Михаил Делягин - директор института проблем глобализации:
- Последствия присоединения России к ВТО без должной подготовки (либеральные реформаторы подменили обучение бизнеса и подготовку должного количества кадров безудержной говорильней и истерической пропагандой) на заведомо кабальных условиях предсказуемы: торможение экономического роста (до 1,6% в первом и 1,2% во втором квартале этого года), переход от 12-процентного инвестиционного роста к инвестиционному спаду, стагнация промышленности, резкое усиление бегства капитала, ведь в страну в общем случае идут либо товары, либо инвестиции.
Обо всем этом многократно предупреждали российских реформаторов, однако они, похоже, обслуживают интересы наших стратегических конкурентов и глобального бизнеса, а не России.
Наша страна – единственный член «большой двадцатки», который в условиях мирового кризиса, после 2008 года не только не усилила протекционистской защиты своей экономики, но еще и существенно снизила ее.
Результат – ослабление национальной валюты и дестабилизация экономики, так как других способов поддержки хозяйства в условиях ВТО при отсутствии должного количества специалистов необходимой квалификации нет.
Наибольший ущерб понесли сельхозмашиностроение и свиноводство, где рентабельность лучших, самых современных комплексов упала с 30 до 10 процентов, модернизированных находится около ноля, а немодернизированные комплексы и, главное, личные подсобные хозяйства населения стали убыточны, что грозит серьезными социальными проблемами.
Ради справедливости отмечу, что не оправдалось мое опасение того, что нас сразу начнут давить предъявлением серьезных торговых претензий, в том числе касающихся производства на наш внутренний рынок. Я недооценил как уровень бюрократизации крупного зарубежного бизнеса, так и сложность процедуры предъявления претензий, из-за которой подготовка к предъявлению их составляет не менее года. Однако главный удар впереди, когда против России в полной мере начнут применять просто не известные нашим бизнесменам механизмы ведения торговых споров.
Присоединение России к ВТО производит впечатление преступления. Его виновные должны понести кару по всей тяжести закона – с моей точки зрения, за измену Родине, а условия, невыносимые для нашей страны, должны быть пересмотрены.
Павел Шацких - генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:
- С 1 января этого я полностью прекратил выпуск гражданской продукции, в том числе разнообразные замки и другие товары народного потребления. Причина – мы не смогли конкурировать с менее качественной, но более дешевой китайской продукцией. Российское правительство 18 лет вело переговоры о вступлении в ВТО и за это время ничего не сделало для того, чтобы подготовить отечественную экономику к открытию российского рынка для иностранных дешевых товаров! Время было упущено зазря. Сначала надо было сделать благоприятный бизнес-климат для наших предпринимателей, чтобы они окрепли, переоборудовали свое производство и т.д. Я не имею в виду протекционистские меры – весь мир работает по правилам ВТО и всех они более или менее устраивают. Бизнес-среда складывается из многих факторов, делающих ведение бизнеса в стране конкурентоспособным – это и тарифы на энергоносители (они уже скоро превысят европейский уровень), налоговое администрирование, регулирующие и контролирующие органы, грамотное и эффективное законодательство, неизменные и понятные правила ведения бизнеса, доступные кредиты. У нас кредитная ставка – если повезет 9 - 10 процентов, а не повезет - 14 - 18 процентов. Стоимость кредитов в США – 2 - 3 процента, в Европе – 3 - 5 процентов. Разница есть? Есть! И потом, вот за последние три месяца курс рубля понизили на 10 процентов. А теперь представьте, если бы я до этого взял валютный кредит на приобретение импортного оборудования. И где бы я сейчас был со своим бизнес-планом? Риски, сплошные риски! Как можно при таких условиях производить конкурентоспособную продукцию и развивать производство?
Алексей Рязанов - генеральный директор ООО «Трак Планет» (продажа грузовой спецтехники):
- Конечно, и на нас сказывается вступление в ВТО, но, скорее, косвенно. Переход с "Евро-3" на "Евро-4" и сопутствующий дефицит продукции на рынке сказывается негативно. По мне, так не нужно было вступать в это ВТО вообще. Я не вижу никаких положительных изменений – поменялось законодательство, проявились какие-то мелкие манипуляции на рынке, не более того. Перспективы выхода на международные рынки мне неясны. Что вообще из России за рубеж может идти кроме нефти и газа? Это оттуда хлынул поток товаров, но конкретно нам дорогу пока никто не переходил. Мы работаем каждый день и тоже думаем, что нам делать дальше, но пока внешнеторговое поле развивается параллельно нашей работе – показатели компенсируются, в чем-то стало похуже, в чем-то получше. Для нашего предприятия основное значение имеет тот факт, что конкурентоспособность нашего изготовителя – КАМАЗа – снижена на данный момент. Мы с этой продукцией работаем постоянно. С одной стороны, КАМАЗ работает над повышением качества продукции, с другой – идет поток товаров из Китая. Поэтому есть и плюсы, и минусы, но наша задача – работать и захватывать собственный рынок.
Данил Шулико - первый заместитель генерального директора ЗАО «Камский завод электронных компонентов»:
- Пока ведь механизмы ВТО работают не совсем полноценно. Остаются еще сдерживающие барьеры для иностранцев на нашем рынке. Конкретно с нашим продуктом – автомобильной электроникой – в стране тяжеловато после кризисов, но мы свою конкурентоспособность сохраняем, потому что зарубежным компаниям в нашем регионе работать сложно. Те проекты, которые заходят в автопром, сначала используют зарубежную электронику, но дальше запускают программы локализации. Мы же работаем над тем, чтобы в эти программы попадать и заниматься в Татарстане импортозамещением.
Сейчас у наших заказчиков, в частности, у КАМАЗа, УралАЗа, проявляется большее внимание не только к брендам поставщиков, но и к рыночным условиям: конкурентоспособности, ценам компаний. Нас это устраивает и радует. Недавно нас посещала делегация Hella Group – это серьезный мировой бренд, они занимаются и электроникой, и световой техникой для автомобилей. Они нашли нашу компанию конкурентоспособной, признали высокий технологический уровень. Оборудование – это 50 процентов успеха, дальнейшее зависит от рабочих моментов – как мы обращаемся с браком, как внедряем бережливое производство, как сотрудничаем с нашими поставщиками. Внедрение в ВТО остается глобальным и постепенным процессом, пока никаких серьезных изменений не происходит – по крайней мере, в конкретных показателях они еще не оцениваются. Сами мы пока настроены работать на наш рынок, в том числе на иностранных производителей, локализующих производство.
Анатолий Вассерман - политический консультант, многократный победитель интеллектуальных телеигр:
- Мои худшие прогнозы не сбылись – мы все еще не ощутили на себе всей разрушительной мощи свободной торговли с теми, кто сильнее. В процессе вступления мы заранее озаботились защитой большинства отраслей от действия правил ВТО. Но, к сожалению, эта защита действует только ограниченный срок, поэтому все худшее для нас впереди.
Что касается возможных положительных последствий, то свободная торговля хороша для тех, кто раскрутился еще до ее введения. Соответственно, свободная торговля с нами выгодна для США и Европейского союза. Для нас была бы выгодна свободная торговля, допустим, с какими-нибудь африканскими странами, если бы их рынки не были уже монополизированы все теми же США и ЕС.
Но во время спада мировой экономики ни о какой свободной торговле и речи быть не может, потому что каждый пытается защитить то, что у него уже есть.
Азат Хаким - председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
- На нашем бизнесе вступление в ВТО не отразилось. Есть небольшой плюс – снижаются таможенные пошлины на авиакомплектующие. У иностранцев пока не получается зайти на российский рынок авиационного техобслуживания, более того, они его боятся – в России есть несколько своих сильных игроков. Что касается гражданской авиации, то пока не заработал принцип «открытого неба», конкуренции с иностранными перевозчиками нет. Но как только он заработает, нашим авиакомпания, конечно, придется тяжело. Про российский авиапром я не говорю, это тема другого разговора.
Сергей Кара-Мурза - российский политолог и философ:
- Для многих норм ВТО нужен срок 3 - 5 лет, чтобы их ввести. На переговорах власти России все время старались эти сроки отдалять, потому что нормы ВТО скользкие, к ним на выходе из кризиса ни одна экономика не могла бы приспособиться, даже если они выгодны. Говоря о преимуществах ВТО, представители правительства делали упор на нормы, связанные с торговлей, такие, как таможенные пошлины, открытость и так далее, но на самом деле это не так. Главное для производства – техническая сторона норм, где многое связано с инновациями. И вот здесь можно или выиграть, или же сильно проиграть. Мне кажется, по состоянию нашего производства и технической сферы мы, скорее, проиграем, если будем выполнять, конечно.
Главное – запрещается использовать оборудование, которое оплачено государством, для непредусмотренных при этом производств. А у нас такое положение, что практически все более или менее развитые производства были связаны с ВПК. Почти на всех предприятиях стоит большая часть производства, оплаченная для производства оборонной техники и всякого подобного. За это накладываются большие штрафы. То есть эти нормы заставят отделить ВПК от гражданского производства. А у нас ВПК всегда был таким локомотивом, обеспечивающим прогресс всего производства. Это первое.
Второе – нормы ВТО обязывают любой собственный патент предоставлять тем, кто пожелает. Таким образом, нас вынуждают быстро внедрять изобретения, но и чтобы цена была ниже, чем в других странах могут производить. Понятно, что эта норма выгодна только тем странам, которые имеют сильную научно-техническую и инновационную систему. Другим будет выгодно вообще отказаться от своей научно-технической деятельности – им за это компенсируют другими торговыми привилегиями. В частности, говорилось о Польше: ей выгодно вступить в ВТО, если она демонтирует свою научно-техническую систему и не будет пытаться создавать какие-то новые технологии.
У Китая срок подготовки к ВТО был 15 лет, за это время они смогли создать такую систему освоения новых технологий, пусть даже чужих, но с быстрым внедрением и дешевым производством наукоемких вещей. А вот у нас этого пока нет. Значит, это большая угроза для всей нашей научно-технической системы.
Поэтому, я считаю, что по этим двум позициям это для нас большая угроза.
Раис Гумеров - генеральный директор ОАО «Мелита»:
- Надежды легкой промышленности не оправдались. Да и какие могли быть надежды? На экспорт? Российская империя и СССР были великими меховыми державами и поставляли меха на экспорт. Сейчас же 95 процентов меха на внутреннем рынке – иностранного производства. На нас вступление в ВТО повлияло мало, но только потому, что мы уже давно живем в условиях открытых границ: лишь 15 - 20 процентов товаров легкой промышленности завозится к нам легально, а остальное – «в черную» или «в серую». То есть ситуация не ухудшилась, а улучшиться она не могла по определению.
Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
- Вокруг малого и среднего бизнеса пока ничего не происходит. Вступление в ВТО, возможно, отразилось на тех, кто занимается импортом и экспортом. Другое дело, что опасения, конечно, есть. Например, что на наш рынок войдут сильные иностранные игроки: сельскохозяйственная продукция, фермеры, производители, которые нас просто сдвинут в сторону и разорят. Поэтому я бы хотел, чтобы на данном этапе государство стимулировало, может, на льготных условиях, именно те компании, которые занимаются производственной деятельностью, и, кроме того, аграрный бизнес.
Мурат Сиразин - экофермер, Шеланговское КФХ:
- Вступление нашей страны в ВТО отразилось не только на моем бизнесе, а вообще на сельском хозяйстве России. Страна оказалась не готовой к конкуренции на мировом рынке. У нас нет нормальной, правильной схемы субсидирования сельского хозяйства. Субсидии получают совершенно не те люди. Более того, чиновники, которые олицетворяют государство, заинтересованы в уничтожении крестьянства. Они проводят политику обмена нефти и газа на продовольствия из-за границы. И местное сельское хозяйство им только мешает. Я считаю, что вступление в ВТО произошло ради того, чтобы ускорить процесс уничтожения нашей экономики. Мы практически не производим сейчас своей продукции или производим по тем технологиям, которые пришли с Запада. В России нет своей экологической продукции. У нас и молоко, и мясо вроде в изобилии, а фактически они не соответствуют требованиям экопродукции.
Камияр Байтемиров - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:
- Мы знаем, какую сумму вкладывает правительство России в развитие нашего сельскохозяйственного производства и сколько вкладывают другие страны члены ВТО. Отсюда наши опасения. Те, кто заключали договор о вступлении в ВТО знали, что мы многое потеряем. Тем не менее нам сдаваться рано. Хотя по цене наша сельхозпродукция проигрывает, по качеству – мы лучше. У нас еще пока тормозом в принятии решения является правительство. Одним ростом финансирования сельского хозяйства, что само по себе вызывает сомнение, не решить всех проблем. Требуются институциональное преобразование сельского хозяйства, нужны разные подходы к разным формам хозяйства или собственности, нужно развитие инфраструктуры. Без решения этих задач мы не добьемся результатов.
Виктор Классен - гендиректор ЗАО «Радиокомпания «Вектор»:
- Наша компания ровным счетом ничего не приобрела от вступления России в ВТО, как впрочем, ничего и не потеряла. Наш основной бизнес – это спутниковая связь, и каких-либо барьеров по нашему направлению не было и до вступления в ВТО. На нас может негативно подействовать лишь резкое изменение курса национальной валюты.
Но самое печальное то, что пока ничего и не изменилось к лучшему. Я бы очень хотел, чтобы сложное радиотехническое оборудование производилось бы у нас в стране. Но это все, к сожалению, уже утеряно, особенно в области телекоммуникаций. Недавно Сергей Шойгу ругался, что сегодня огромное количество связного оборудования в нашей армии, к сожалению, уже импортное. Это, с точки зрения национальной безопасности, вообще недопустимо.
Опасения до вступления страны в ВТО, не как у бизнесмена, а как у простого гражданина, конечно, были. Они есть и сегодня. Сегодня мы видим, как закрываются одно предприятие за другим. Сегодня мы видим, в каком бедственном положении находятся предприятия машиностроения, станкостроения. Это ключевой вопрос! Есть у нас свое машино- и станкостроение или нет? В СССР производилось в год 74 тысячи станков, сейчас всего около пяти тысяч. И то, эти оставшиеся заводы находятся в процедуре банкротства. В этом смысле вступление в ВТО становится для страны катастрофой. Если у нас не будет своей радиотехнической промышленности, если не будет своего станкостроения, то и наша «оборонка» тоже очень скоро умрет.
На перевооружение армии и ВПК в течение нескольких лет будет направлено 20 триллионов рублей. Насколько я знаю, все старые советские станки убираются и заменяются на станки из двух стран – Швейцарии и Германии. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны любой здравомыслящий человек понимает, что мы все больше и больше находимся на крючке. Надо делать свои!
Ильвир Саттаров - гендиректор ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»:
- Будущее, конечно, покажет, но ситуация на рынке для нас пока улучшается. Считаю, что это в первую очередь связано с общим расширением рынка. Ну и, конечно, с тем, что мы завоевали доверие потребителей, повысили качество и расширили ассортимент продукции. Но заметно усилилась конкуренция на рынке. Конкуренция очень жесткая, и в первую очередь, за счет китайских продуктов. И мы предполагаем, что в дальнейшем она еще будет ужесточаться. А это означает, что мы будем развиваться не такими быстрыми темпами, как планировали ранее.
Китайская продукция предлагается всегда по удивительно низким ценам. Как бы мы не пытались анализировать и снижать себестоимость своей продукции, у них цена всегда ниже. Это значит, что у нас в стране не работают правила ВТО. По правилам ВТО никакого демпинга, никакой поддержки государств не должно быть. А китайцы успешно конкурируют только за счет помощи со стороны своего государства. Наши российские конкуренты и белоруссы пытаются инициировать подобного рода антидемпинговые расследования, обращаются в госорганы, в антимонопольную службу по этому поводу, пытаясь донести до власти мысль о том, что китайская продукция губит российскую экономику. Простой пример – завод «Уфа-Стеклонит» – крупный завод, построенный еще при Советском Союзе, приостановил производство стекловолокна. Сейчас он занимается только переработкой, и, что примечательно, в основном, китайской продукции. То есть сегодня ему производить стекловолокно невыгодно, потому что китайская продукция настолько дешевая, что смысла вкладывать большие инвестиции в производство уже нет.
Хотелось бы, чтобы они соблюдались и наши госорганы держали эти вопросы на контроле.
Пока каких-то новых перспектив в связи со вступлением в ВТО перед нами не открылось. Нашей отрасли композитных материалов мешает развиваться отсутствие современных инновационных технологий. Есть потребность в продукте, но отсутствуют технологии из-за того, что требуются очень большие объемы инвестиций. Если производство тех же самых простых стекломатов в той же Европе осуществляется на автоматизированных линиях, то у нас в стране на 90 процентов – это ручной труд. Необходима какая-то господдержка в этом вопросе. Не каждый может позволить себе привлечь большие средства под инновационные технологии. Соответственно это отражается и на качестве, и на себестоимости.
Леонид Штейнберг - гендиректор ТКФ «Кама-Тракс»:
- Усилилась конкуренция на рынке. Со вступлением в ВТО местные компании и товаропроизводители начали пользоваться возможностями транспортных компаний из Западной Европы. Как следствие, стоимость фрахта из Европы сюда снизилась процентов на 15. В Россию пошли работать и поляки, и чехи, и немцы.
О плюсах и выгодах ВТО для компании пока судить рано. Нужно пару лет поработать. Тоже самое и о перспективах. Мы покупаем подвижной состав по ставкам, которые изначально выше, чем у наших конкурентов в Европе. Транспортные компании в Европе покупают автомобили значительно дешевле, чем российские автомобильные перевозчики. Это означает, что у них появляется больше возможностей, это значит, что они больше зарабатывают и у них уверенность есть и перспективы развития.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.