«...пока в Киеве не постановят, от кого древние греки произошли: вiд хохлiв чи вiд москалiв...»

А. Лазарчук, М. Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ»

НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ 1990-Х

Начиналось всё ещё до 1991 года. Советский Союз разваливался по швам. Некогда единое государство расползалось по национальным республикам. Существенную роль в этом процесса играла позиция элиты УССР – второй, после РСФСР, республики Союза. Тогдашние сторонники отделения – Народный Рух Украины – активно распространяли листовки, в которых утверждалось, что Украина – европейская держава по возможностям, но колонизованная территория по реальному состоянию. Давались цифры, показывающие первые места в Европе по производству угля, руды, стали, мясомолочной продукции, а также масла и сахара, вкупе с гораздо меньшими цифрами по потреблению, и задавались соответствующие риторические вопросы.

Надежд было полно. На выборах президента в декабре 1991 года представитель Руха Вячеслав Черновол занял второе место. Однако с обретением вожделенной независимости ситуация в экономике не стала лучше. Что, вообще-то, вполне понятно – экономика СССР представляла из себя достаточно закрытый воспроизводственный контур, и роль Украины в рамках его была именно в поставках продовольствия и сырья, а также в производстве изделий из металла и в химической промышленности. Но с распадом Союза разрушились привычные производственные цепочки, нарушился доступ к привычным рынкам сбыта. Люди выживали, как могли; для многих было спасением отправиться на отхожий промысел в Россию, которая, вот удивительно, не загнулась без украинской продукции. Тогдашняя экономическая ситуация нашла своё отражение и в бизнес-понятиях: здесь можно вспомнить имевшую активное вербальное использование в 1995 - 1997 гг. денежную единицу «хохол», эквивалентную $100. Опять же, память подсказывает историю про украинские крики, мол, закроем вам экспорт сахара, вы ужо взвоете; Россия тогда преспокойно решила проблему, договорившись с кубинскими производителями.

РИТОРИКА – ОТДЕЛЬНО, ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНО

В нулевые годы ситуация значительно улучшилась. Связано это было с тем, что мировая экономика вышла на траекторию роста, сами же граждане и предприятия осознали ценность рынков сбыта, наладили новые производственные цепочки, в общем, научились жить при капитализме. Вновь ожила риторика независимости и евроинтеграции, затихшая было во второй половине 1990-х на фоне экономических сложностей. Привело это к известным событиям вокруг президентских выборов конца 2004 года, в результате которых, главой страны стал ориентированный на Запад Виктор Ющенко.

Тем временем менялась ситуация и в России. Владимир Путин к этому моменту уже четыре года был главой государства. Решив сугубо тактические вопросы (как он их понимал), он перешёл к вопросам стратегическим. И здесь для него на первое место встала реинтеграция евразийского пространства вокруг России; Путин считал и считает поныне, что распад СССР был главной геополитической катастрофой XX века, и для него своего рода реинкарнация Союза является idée fixe. Соответственно, для него, уже начавшего такую реинтеграцию, переориентация Украины на Запад была крайне неприятна, особенно на фоне тамошних народных волнений «оранжевой революции». Отношения между странами испортились. Но, вместе с тем, богатеющая Россия заняла роль важнейшего рынка сбыта для Украины, с российской же стороны на Украину активно шли инвестиции. Политические неурядицы (в том числе весьма опасные, к примеру, поставка Украиной Грузии ЗРК, которые последняя использовала в Пятидневной войне 2008 года) не мешали экономической интеграции; впрочем, никак нельзя забывать продолжающиеся много лет газовые споры с Украиной – о ценах на газ для этой страны, о ценах на его транзит через украинскую газотранспортную систему и об отборах газа украинской стороной.

ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ

В 2010 году по итогам выборов Виктора Ющенко сменил Виктор Янукович, почему-то считавшийся пророссийским политиком. Он, однако, никакой однозначно пророссийской политики проводить не стал, продолжая украинскую ориентацию на ЕС и отказываясь от предложений вступить в уже вошедший в активную фазу Таможенный Союз, при этом желая сохранить доступ к рынкам ТС, и в первую очередь к российским, равно как и надеясь на поблажки в газовом вопросе.

Тем временем в экономике страны начались сложности. В первую волну нынешнего кризиса ВВП Украины рухнул на треть в долларовом выражении - свою роль в этом сыграла девальвация гривны. Затем произошёл отскок, который, однако, с 2012 года вновь сменился спадом. Внешний долг страны стремительно растёт, достигнув $140 млрд., что составляет порядка 80% от ВВП страны. Показатель уже достаточно опасный, особенно на фоне того, что ЗВР Украины шестикратно меньше внешнего долга, а торговый баланс и текущий счёт хронически дефицитны.

Отдельно, кстати, стоит отметить результаты обретения независимости. Эту работу проделал украинский портал zn.ua. Согласно их расчётам, с 1990 до 2010 года производство угля на душу населения упало втрое, электроэнергии - на 30%, нефти - вдвое, газа - на 28%, цемента - более чем вдвое, сахара - втрое, масла - впятеро, зерновых - на 16%, мяса - в 30(!!) раз, молока - вдвое. Но зато на 8% выросло производство картофеля. Достижение, безусловно, очень значимое, но всё же, видимо, потерянное двадцатилетие было не только в Японии.

Момент истины для Украины наступил весной 2013 года, когда стали известны детали соглашения об ассоциации и о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС; соглашение это достаточно регулярно именуется договором об ассоциативном членстве, хотя базовые документы ЕС не предполагают такой организационной формы в принципе. Предполагается, что договор этот будет подписан в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе. Разумеется, он подаётся как блестящая победа украинской дипломатии и важная веха на пути евроинтеграции в цивилизованное сообщество. Видимо, так же он воспринимается и в Москве, с соответствующим подтекстом касательно ТС – «Украина не намерена интегрироваться в эту нашу структуру». Ответа Москвы следовало ожидать, и, вполне вероятно, что нынешняя «торговая война» – он и есть.

ПРЯНИКОМ И КНУТОМ ЗАГНАТЬ УКРАИНУ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ?

Возникает презабавная ситуация, которую надо рассматривать с разных сторон.

Во-первых, Россия в своём праве. Россия имеет право (и обязанность) досматривать все грузы, прибывающие на территорию страны. То, что этого не делалось ранее, может объясняться сотней причин, и это сейчас не особо интересно; важно то, что такая внезапная игра по правилам очень сильно бьёт по экономике Украины, лишая украинские предприятия рынков сбыта и доходов. При этом в мире сейчас кризис; спрос, который ранее удовлетворялся за счёт украинского производства, немедленно переключится на другие товары, и вернуть затем долю на рынке будет весьма сложно.

Во-вторых, недовольство Украины не имеет ровно никакого значения. Мировая экономика и межстрановые взаимоотношения – это место, где по определению никто никому ничего не должен. Где торговые войны, дипломатическое давление и выторговывание преференций – норма поведения. И надо сказать, что Украина это, похоже, понимает, поскольку уровень недовольства не является высоким, отмечаются те политики и официальные лица, которым это положено по должности. С другой стороны, в настоящее время Верховная Рада находится на каникулах; если бы этого не было, реакция Украины была бы гораздо более громкой.

В-третьих, я не могу не отметить самого отрадного факта – Москва организует экономическое давление. Иными словами, Россия отстаивает собственные интересы. Время бросать чепчики в воздух? Увы, нет, поскольку причина этого – «загнать Украину в ТС» в рамках безумного и лишённого смысла мегапроекта по реинкарнации покойного Союза, кроме того, никак нельзя отделаться от вопроса: ребята, а где вы были раньше, во время переговоров по вступлению в ВТО? Также здесь нельзя не отметить, что несмотря на жесточайшее недовольство социума мигрантами из Средней Азии (исключая Казахстан и Туркменистан) и недавних действий власти против нелегальной миграции, ни о каком давлении на эти страны и речи нет, ведь они полностью за реинтеграцию, поскольку им критично нужны российские рынки сбыта и российский рынок труда, ведь без такого доступа эти страны будут взорваны изнутри в течение нескольких месяцев. При этом сами они России не нужны, поскольку ничего из себя как рынки сбыта не представляют, являя собой огромное количество несущего одни лишь проблемы нищего и голодного населения, которое не предъявляет платежеспособного спроса.

УКРАИНА ПЕРЕД СТРАТЕГИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ

Я предполагаю, что продавить Украину на отказ от сотрудничества с ЕС и на вступление в ТС не удастся. Если Янукович на это пойдёт, он немедленно превратится в глазах украинского социума в послушного Москве слабака-предателя, с соответствующими имиджевыми и рейтинговыми потерями, а выборы марта 2015 года всё ближе и ближе. При этом на Украине вновь растёт популярность националистически-незалежной идеологии, подобно тому, как это было в начале 1990-х годов и в 2004 году, свидетельством чему является стремительный рост популярности националистической партии «Свобода» и её лидера Олега Тягнибока. Позиция «Свободы» в данном конфликте предсказуема и однозначна: парламентарий от «Свободы» Александр Мирный сказал, что экономика страны только выиграет от «торговой войны» с РФ, поскольку запрет, наложенный Россией на импорт украинских товаров, подтолкнет экономику Украины к модернизации производства и поиску новых рынков (впрочем, говорить легко, но в действительности найти инвестиции для модернизации производств, да ещё и рынки сбыта будет всё же посложнее).

В этом случае развитие событий может быть достаточно забавным. До ноября осталось недолго, и даже при полном прекращении экспорта Украина это время вполне проживёт, особенно на фоне весьма вероятных обещаний от власти, что вот мол подпишем соглашение, и наступит у нас тут счастье, будем всё продавать в Европу, а москали пусть делают что хотят. Проблема заключается в том, что, по имеющимся данным, то самое соглашение сходно с соглашением между Россией и ВТО, и сходно оно тем, что представляет из себя многосотстраничный талмуд, который мало кто полностью осилил прочитать и воспринять. А написано там, как сообщают, много прелюбопытного. Так, в приложении к соглашению говорится о «регулировании предельных значений выбросов для существующих заводов». Существуют заводы эти с тех времён, когда экология никого не заботила; последствия предсказуемы. Кроме того, после вступления в силу этого соглашения, Украине запрещено будет экспортировать газ и электроэнергию по ценам выше внутренних. Следовательно, чтобы экспортировать энергетические товары, придется повышать их цены для украинского потребителя. Ужесточение квотирования ждёт и сельскохозяйственную продукцию. Еле живая оборонная промышленность будет вынуждена конкурировать с европейцами, поскольку в тендерах на снабжение силовых структур обязательно будет участие фирм из ЕС.

Наконец, любви и счастья добавляет требование переделать всю железнодорожную систему Украины, дабы она стала совместимой с европейской, для чего необходимо будет изменить колею путей с 1520 мм до 1435 мм (всех 30 тыс. км), с соответствующей модификацией всех 140 тыс. вагонов и 6 тыс. тепловозов, составляющих украинский железнодорожный парк. При этом денег на всё это Европа выделять не намерена.

Впрочем, чего это я пугаю всякой ерундой. Нельзя остановить народ на пути к свободе.

Україна Переможе!

Александр Виноградов