IMG_0326.jpg

СМЕРТНОСТЬ НА ДОРОГАХ РАСТЕТ

Сегодня в Набережных Челнах начинается установка светофора на пересечении проспектов Дружбы народов и Чулман. Это целое событие для автограда, испытывающего проблемы с исполнением бюджета. Возможно, поэтому почти любой вопрос, обсуждаемый в горсовете, плавно переходит к обсуждению мер по увеличению доходов опустевшей казны. Также получилось и вчера на заседании комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству, которая рассматривал вопрос «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Набережных Челнах».

С основным докладом выступил заместитель начальника ГИБДД управления МВД РФ по Набережным Челнам Ирек Хуснутдинов, который сообщил, что с начала 2013 года в городе зарегистрировано 455 ДТП с пострадавшими. В них погибли 23 человека, получили ранения 559 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение количества ДТП на 10%, раненых – на 7,5%, но при этом произошел рост погибших на 27,8%.

– Анализ причин ДТП с пострадавшими показал, что самое большое количество возникает из-за превышения установленной скорости движения – 113 ДТП (или 24 процента), в которых погибли 12 человек, – сообщил Хуснутдинов. – При этом хочу отметить, что с начала 2013 года приборами фиксации зафиксировано более 464 тысяч нарушений скоростного режима. Вторая причина возникновения аварии – несоблюдение водителями очередности проезда – 73 ДТП (16 процентов), погибли три человека. Третья причина – неправильный выбор дистанции – 72 ДТП (15 процентов). Далее – нарушение проезда пешеходного перехода – 43 ДТП, при этом личным составом ГИБДД выявлено 10 103 нарушения правил в этой части. Из-за нарушения ПДД пешеходами произошло 53 ДТП (11 процентов), при которых погибли пять человек, а личным составом ГИБДД выявлено 3179 нарушений ПДД пешеходами.

Он также заметил, что из-за наездов автомобилей на пешеходов погибли 9 человек, при столкновении автомобилей – 4 человека, при опрокидывании – 6 человек, по вине нетрезвых водителей – 6 человек. Инспекторами челнинской ГИБДД выявлен 1891 факт управления автомобилем в нетрезвом состоянии.

«МЫ ИМЕЕМ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО ПРОСИТЬ РУСТАМА МИННИХАНОВА...»

Выслушав столь невеселую статистику, депутат Юрий Шеин отметил, что в данном вопросе все, в том числе и депутаты, явно недорабатывают.

– Умножьте количество нарушений ПДД (напомним, что только нарушений скоростного режима зафиксировано 464 тысячиавт.) на среднюю сумму штрафа, и получится не менее 100 миллионов рублей. По программе улучшения безопасности дорожного движения, разработанной исполкомом города, нужно строить надземные пешеходные переходы на наиболее опасных участках дороги, устанавливать светофоры и так далее. Я это предложение выдвигаю уже в третий раз: мы имеем моральное право попросить президента Татарстана Рустама Минниханова, чтобы хотя бы какая-то часть этих денег возвращалась в город для того, чтобы эти средства пошли на реализацию программы безопасности движения. Я не понимаю, почему мы боимся сделать это? Каждый раз собираемся, слушаем, слушаем и ничего не делаем!

Критику подхватил оппозиционный депутат Сергей Еретнов, который предложил пойти еще дальше и вообще не отдавать деньги, собранные на штрафах, кому-либо.

– Два года назад я поднимал вопрос о том, что, по федеральному закону, мы имеем право решать, куда должны уходить штрафы, наложенные ГИБДД, остаются ли у нас в городе или уходят куда-то. Учитывая сложную финансовую ситуацию, сложившуюся с исполнением бюджета города, почему бы нам не вернуться к обсуждению этого вопроса? – сказал он.

IMG_0336.jpg
Сергей Еретнов (в центре)

– Мы бы все этого хотели, – как-то неуверенно произнес председатель комиссии Владислав Гаврилов.

– А в чем проблема?! Давайте оставим! – не успокаивался Еретнов, и, видимо, поняв, что в кои-то веки его не лишают слова, пошел в наступление на ГИБДД. – Скажите, а кому принадлежат средства фиксации нарушений ПДД?

– Их обслуживает организация, которая называется «Ветераны ГИБДД», – ответил Хуснутдинов.

– То есть частная контора, получается. Это то же самое, если бы я пришел в угрозыск, сообщил, что меня ограбили, а мне бы сказали: «А ты иди туда-то, у нас договор с частными детективами, они тебе все найдут, а ты нам принесешь справку, что преступление раскрыто». Фактически государственная организация, которой даны исключительные права по поводу наложения штрафов, регистрации правонарушений и так далее, передала свои права частным лицам. Насколько все это законно? – спросил Еретнов.

Хуснутдинов даже бровью не повел и объяснил, что, во-первых, все приборы сертифицированы, во-вторых, ГИБДД передала не все функции, а, по сути, «Ветераны ГИБДД» только охраняют приборы. То есть утром прибор выставляется, инспектор ГИБДД его настраивает, вечером информация оттуда изымается и отправляется в Казань.

IMG_0346.jpg
Ирек Хуснутдинов

«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ» НА КАРТЕ АВТОГРАДА

Однако оппозиция и не думала отступать. Коммунист Ильдус Камалов, видимо, желая поярче выступить, применил в своем спиче такие слова, как «горячие точки» и «максимальное количество трупов».

– Я тоже уже третий раз предлагаю укрепить материально-техническую базу. В советское время за довольно короткое время в городе было построено 32 подземных перехода. А сколько мы сейчас строим? Давайте ставить себе задачу ежегодно строить хотя бы по подземному переходу в наиболее «горячих точках», где за последние 20 лет зарегистрировано максимальное количество трупов. И надо также строить по одной транспортной развязке в год, как на Московском проспекте. Без этого мы с мертвой точки не сдвинемся. Есть такие города, где населения намного больше, чем у нас, но у них транспортная инфраструктура так грамотно построена, что количество жертв минимально, – подчеркнул Камалов.

IMG_0334.jpg
Ильдус Камалов (посередине)

Неизвестно, до чего бы дошло дело, если бы в спор не вмешался такой опытный боец в публичных дискуссиях, как Уел Хусаинов.

– ГАИ и исполком проделывают огромную работу, но обратите внимание, что за 8 месяцев рост смертности на дорогах составляет на 28 процентов! У нас в городе ни по какому направлению такого резкого роста нет, везде идет падение! До конца года, не дай Бог, эта цифра может увеличиться. Причем гибнут в основном молодые люди. Это говорит о том, что все прилагаемые усилия недостаточны. Много нарушений выявляется средствами фиксации, но, может, их еще более усовершенствовать, потому что основная доля ДТП происходит все-таки из-за превышения водителями скорости? Народ у нас любит на плохие дороги жаловаться, но езжай ты тогда потише! У нас должна быть программа по снижению смертности на дорогах. При этом нужно учитывать, что Набережные Челны по сравнению с другими городами спроектированы совершенно по-другому, у нас вообще не должно быть смертельных столкновений. Значит, есть узкие места, и ГАИ должна более активно и настойчиво ставить вопросы, потому что вы каждый день на дорогах и видите, где и что творится. Эта информация очень четко должна доходить до исполкома города, – сказал Хусаинов.

Хуснутдинов вовремя подхватил «спасательный круг» и отметил, что анализ проведен и что предложения имеются. Он напомнил, что с 1 сентября штрафы увеличились, но при этом отменили административную ответственность за превышение скорости от 10 до 20 км в час.

– Вот последний случай, который был напротив Автозаводского проспекта. Молодой человек сбил пожилого челнинца, который возвращался с работы в ночное время. Водитель вышел из машины и инспекторам сразу сказал: «Я ехал 80 км/ч, сейчас так можно ехать!» То есть культура водителей такова, что они воспринимают это как разрешенную скорость. У нас сейчас город стал практически как трасса. Мы будем вносить предложения и по искусственным замедлителям, то есть «лежащим полицейским», а также будем просить установить знаки с ограничением скорости 40 км/ч, потому что в городе никак нельзя ездить со скоростью в 80 км/ч, – отметил Хуснутдинов.

Подводя итог, Гаврилов заявил о полной и безоговорочной поддержке инициатив ГИБДД, сказав:

– Вносите предложения, все поддержим.

«ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ, ТЕМ ВЫШЕ СМЕРТНОСТЬ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что деньги на создание современной транспортной инфраструктуры, конечно, нужны, но проблема безопасности дорожного движения не имеет технических решений, поскольку 80% ДТП происходят из-за так называемого «человеческого фактора», и поэтому без жестких карательных мер не обойтись.

Фирдаус Кабиров – двукратный победитель международного ралли «Дакар» (в 2005 и 2009 годах), руководитель проекта по мостам для перспективных автомобилей блока развития ОАО «КАМАЗ»:

– Увеличение смертности на дорогах при уменьшении количества ДТП можно объяснить только тем, что усилия ГАИ по контролю скорости автомобилей дают свой результат, но в то же время у тех, кто все равно нарушает, скорость высокая, и при ДТП приводит уже к более печальным последствиям, в том числе и с летальным исходом. Если ДТП случается при скорости в 60 км/ч – это одно дело, а при скорости в 80 км/ч оно имеет более серьезные последствия.

Я вот сужу исходя из своего водительского опыта. Пока едешь на работу или домой, замечаешь, что все-таки есть те, кто несется по дороге с большой скоростью, зная, что на этом участке нет контрольных средств. А там, где большая скорость… Причем «летает» чаще молодежь на наших вазовских машинах, а те, кто имеет дорогие автомобили, видимо, более бережно относятся не столько к себе даже, а к своей дорогой машине. А так, я бы сказал, что за последние буквально два-три года культура вождения среди челнинских автолюбителей поднялась на глазах. Люди стали предупредительны, осторожны, это стало очень сильно заметно. Но при этом культура пешеходов резко упала. Их до этого вообще не замечали, а тут вышел закон о том, что пешеходов обязательно должны пропускать. Некоторые порой переоценивают ситуацию и, даже не глядя в сторону приближающихся машин (а порой бывает, что какая-то из них не едет, а несется), начинают с гордо поднятой головой переходить дорогу. Зачем же подставлять под угрозу свою единственную жизнь назло нерадивому водителю?! Это же просто глупо!

Наверное, было бы правильно строить новые подземные и надземные пешеходные переходы. Опять же, пока едешь на работу, проезжаешь не один пешеходный переход без светофорного регулирования, а знак все равно плохо заметно. Сколько было уже случаев, когда пешеход вступил на свою дорожку, машина, едущая справа, остановилась, но та, которая едет слева и чуть сзади от нее, сбивает человека. Потому что водитель не видит пешехода, который даже не удосужился посмотреть, что творится на дороге. Поэтому на всех пешеходных переходах хотя бы мигающий желтый свет, на мой взгляд, должен быть.

Айрат Калимуллин – директор ООО «Учебный центр подготовки и реабилитации водителей»:

– В принципе, в росте тяжких последствий аварий ничего удивительного нет. Набережные Челны созданы для того, чтобы автомобили ездили быстро – широкие проспекты, разделенная полоса, с каждым годом растет мощность автомобилей, профессиональный уровень водителей падает. А чем выше скорость, тем выше смертность. Я не раз об этом уже говорил: проблема безопасности дорожного движения не имеет технических решений. Я имею в виду, что невозможно решить все проблемы тем, чтобы ставить фиксацию скорости, строить пешеходные переходы и так далее. Все это надо делать, но не так нужно решать задачу. Дело в том, что 80 процентов ДТП происходят из-за так называемого «человеческого фактора», это известная цифра. 19 процентов приходятся на состояние дорог, и 1 процент происходит по техническому состоянию транспорта.

Почему-то государство бросает все усилия для решения 20 процентов проблем, а на «человеческий фактор» не хочет обращать внимания. Складывается впечатление, что государственные мужи статистику не смотрят вообще. Все потуги государства в сторону этой одной пятой не могут принести ощутимого результата. Даже если предположить, что у нас будут супершикарные дороги и что по ним будут ездить только дорогущие новенькие иномарки, то аварийность только вырастет, потому что в таком случае включается психология человека. Теория гомеостаза риска (уровень потенциально опасного поведенияавт.) говорит о том, что чем лучше автомобили, тем чаще водители попадают в аварию. Чем лучше дороги, тем больше растет тяжесть последствий аварий.

Поэтому, если государство тупит (можете прямо так и написать – «тупит»), надо на местах решать задачу. Не знаю, в какой раз повторяю, невозможно решить вопросы обеспечения безопасности дорожного движения без введения балльной системы штрафов. Ее отменили под соусом коррупционной составляющей. Грубо говоря, депутаты Госдумы открыто сказали, что все гаишники – взяточники. Ну давайте всех посадим сразу, а что мелочиться-то? У нас в решении проблем безопасности дорожного движения больше политики, чем здравого смысла. Мы не можем взывать к совести людей. Нам возражают: вот, мол, за границей культура, надо так же воспитать. А вы думаете, что там культура от воспитания идет? Они не сами по себе такие замечательные, а потому что, например, в Англии существует наказание в виде тюремного заключения за нарушение ПДД, и никто не задает вопросов о правах человека. Это такая аксиома, что даже не «дважды два будет четыре», а «один плюс один будет два». Поэтому я и говорю, что рост смертности на дорогах – закономерность.