photo.jpg
Системы межведомственного электронного взаимодействия призвана избавить граждан от «хождения по мукам» при получении госуслуг

ПО 5 ТЫС. ЗАПРОСОВ В НЕДЕЛЮ

Система межведомственного электронного взаимодействия была запущена в Татарстане 1 июля 2012 года. В республиканском минсвязи, которое является оператором региональной платформы СМЭВ, искренне гордятся результатами первого года работы. В ведомстве подчеркивают, что за это время избавили граждан от 277 тыс. лишних хождений для общения с чиновниками, а также сэкономили татарстанцам 218,4 млн. рублей, которые не были потрачены на госпошлины для получения ставших во многих случаях ненужными выписок и справок (цифру подсчитали в самом минсвязиприм. ред.).

В татарстанском контуре системе, представляющей собой закрытую для доступа извне оптоволоконную сеть без выхода в интернет между вовлеченными госучреждениями, сегодня зарегистрированы 3445 пользователей из 23 министерства и ведомства, а также органов местного самоуправления 45 районов и городских округов республики. Татарстанская СМЭВ интегрирована в федеральную систему, инфраструктуру для которой по всей стране строит «Ростелеком». По данным минсвязи РТ, с момента запуска СМЭВ в республике в ней было совершено 277 265 запросов – то есть около 4,7 тыс. в неделю.

Подавляющее число обращений в СМЭВ Татарстана связано с информацией из Росреестра и Кадастровой палаты, что составляет более 85% от всех запросов. Самым востребованным сервисом остается выписка из ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), который позволяет сэкономить время на сбор документов и деньги на госпошлину. В настоящее время для работы в системе разработано и доступно 59 видов сведений.

Безимени-1.jpg
В настоящее время для работы в СМЭВ разработано и доступно 59 видов сведений

ХИМИЯ ЦИФР

В общем, СМЭВ в Татарстане сегодня работает на полную катушку. Почти 3,5 тыс. чиновников трудятся в поте лица, отправляя еженедельно по 5 тыс. запросов. Как недавно доложил на совещании у президента РТ министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов, «органы власти показали отличную работу в системе, нарушений со сроками ответов на запросы не выявлено».

- Ноль нарушений у нас, не может этого быть! – прервал министра Рустам Минниханов. – У нас всегда есть недостатки, пусть люди напишут, пусть покритикуют. А то мы такую форму нашли: запрос дали, ответ дали и вроде выполнили. Мы же делаем для того, чтобы люди не ходили за нами, не уговаривали и получали услугу. Комфортная услуга для людей или нет, надо выяснить. Но ноль – это химия какая-то.

Президент поручил минсвязи опубликовать данные о результатах работы СМЭВ и распространить контакты горячей линии. «Пусть люди подтвердят: правда это или неправда, – подчеркнул Минниханов и вдруг добавил. – Вот у нас «БИЗНЕС Online» любит такие вещи, пусть они эти цифры будут публиковать и спрашивать: видят ли люди пользу от этого или нет?»

РАБОТАТЬ НАУЧИЛИСЬ, НО НЕ ВСЕ

Приняв пас от президента, мы попытались разобраться, так ли все прекрасно в межведомственном взаимодействии в РТ. Как заявил «БИЗНЕС Online» Шайхутдинов, за прошедший с момента запуска СМЭВ год чиновники действительно научились работать в системе быстро и четко, практически в 100% случаях укладываясь с отправлением и ответом на запросы в установленный законом срок. Именно это и иллюстрируют приведенные им на президентском совещании цифры. Но больше ничего, признался министр.

- Если вы посмотрите предыдущие презентации, вы увидите, что там статистика диаметрально противоположная. Люди привыкали, люди не хотели, выстраивался процесс. Цель была – приучить государственных служащих работать в ней. Научились, – отметил министр и добавил. – Но не все…

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шайхутдинов рассказал, что его ведомство как оператор регионального контура СМЭВ может отслеживать только те запросы, которые попали в систему. Если же чиновник незаконно отправил заявителя за какой-нибудь справкой, которую должен был сам запросить через СМЭВ, поймать его можно только за руку – через контрольную закупку (специальная инспекция минсвязи провела проверки в 35 муниципалитетах РТприм. ред.). При этом такие случаи нередки в Татарстане, как, впрочем, и по всей стране.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СМЭВ

Итак, первый и, пожалуй, главный недостаток СМЭВ с точки зрения развития госуслуг – она не позволяет отслеживать, а значит и пресекать саботаж чиновников, по старинке требующих с граждан документы, которые должны сами запрашивать у других ведомств. Причем недостаток этот весьма многогранен. Бывает, что чиновник не виноват – зависла, например, система (с любой бывает). Тогда, чтобы уложиться в установленный законом срок (пять дней), чиновник может запросить документ по телефону или через курьера. Электронный запрос в этом случае не делается, но межведомственное взаимодействие все равно есть. А бывает, что заявители сами приносят в ведомства пакет бумаг и справок, о чем их никто не просил. Такое происходит сплошь и рядом – народ в России не привык полагаться на слуг государевых и ждет от них, как правило, не помощи, а препон.

При этом некомплект документов, запрошенных внутри системы по заявке гражданина, в СМЭВ тоже отследить нельзя. Несмотря на то, что перечни бумаг, необходимых для получения тех или иных госуслуг, в каждом случае жестко регламентированы. Единственное, что стало известно минсвязи спустя год с момента запуска системы – это то, что на каждую заявку гражданина приходится в среднем 1,7 - 2 межведомственных запроса. Все. В ведомстве уверяют, что сформировать жесткие пакеты межведомственных запросов по каждой госуслуге невозможно, поскольку они различаются в муниципалитетах, а также потому, что, например, у заявителя на соципотеку может быть двое, трое или вовсе не быть детей, на которых также требуются свои бумаги. В общем, логика в позиции минсвязи есть, но этот момент все равно со стороны выглядит как недоделка разработчиков.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», намерено ли минсвязи что-то делать, чтобы пресечь саботаж чиновников, Шайхутдинов ответил, что ведомство выступило с инициативой обязать участников системы делать «боевые запросы» вне зависимости от того, принес заявитель документ или нет. А вдруг поможет...

НЕ МИНСВЯЗИ ЕДИНЫМ

Впрочем, минсвязи как оператор СМЭВ за действия ее участников вне системы отвечать не может – очевидно, ответственность за это в большей степени лежит на администрациях, оказывающих услуги ведомств. Назвать ведомство, на которое поступает больше всего жалоб по СМЭВ, министр связи затруднился. Однако, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», это минтрудсоцзащиты. Неудивительно, учитывая круг ответственности ведомства Айрата Шафигуллина

Тем временем понятно, что межведомственное электронное взаимодействие в России находится лишь на начальной стадии развития. Несмотря на то, что через СМЭВ в стране проходит более 10 млн. запросов ежемесячно и количество запросов увеличивается на 30% каждый месяц, доля услуг, по которым делаются межведомственные запросы, еще достаточно низкая.

К примеру, согласно законодательству, в России на сегодняшний день остается 18 категорий документов, подлежащих домашнему хранению, то есть информации об их содержании у гражданской госмашины попросту нет. Надо понимать, что 18 категорий – это несколько десятков документов. Например, паспорт, диплом об образовании, военный билет, а также учредительные документы юрлиц. Очевидно, количество бумаг надо снижать, по мнению Шайхутдинова, заменить собой многие документы могли бы персональные идентификационные карты. Но это будущее. А в настоящем ограниченность списка сведений для запросов – это второй недостаток СМЭВ.

ЗА ВСЕ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ

В электронном виде на специальном портале uslugi.tatarstan.ru сегодня доступны 142 услуги, включая непрофильные для минсвязи оплату мобильной связи, штрафов ГИБДД и т.п. При этом общее количество оказываемых государством услуг в России – почти 4 тысячи.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в минсвязи РТ, в настоящее время ведется работа по запуску на портале uslugi.tatarstan.ru 10 новых сервисов. Среди них услуга подачи заявок на гранты и субсидии минэкономики, получение разрешений на перевозку крупногабаритных грузов, согласование маршрута, а также электронные услуги в сфере социальной защиты.

Кстати, СМЭВ – вещь недешевая. Ее обслуживание обходится в 1,3 млрд. рублей в год, которые получает «Ростелеком», как главный техоператор системы. В январе глава минкомсвязи Николай Никифоров заверил губернаторов, что регионам не придется оплачивать комплексный сервис «Ростелекома» по СМЭВ в 2013 году, что позволит сэкономить региональным бюджетам порядка 15 млн. рублей из расчета на один регион. Понятно, что так будет не всегда… И монополия госоператора на установление тарифов уже сейчас может считаться третьим недостатком СМЭВ.

P.S. Телефон горячей линии минсвязи, куда можно пожаловаться на служащих, незаконно требующих предоставления доступных в СМЭВ данных: (843) 5-114-115.

Справка


Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных «Ростелекома». Каждый узел СМЭВ это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Созданы один федеральный и 83 региональных узла СМЭВ. К федеральному узлу подключаются информационные системы федеральных ведомств (казначейство, Росреестр, ФНС, МВД, ФМС и т.д.), кредитные организации. 83 региональных узла, к которым подключаются информационные системы региональных ведомств (финансовые, медицинские, статистические и другие), информационные системы более 24 тыс. органов местного самоуправления.

СМЭВ имеет сервисно ориентированную инфраструктуру. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений, каждый поставщик сведений создает в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений, каждый потребитель сведений создает в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

Оператор СМЭВ – министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком».

СМЭВ в Татарстане работает с 1 июля 2012 года, согласно вступившей в силу нормы федерального законодательства о межведомственном взаимодействии при получении государственных и муниципальных услуг. В системе 3445 пользователей из 23 министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления 45 муниципальных районов и городских округов. С момента запуска системы совершено 277 265 запросов – около 4,7 тыс. запросов в неделю. Подавляющее число обращений в СМЭВ Татарстана связано с информацией из Росреестра и Кадастровой палаты, что составляет более 85% от всех запросов. Самым востребованным сервисом остается выписка из ЕГРИП, который позволяет гражданам сэкономить время на сбор документов и деньги на госпошлину. В настоящее время для работы в системе разработано и доступно 59 видов сведений.

Категории документов личного хранения:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;

9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность и входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

11) документы архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) учредительные документы юридического лица;

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.