И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя…
Быт. 11:4

Соскучившиеся по новым типажам "банкротные" составы арбитражных судов получили, наконец, повод пригласить к обжигающему огоньку правосудия автохтонных строителей. Речь о попытке признания банкротом "Татстроя", реализованной Госжилфондом при президенте РТ путем обращения в Арбитражный суд РТ. Об этой небезынтересной новости уже сообщал «БИЗНЕС Online».   

Вообще, наши девелоперы уж как-то очень быстро из румяных весельчаков вылиняли в каких-то авитаминозных личностей с замашками профессиональных попрошаек. Подойдут и, крутя пуговицу на вашей жилетке, начнут тщательно заливать вас слезами обиды. На дольщика-предателя, не осознавшего, в отличие от ряда продвинутых министров, общеполезной ценности дорогого жилья и комфортных аквариумов для офисного планктона. На алчные банки, куда еще недавно он заходил как в дом родной, и куда и сейчас еще все чаще зовут, но идти туда уже нет того настроения.

Я бы, как практикующий юрист, посоветовал обладателю жилетки,   поглубже засунув руки в карманы, не отвлекаться хорошо отрепетированными жалобами на поломатую жисть, а сконцентрировать все внимание на пуговице, ибо строитель жилья и прочих разных офисов покрутит-покрутит ее, да и сунет к себе в карман.

Ибо время такое. Хоть девелоперство и кануло, но привычка к девелоперству осталась.

Чем был обеспечен бум строительства последних лет? Почему в этот чрезвычайно перегруженный всяческими важными деталями вид человеческой деятельности кого только ни налезло. Юристы какие-то, историки, банкиры… Отставные военные. Москвичи с растянутыми желудками и пугающе огромными ртами.

Только вмененная всей стране идеология вбухивания "лишних" денег в неосмысленное строительство, да близость к согревающему телу власти и дали возможность этим воинствующим профанам побесноваться на загодя освобожденных программой ликвидации ветхого жилья просторах города.

Во всей этой истории прекрасно только то, что она закончилась. Правда, поднабравшиеся строительного жаргона историки и москвичи похмельно мычат про продолжение банкета аж до 2013 года. Спаси нас Бог.

Сейчас же, сползая в свежевырытую кризисом могилу, девелоперство наше и подсевшие на ту же траву банки, из последних сил держатся за подгнивший корень сокровенной тайны. Тайны стоимости квадратного метра (так называемая "Тайна Квадратного Метра", "ТКМ"). Что есть секрет Полишинеля. Сосед мой, упустивший реальную возможность продать квартиру в новом доме в центре города по 60 тысяч рублей летом 2008 года не может теперь ее продать и по 30 тысяч. Я думаю, не продаст и по 20.

Всё. Как говорится, с вещами на выход. Закончены бесконечные презентации супермегапроектов с бассейнами из черной икры и говорящим губастым силиконом. Уходят в небытие скользкие журналы с фотоотчетами про радостную жизнь богато одетых бомжей, их собачек с зацелованными попками и прочий красивенький быт.

Ничего не помогает. Хорошо организованные утечки о том, что дно кризиса нащупано (в сопровождающем видеоряде вживую демонстрируется главный в стране нащупыватель), находятся в явном противоречии с ощущениями продолжающегося погружения: глаза от возрастающего давления уже не на лоб лезут, а на затылок. Девелоперам, лишенным витаминов бюджетной поддержки, остается только с тихой яростью вместе со всеми остальными лицезреть избранные банки, которые, хрюкая и давясь, сочно хрустят государственным НЗ.

"Что это было?" - спросит проснувшаяся реальность. Или приснились мне капитаны капиталистических строек и нетрезвые их клятвы друг другу покорить весь мир, начав с несчастного родного города? Лишившегося древнего своего лица, обезображенного бетонными струпьями амбициозных проектов, реализованных варварами, лишенными чувства прекрасного и не слышавшими о гармоничном развитии полиса?

Нет, не приснились, - горбятся еще нелепыми своими контурами "стройки века" с пустыми глазницами оконных проемов, хлопают на мартовском холодном ветру лохмотья уличной рекламы. Это сейчас наступает время здорового сна. И уличный бродяга, забравшийся в сырость подвала недостроенного человеческого курятника все шуршит архитектурным проектом своей неосуществленной мечты, устраиваясь поудобней. И, наконец, засыпает, дергая ляжкой и улыбаясь одному ему известной Тайне Квадратного Метра. Пусть себе спит с миром.

Бог ему судья, и судья ему теперь - бог.

30.03.09

 

Эмиль Гатауллин

Родился в 1967 году. Окончил юридический факультет Казанского Государственного Университета (КГУ) в 1995 году. С 1996 года по настоящее время занимается адвокатской деятельностью. Профессиональная специализация - хозяйственно-правовые вопросы деятельности предприятий.

Автор публикаций на правовые темы и на темы юридических аспектов политической действительности в местной и федеральной печати.

В последнее время своим предметом творческого осмысления определил республиканскую и местную политику в ее самых разных проявлениях.