КАК ИНВЕСТПРОЕКТ НЕ ОПРАВДАЛ ОЖИДАНИЙ
Жаркие дебаты разгорелись вокруг согласования тарифов на теплоноситель двух компаний: ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТГК-16». Отметим, что тариф на теплоноситель госкомитет устанавливал на основе методик расчета тарифов на теплоноситель и тепло, которые были наконец-то приняты Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в августе текущего года. По закону, тариф на теплоноситель генерирующим компаниям должен быть установлен через месяц после вступления в силу этих методик, то есть не позднее 1 октября 2013 года на срок до конца года.
Забегая вперед, отметим, что обе компании запросили кратное увеличение стоимости теплоносителя по всем позициям, которые формируют его производство. Однако эксперты госкомитета предложили рассмотреть поправки к пожеланиям энергетиков, надо сказать, значительно секвестирующие заявленные цифры. К примеру, у Генерирующей компании на ряд позиций было заявлено повышение более чем на 300%, а по амортизационным затратам – в 14 раз!
Приводить доводы в пользу Генерирующей компании предстояло заместителю генерального директора ГК Айрату Сабирзянову: «Что мы имеем по 2012 году? Финансовый результат в целом по теплоносителю: убыток составил 119 миллионов рублей. Эти все данные по каждой станции госкомитетом были представлены. Что мы имеем по 2013 году, когда госкомитетом были продублированы тарифы 2012 года? По 2013 году мы ожидаем примерно тот же убыточный результат. Мы устанавливаем теплоноситель уже на конец года, и если учесть, что тариф не будет меняться… На самом деле, вы принимаете решение о том тарифе, который будет у компании в 2014 году, здесь уже речь не идет об октябре-декабре. И в этой связи цифры по убыткам, судя по тенденции, будут только расти. Все затраты по нашим материалам мы предоставили. В заключении госкомитета мы не увидели, где, по каким статьям компания пошла на необоснованное проведение затрат и почему тариф должен быть снижен. Ведь комитетом принимается тариф в размере фактически половины затрат. Я понимаю, что есть большая задача, чтобы тариф был по карману потребителям, но мы не можем из года в год нести эту нагрузку, – эмоционально говорил Сабирзянов. – Этот тариф, который предлагается, даже близко не соответствует тем затратам, которые компания несет, чтобы полноценно осуществлять деятельность по производству теплоносителя!» И тут же предложил пройтись по всем пунктам заключения экспертов госкомитета. На что первый заместитель председатель госкомитета Александр Штром стал перечислять: «Затраты на химреагенты заявлены с ростом 226 процентов к 2012 году, объемы потерь увеличены в 10 раз по сравнению с нормами, действующими ранее, увеличение амортизационных отчислений в 14 раз!» И напомнил, что все это связано с инвестпроектом, который реализовала Генкомпания по строительству комплекса химводоочистки, в результате чего затраты, как это ни парадоксально, на ту же химводоочистку выросли в разы: «Зачем было реализовывать ваш проект, если в результате стоимость возросла?» – задал резонный вопрос Штром.
Впрочем, Сабирзянов признал, что ожидания от реализации этого весьма дорогостоящего проекта в компании не оправдались. Напомним, что проект по строительству комплекса химводоочистки на Казанской ТЭЦ-2 стартовал в 2008 году и был инициирован предыдущей командой ГК. А с результатами его реализации, похоже, приходится мириться уже нынешней.
КУДА ПОТЯНЕТ ЦЕНА НА ГАЗ
Но это, как оказалось в ходе обсуждения тарифов ГК, еще не самое главное. А главное в том, что, по словам Сабирзянова, если госкомитет будет настаивать на своих цифрах, то уже в следующем году компания понесет не миллионные, а миллиардные убытки. И не только по теплоносителю, а в основном по электро- и теплоэнергии. И причина здесь в ожидаемом росте цены на газ. На этом и сделал упор Сабирзянов, сообщив, что в структуре производства электрической и тепловой энергии расходы на газ составляют до 80%. А если учесть, что в последнее время появился тренд на замораживание тарифов на несколько лет, то с теми тарифами, которые могут быть приняты сегодня, компания может и не выжить: «Во втором квартале на газ цены намеренно придержали, но с этим «потолком», который есть у газовиков, они могут существенно поднять цены. Разница между ценами, что есть сегодня, при тех тарифах, что нам будут установлены, и теми, за какие мы будем покупать газ завтра, для нашей компании может обернуться миллиардными убытками. Поэтому для нас каждая позиция как воздух необходима», – еще раз попытался убедить членов согласительной комиссии Сабирзянов.
Спорить по поводу предстоящих цен на газ с ним никто не стал, а заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Хайруллин даже выразил надежду, что эту ситуацию, возможно, «разрулят в ручном режиме». Однако и с тезисом о необходимости кратного увеличения некоторых позиций в тарифе он не согласился: «Все понятно про экономику предприятий, и все мы понимаем роль энергетики и роль Генерирующей компании. Но когда люди получают платежки, когда плюс еще что-то там управляющие компании добавят… Вопрос ведь идет об этом. Вот читаешь комментарии в «БИЗНЕС Online» к материалам про ЖКХ – читать же невозможно! Хоть бы один комментарий в поддержку! Ни одного! Значит, ситуация уже на пределе. Этот момент надо учитывать».
В результате, после множества вопросов, уточнений и пояснений глава госкомитета предложил доработать обоснования ГК и предложить более реальные цифры.
ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕКОРРЕКТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аналогичное предложение согласительная комиссия вынесла и в адрес ТГК-16, обсуждение тарифов которой растянулось более чем на час. Представители ТГК-16 подготовились к комиссии не менее основательно, чем их коллеги из ГК. Тем не менее далеко не все их доводы экспертами комиссии были приняты. Эксперт госкомитета подробно перечислила все позиции заявленного тарифа, озвучила необоснованность некоторых из них, а также сообщила, что рекомендуемый комитетом тариф не только не должен быть повышен, но еще и снижен по отношению к тарифу 2012 года.
С заключением экспертов категорически не согласились представители ТГК-16. В частности, заместитель директора по экономике и финансам компании Динара Гильмутдинова стала перечислять затраты на производство теплоносителя, убытки, которая понесла компания, выразила несогласие с тем, что стоимость расходов энергии в производстве госкомитет по тарифам почему-то не учел в стоимости теплоносителя. Именно вокруг этой статьи расходов и возникла бурная дискуссия.
«Новые методические указания говорят, что данные расходы должны быть учтены в стоимости теплоносителя. Те расходы, которые по факту идут на расходы производства теплоносителя, переносятся искусственно сейчас в стоимость теплоэнергии. Значит, она вырастает в цене!» – обосновала свои доводы Гильмутдинова.
«Извините, но это некорректная информация, – тут же отреагировал Штром. – Дело в том, что затраты на топливо, рассчитанные на основании нормативов удельных расходов топлива, в любом случае закладываются в полном объеме в стоимости тепловой энергии и включают затраты на выработку электроэнергии для собственных нужд станции, а вы предлагаете задвоение этих затрат. Это подтверждено разъяснениями минэнерго РФ».
«То есть позиция госкомитета противоречит методическим указаниям?» – удивилась замгендиректора ТГК-16.
«Не противоречит. У вас эти затраты уже учтены. Поэтому у вас никаких убытков не возникает. Это у вас учтено в удельных затратах, – парировал Штром и обратился к членам комиссии. – Коллеги, это единственная организация, которая пытается и в тепловую энергию, и в теплоноситель включить затраты на электроэнергию, которую сама же и производит, сама же продает и получает деньги с оптового рынка».
«Мы всегда оказываемся в ситуации, когда мы приобретаем энергию и терпим убытки, на других станциях таких вопросов не возникает», – продолжала отстаивать позицию своей компании Гильмутдинова.
«ТАТНЕФТЬ» УЖЕ «ПОРЕЗАЛА» ВСЕ ЧТО МОЖНО
Конец дебатам положил глава госкомитета, который сообщил, что этот вопрос уже рассматривался ФСТ, и исчерпывающие ответы были получены. «Если вы не согласны с нами, можете обратиться в ФСТ, договорились? У госкомитета нет цели просто взять и снизить ваш тариф. Мы говорим, что ваши затраты необоснованы», – вернул разговор в деловое русло председатель госкомитета Марат Зарипов.
Не менее бурно обсуждались общестанционные и прочие расходы компании. «Объясните, пожалуйста, почему у вас рост общестанционных расходов 413 процентов по сравнению с 2012 годом? – обратился к представителям ТГК-16 Штром. – От вашего же факта, которые по факту 2012 года вы дали. Что у вас произошло? Оборудование то же самое, персонал тот же, объемы те же. В четыре раза почему изменилось?»
«Объяснения есть, но мы не готовы сейчас дать с полной разбивкой по всем статьям», – ответила Гильмутдинова. На что Зарипов предложил рассмотреть тарифы ТГК-16 после предоставления всех необходимых обоснований.
Отметим, что в этот день были рассмотрены тарифы еще двух генерирующих компаний: Нижнекамской ТЭЦ (принадлежит ОАО «Татнефть») и Уруссинской ГРЭС. Однако разногласий по поводу их цифр в ходе комиссии ни у кого не возникло.
Как сообщил «БИЗНЕС Online» Штром, «в этих компаниях настолько все прозрачно, настолько экономически обоснованно, они сами так «порезали» свои расходы, что вопросов к ним у членов комиссии не появилось».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 245
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.