обычной улыбчивой манере предупредил Минниханов. – Если до 1 сентября не приведено, по линии ГИБДД если не доведете до суда, объявим вам неполное служебное соответствие. Предписание – протокол – прокуратура – суд! Если этот механизм не сработает – будете биты!

Поинтересовавшись, есть ли вопросы у собравшихся (их не оказалось), Минниханов закрыл заседание.