США ПОДСЛУШАЛИ СИРИЙЦЕВ

Новая порция информации о готовности стран НАТО во главе с США провести серию ракетных ударов по Сирии и опасения начала войны заставили цены на нефть устремиться вверх. Удар по стране последует завтра, в четверг, заявил накануне телеканал NBC News со ссылкой на собственные источники. Страна находится в пределах досягаемости ракет четырех эсминцев ВМС США, каждый из кораблей имеет 90 вертикальных пусковых установок для ракет «Томагавк». Четыре эсминца могут нанести удар 180 «томагавками». Другие западные СМИ конкретных дат не называют, по-прежнему ограничиваясь предположениями, что военная операция будет проведена в ближайшие дни.

Сегодня же власти США свою уверенность в применении Башаром Асадом химического оружия объяснили перехваченными переговорами. По данным Foreign Policy, сотрудник сирийского министерства обороны в панике звонил одному из лидеров подразделения, связанному с химическим оружием, пытаясь добиться от него объяснений по поводу атаки, которая предположительно унесла жизни около 1,3 тыс. человек. О существовании этой беседы стало известно спецслужбам США, передает «Коммерсантъ». Кто именно отдал распоряжение применить химическое оружие, остается неясным, что, впрочем, НАТО особо не останавливает.

Так или иначе, но рынки встретили горячие новости резким ростом цен на черное золото. По итогам торговой сессии в Нью-Йорке нефть подорожала на $3,09 до $109,01 за баррель. После закрытия основной сессии в электронной торговой системе Нью-Йоркской товарной биржи стоимость нефти поднялась еще на $3,02 (2,8%) до $112,03 за баррель, передает ИТАР-ТАСС. В целом за сутки цены на нефть выросли на 5,7%.

Трейдеры обеспокоены возрастающей политической напряженностью в Сирии, указывает Bloomberg. Причиной скачка сырьевых котировок стала информация о возможном старте военной операции в Сирии в ближайшие дни. Столкновения в регионе могут вызвать сбой поставок нефти с Ближнего Востока.

В Америке на фоне напряженности в Сирии стоимость бензина достигла максимальной стоимости за последние 6 недель – $2,98 за галлон.

На фоне негативных новостей начали снижаться фондовые индексы. По итогам вчерашних торгов максимальное за последние 9 недель падение продемонстрировали биржевые индикаторы Европы. В красной зоне закрылась фондовая Америка, причем также за 9 недель стало самым существенным снижение индекса Standard&Poor's 500, пишет «Финмаркет». Сегодня упаднический настрой наблюдается на азиатских рынках акций. В то же время растут котировки фьючерсов на индексы США.

Индекс ММВБ за первую минуту торгов снизился на 0,09% – до 1372,96 пункта. Индекс РТС к 10:01 мск также потерял 0,09% и составил 1303,21 пункта.

Ночью, когда цены на черное золото стремились все выше, депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин оставил в своем Twitter провокационную запись. «Все страны, где легализованы гей-браки, решили напасть на Сирию. Ну не п...сы? А?» – написал он (орфография и подача автора сохраненыприм. ред.).

Конечно, любому понятно, что повышение цен на нефть будет благом, как для «Татнефти», так и для Татарстана. Газета «БИЗНЕС Online» уже писала в материале «Татарстан как носитель «голландской болезни», что структура экономики республики здорово перекошена в сторону зависимости от нефтяных доходов по сравнению с Российской Федерацией в целом. Заметна двукратная разница в доле сектора «Добыча полезных ископаемых», то есть от добычи полезных ископаемых мы в два раза более зависимы, нежели вся Россия. Несмотря на то, что удельный вес в секторе «Обрабатывающие производства» почти равен среднероссийскому, свято место пусто не бывает, а потому структурно мы хуже в оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, операциях с недвижимым имуществом, пишет аналитический центр «БИЗНЕС Online». Одним словом, Татарстан более подвержен «голландской» болезни, нежели Россия.

Это и объясняет более высокую динамику по индексам промышленного производства – у нас структурно больше поток нефтяных денег. Пока цена на нефть еще не так сильно упала – это отыгрывается ростом ее поставок. Но «голландка» в виде более сильной зависимости экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. Экономика РТ становится более уязвимой к ценовым нефтяным шокам.

«ЕСЛИ НЕ УДАСТСЯ МИРНЫЙ СЦЕНАРИЙ, НЕФТЬ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЕЩЕ НА 3 - 5 ПРОЦЕНТОВ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что на реальной экономической ситуации в стране в целом и в Татарстане в частности военный конфликт отразится с временным лагом.

Антон Сороко – аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

- Напряженная ситуация вокруг Сирии спровоцировала подъем цен на нефть до полугодового максимума: в моменте баррель нефти марки Brent стоил около 117 долларов. Думаю, что ситуация на Ближнем Востоке вряд ли в ближайшее время стабилизируется, а значит, можно говорить о переходе ценовых колебаний по нефти в более высокий ценовой диапазон: 110 - 120 долларов/баррель. На реальной экономической ситуации в стране в целом и в Татарстане в частности это отразится с временным лагом, так как большинство нефтяных контрактов имеют сложное ценообразование, и резкое одномоментное изменение цен на фьючерсном рынке не приводит к их пересмотру, то есть ожидать резких позитивных изменений не стоит. Рубль в такой ситуации должен получить поддержку, но сейчас существуют текущие проблемы с наполняемостью национального бюджета, что не дает возможности ЦБ проводить еще более агрессивные интервенции на открытом рынке. Думаю, что в ближайшие месяцы давление на национальную валюту уменьшится, и мы увидим некоторое усиление рубля к бивалютной корзине.

Максим Петров – директор филиала в Казани концерна «Дженерал-Инвест»:

- Запасы нефти Сирии по мировым меркам незначительны: «всего» 341 миллион тонн. Для сравнения, это примерно в 50 раз меньше, чем нефтяные запасы таких стран, как Россия, ОАЭ, Ливия, Кувейт, Венесуэла. На текущий момент, Сирия перестала быть экспортером нефти. Из-за разрушения основных нефтедобывающих комплексов страны, в результате продолжающейся гражданской войны, производство нефти в стране сократилось на 49 процентов, из-за чего Сирия вынуждена уже импортировать нефть.

Обострение ситуации вокруг Сирии и возможные военные действия со стороны стран западной коалиции, исходя из вышеуказанного, не должны будут очень серьезно взвинтить цены на черное золото, поскольку отражением роста стоимости являлась бы лишь возросшая планируемая потребность в энергоресурсе со стороны вовлеченной в конфликт военной техники. Однако ключевую роль будет играть возможность разрастания этого конфликта и вовлечения соседних стран, что может привести к перебоям в поставках нефти. Если не удастся мирный сценарий, нефть может вырасти еще на 3 - 5 процентов и закрепиться на уровне 115 - 120 долларов/баррель до времени завершения военных действий в отношении Сирии. Что касается российской экономики: повышение цены на нефть положительно скажется на доходной части бюджета. Рубль, скорее всего, продолжит слабеть по отношению к доллару США.

Сергей Мурафер – начальник аналитического отдела УК «АГАНА»:

- Прогнозировать уровень цен на нефть в условиях угрозы военного конфликта – дело неблагодарное, поскольку движение цен носит в значительной степени эмоциональный характер. Это может быть и 120, и 130. Влияния на экономику это не окажет, поскольку это будет кратковременный спекулятивный взлет. Рублю, соответственно, это никак не поможет – иллюстрацией может служить хотя бы вчерашний день: рост нефти в течение дня на 3 с лишним процента сопровождался падением рубля на 0,7 процента.