1.jpg
 

«ВТО – ЭТО НЕ ЗЛО И НЕ ДОБРО, ЭТО ИНСТРУМЕНТ»

Официальная позиция российских чиновников, которые 18 лет последовательно продвигали идею вступления страны в члены ВТО сводилась к тому, что это откроет для России множество преимуществ: от доступа на иностранные рынки и повышения конкурентоспособности собственной продукции до улучшения имиджа государства. Вчера на пресс-конференции в РИА «Новости» известные российские экономисты по итогам первого года работы по правилам ВТО попытались оценить, насколько верной оказалась ставка правительства. Любопытно, что заявленные ранее участники от государственных структур к дискуссии так и не присоединились.

Директор международного делового центра «Россия в ВТО» ЦМТ Москвы Роман Губенко заявил, что теперь стоит обсуждать не само ВТО, а то, что стоит исправить в секторах. Кроме того, года слишком мало, чтобы делать какие-то объективные выводы. Однако он признал, что Россия подошла к вступлению в организацию хуже подготовленной, чем, к примеру, тот же Китай.

Губенко подчеркнул, что за год больше всего пострадала молочная отрасль. «За 11 месяцев мы видим рост импорта молочной продукции на 19,6%», – объявил цифры эксперт. Также в связи с присоединением к ВТО были снижены применяемые ставки ЕТТ по напиткам, фруктам и орехам, свинине и растительному маслу. Импорт по этим категориям товаров также вырос. В том числе вырос импорт и по табаку, овощам, мороженой рыбе, хотя это товары, по которым ВТО не изменило тарифную защиту.

Из промышленных товаров значительно вырос импорт железнодорожных вагонов и локомотивов – 97%. Губенко добавил, что это не было связано с ВТО – вагоны закупали для Казани и для модернизации железнодорожных перевозок. «Очень чувствительный сектор для России, о котором надо говорить в связи с ВТО – легкая промышленность и текстильная отрасль. Да, рост импорта по году, за 11 месяцев получился 10%», – добавил эксперт.

При этом Губенко полагает, что все-таки проблемы ВТО надо обсуждать комплексно, а главная проблема – обучение кадров – не решена. «Не ушла проблема и того, что недостаточно обсуждений инициатив, которые разрабатываются в секторальных ассоциациях производителей, недостаточно инициатив реализовывается», – перечислил он и добавил, что господдержка тоже недостаточна. «В ВТО ничего не происходит автоматически. ВТО – это не зло и не добро, это инструмент, которым надо уметь пользоваться и пользоваться», – сделал вывод эксперт. 

«МЫ ВХОДИМ В ЭТУ БОРЬБУ САМЫМИ СЛАБЕНЬКИМИ В САМОЙ СЛАБЕНЬКОЙ ОТРАСЛИ»

Председатель правления Национального союза производителей молока и член Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Даниленко также уверен, что проблема кроется не в ВТО, а в том, что Россия подошла к вступлению неподготовленной. «ВТО – это, на наш взгляд, система жесткой конкурентной борьбы, при которой  все стороны договариваются о правилах игры, где существуют и силовые приемы, и жесткие  санкции. Мы просто вступили в организацию, где договорились, что будем соревноваться на соответствующих условиях», – пояснил он.

Причем молочная отрасль не только не выиграла, но и оказалась в огромном проигрыше. «Мы входим в эту борьбу самыми слабенькими в самой слабенькой отрасли, – отметил эксперт. – Мы имеем по определению другие уровни государственной поддержки, что делает нас просто по уровню поддержки, подчеркиваю,  неконкурентоспособными». Он обратил внимание, что «молочники» возмущались, писали заявления, однако остались неуслышанными. «В результате госпрограмма развития сельского хозяйства принимается в урезанном, в уменьшенном объеме. Более того, принимается с системой поддержки по молоку, а именно дотацией на литр товарного молока, мало того, что меньше, чем мы просили, но и в том формате, что вся отрасль говорит: «Мы категорически против этой системы поддержки». Нам государственные чиновники говорят: «Нет, мы знаем лучше, чем вы, какой вам нужен уровень поддержки», – сокрушался Даниленко.

Помимо этого, эксперт считает, что принятая госпрограмма не реализуется. Например, система кредитования неконкурентоспособна с Западом: заложены 15-летние кредиты, а на практике – 8-летние. К тому же новые кредиты в этом году вообще не рассматриваются, есть задержки по уже обещанным субсидиям  по всей стране, что заставляет производителей тратить уже свои средства.

«В результате на сегодняшний день мы имеем рекордное падение объемов производства сырого молока в РФ. По нашим оценкам, более чем на 10%, по сравнению с прошлым годом, мы упали по объемам производства товарного, качественного, подчеркиваю, товарного молока. И скорее всего, потеряем около миллиона тонн молока. Соответственно, сельхозтоваропроизводитель недополучит 15 млрд. рублей», – подсчитал Даниленко.

Как результат, импортеры, видя эту ситуацию, повышают цены на свою продукцию. «Впервые летом мы имеем рост цен на готовую продукцию, хотя обычно летом цена на молоко падает, а сейчас устойчиво растет», – выявил тенденцию эксперт. Он обратил внимание, что на полках начал увеличиваться  объем .

В то же время Даниленко так же, как и Губенко, убежден, что проблемы кроются совсем не в ВТО. «Это как в крыше дыры, идет дождь, и ты, наконец, увидишь, где дыры. ВТО просто показывает, где у нас слабые места, ими надо серьезно заниматься. Если не будем заниматься, то уничтожим целую отрасль, в которой, подчеркиваю, прямым и косвенным образом задействовано почти 2 миллиона трудоспособного населения. Отрасль, которая обеспечивает, подчеркиваю, от 20 до 25% объема продовольствие на наших с вами полках магазинов, которая является сегодня самым социально чувствительным продуктом», – объяснил он.

Помимо этого, в России, которая уже год как числится в ВТО, до сих пор нет даже представительства этой организации. А сами участники рынка не знают, куда обратиться, где найти профессиональных юристов по этим вопросам. «Мы вступили в высшую лигу, но забыли купить каски, формы и даже не удосужились почитать правила», – сделал печальный вывод Даниленко.

2.jpg
 

«ВТО – ЭТО НЕ КАРТИНА МАСЛОМ, ЭТО МУЛЬТФИЛЬМ»

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут солидарен с коллегами. «Надо не бороться с тем, что уже состоялось, не говорить, что дождь идет, а формировать зонтик», – сказал он. Причем, Корбут убежден, что последствия от членства в ВТО обнаружатся еще не скоро. «Надо понимать, что ВТО – это не картина маслом, это мультфильм. И мы сейчас еще на первом кадре, и реальные последствия увидим через несколько лет, когда к этому адаптируются страны-поставщики, адаптируются импортеры, надеюсь, адаптируются и наши производители, торговля. Тогда увидим реальную картину, которая существует», – полагает зерновик.

Тем не менее, Корбут считает, что главное – внутренние проблемы России, такие как колоссальный рост задолженности по кредитам, проблемы инвестиционного климата сельского хозяйства, к которым ВТО, собственно, отношения не имеет. Он согласился с Даниленко в том, что программы господдержки неэффективны. «С точки зрения зерновой отрасли, пока ничего не изменилось», – отметил он. Эксперт настроен решительно: пообещал «открыто и жестко» поставить вопрос перед государством, потому что зерновую отрасль терять не хочется.

Также он солидарен и с Губенко относительно кадров. «Ключевая проблема – отсутствие кадров. Я не вижу, что ведется какая-то четкая, ясная работа по подготовке этих кадров, а эта работа, с нашей точки зрения, должна проводиться государством», – заявил Корбут. 

«АДАПТАЦИОННЫЙ ПЛАН ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРОВАЛИЛСЯ»

Директор Аналитического центра «ВТО-Информ» Евгений Корчевой выступал эмоционально. Он подчеркнул, что все прогнозы экспертов, которые давались год назад о том, что произойдет с экономикой России, когда она возьмет на себя обязательства ВТО, сбылись, за исключением официальных прогнозов, которые говорили о том, что это даст рост ВВП, экспорта, создаст дополнительные рабочие места.

О негативных тенденциях свидетельствуют, по его словам, макроэкономические показатели. «В июле 2012 года 2 миллиарда была просроченная задолженность, а в августе 2013-го, через год после вступления, на 25% она увеличилась – 2,5 миллиарда. Это говорит о том, что у предприятий есть трудности не только с рентабельностью, но и с выплатой заработной платы. Это частный сектор, практически нет государственных денег», – объявил он. Кроме того, ко всему прочему показатели по безработице выросли на 8%, снизилось промышленное производство, иногда даже наблюдалась отрицательная динамика.

При этом цены на нефть, в сравнении с прошлым годом выросли с 95 до 110 долларов за баррель. «При такой цене на нефть, при такой макроэкономической ситуации в России все должно быть нормально», – уверен Корчевой.

Также, отметил эксперт, бюджет понес огромные потери. «Если бы мы год назад не взяли бы эти обязательства, у нас бы в бюджете было бы дополнительно полтриллиона рублей. Вы понимаете, какие это деньги? И это будет на протяжении следующих годов. Еще примерно столько же потерял бизнес из-за той конкуренции, которая вырастает, идет давление цен на импорт», – сожалеет он.

Корчевой убежден, что в России неравная конкурентная ситуация по инвестициям. Соответственно, экономическая система в стране показывает, что при существующих налогах, ценах на энергоносителей, процентно-кредитных ставках никакой бизнес в стране, за исключением, возможно, сырьевого, который и то испытывает большие трудности, не конкурентоспособен. Одновременно с этим не реальной поддержки экспорта.

Эксперт недоволен и действиями правительства, которое, как подчеркнул Корчевой, адаптационный план, безусловно, выполнило, но лишь на бумаге. «Ни одна отрасль никаких мер поддержки, никаких денег не получила. Ни одна… Адаптационный план правительства провалился. Его не было, его нет и де-факто не существует», – заявил он.

«Самый главный вывод – надо менять полностью, кардинально экономическую политику в стране. Начинать надо с того, чтобы все эксперты, чиновники, но самое главное, чиновники, которые принимали участие во вступлении России в ВТО, которые так или иначе радели за это, наверно, должны иметь смелость и признать свои ошибку и покинуть ряды государственных служащих, уйти в бизнес и показать, как надо в условиях ВТО работать», – нашел выход Корчевой. 

ТАТАРСТАН «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОСТРОВОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Судя по выступлениям экспертов, российская экономика пострадала не столько от ВТО, сколько от безграмотных действий правительства. Причем, потери понесли не какие-то отдельные регионы или отрасли, а вся страна в целом. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, получил ли что-то положительное Татарстан от членства в торговой организации.

Член Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Даниленко считает, что в республике сложилась та же неблагополучная ситуация, как и в остальных регионах. «Татарстан – традиционно молочный регион. Из-за давления импорта все привело к тому, что в Татарстане сегодня идет большое сокращение объемов производства молока. И, несмотря на то, что регион финансово благополучный, региональной поддержки недостаточно, чтобы компенсировать отсутствие федеральной поддержки», – ответил он. По словам Даниленко, молочная отрасль и без того еле-еле двигалась, а потом внезапно государство отказалось субсидировать кредиты на новые проекты. Поэтому, как бы республиканские власти ни старались, но Татарстан «не может быть островом на территории Российской Федерации». «Как крупнейший молочный регион страны, естественно, он подвержен всем тем проблемам, которые существуют в России, поэтому ситуация в Татарстане отражает ситуацию на всей территории страны», – заключил Даниленко.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает обнадеживающим, что в Татарстане есть региональная поддержка отрасли, «потому что денег много не бывает для сельского хозяйства». А это, в свою очередь, дает положительный эффект. «Если посмотреть на данные за длительный период, то в республике неплохой рост урожайности, неплохая динамика по использованию новых сортов, использованию новой техники. Потенциал высокий. Регион работает эффективно и хорошо, – сказал эксперт. – Татарстан, мне представляется, может стать зерновым кластером Поволжья».

Директор международного делового центра «Россия в ВТО» ЦМТ Москвы Роман Губенко отметил, что президент Татарстана Рустам Минниханов грамотно подошел к делу – провел двухдневный семинар для чиновников, занимающихся вопросами ВТО. «Очень немногие регионы такое сделали», – поставил он в пример Татарстан.

3.jpg
 

«БУДУЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВТО ОЧЕНЬ ТУМАННЫ»

Но если результаты от года членства в ВТО лишь разочаровывают, то возникает вопрос: стоило ли вообще вступать в эту торговую организацию? И к чему была спешка?

«Спешить надо было обязательно, причем не России. Спешить нужно было нашим коллегам по ВТО, в основном двум развитым державам – ЕС и США. Они очень спешили, объясню почему. С 2008 года во время кризиса Россия будучи премьер-министром Путин ввел большую антикризисную программу правительства. 9 мер из 10 кризисной программы не соответствуют правилам ВТО, то есть это были четкие протекционистские меры, которые очень хорошо сработали, реальный эффект произвели, – ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Евгений Корчевой. – И тогда те две экономики поняли, что надо Россию скорее затаскивать в ВТО, чтобы она была связана международными обязательствами, либо она будет продолжать вести свою такую протекционистскую политику и влиять на нее будет нельзя».

Также эксперт видит в этом и политический мотив, когда президентский срок Дмитрия Медведева заканчивался, и надо было подводить какие-то итоги, а это тоже ускорило процесс.

«Самое главное для России – надо было вступить быстро, потому что будущие перспективы ВТО очень туманны, более 10 лет в организации никакого прогресса нет, сейчас она функционирует исключительно как суд, а не как платформа, где можно договариваться о чем-то. Переговоры там, особенно по сельскому хозяйству, зашли в тупик, многие эксперты, в том числе и американские, европейские, не исключают, что организацию ждет очень серьезные преображения. И буквально через пять лет России бы некуда было и вступать, или, по крайней мере, эта организация называлась бы по-другому. Поэтому спешить нужно было, Россия это и сделала», – предполагает Корчевой.