DSCN8368.jpg
 

НОВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТ ПОЗВОЛИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ-ВИНОВНИКА ПО ПАРАМЕТРАМ ВЫБРОСОВ

Перед заседанием участникам рабочей группы и прибывшему из Казани журналистскому десанту презентовали стационарный экологический пост, установленный по заказу минэкологии РТ. Автоматическая станция контроля загрязнения атмосферного воздуха (она стоит примерно 8 млн. рублей) установлена в поселке Большое Афанасово, неподалеку от биологических очистных сооружений "Нижнекамснефтехима". Она круглосуточно каждые 20 минут снимает показатели качества воздуха по 32 параметрам и передает их на сервер Закамского ТУ министерства экологии и природных ресурсов РТ и в само министерство экологии. Это 14 подобный пост в РТ и, как считается, самый совершенный из них.

По словам заместителя министра экологии и природных ресурсов РТ Рустема Камалова, установке поста предшествовали многочисленные жалобы жителей Нижнего и Большого Афанасово на качество атмосферного воздуха. И чтобы понять причины, а также "опознать" виновника загрязнения, было решено установить данный пост. Об этом же корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал и глава  Афанасовского сельского поселения Николай Бурмистров: "В Нижнекамском районе Афанасовское сельское поселение первым страдает от выбросов нефтехимических предприятий и их очистных сооружений. Первая волна выбросов сразу накрывает наше поселение! У нас дети очень сильно страдают: проявлялись аллергические реакции, слезы, насморки, некоторым детям приходилось вызывать скорую помощь. Думаю, экологический пост сможет теперь мониторить все эти выбросы и передавать данные в минэкологии, а по составу выбросов экологи уже смогут определить виновника. Это обязательно должно дать позитивный результат. Некоторые результаты, собственно, уже есть: после установки аналогичных постов на очистных сооружениях, после того как начал работать передвижной экологический пункт, мы уже видим позитив: выбросы происходят уже не с такой регулярностью, стало чуть легче дышать".

DSCN8372.jpg
Рустем Камалов

Далее участники рабочей группы посетили очистные сооружения ОАО "ТАНЕКО", которые, по словам Камалова можно считать образцовыми с точки зрения продвинутости применяемых технологий. ТАНЕКО, по мнению замминистра, в вопросах экологической безопасности "на три шага" впереди своих коллег.

Само заседание прошло в администрации Нижнекамска. На нем вначале с обширным докладом выступила Светлана Ямкова – начальник отдела защиты окружающей среды ОАО "Нижнекамскнефтехим". Она, в частности, рассказала, что сегодня на предприятии в процессе производства выпускаемой продукции образуется 311 наименований отходов. В прошлом году их набралось 78,5 тыс. тонн. Из них на повторное использование в собственном производстве пошло 23%, 54% было передано для утилизации сторонним организациям, и лишь 18% было обезврежено и захоронено (из них 10% – на собственных объектах и 8% – передано сторонним организациям). Но Камалов, прервав Ямкову, напомнил тему доклада и попросил больше конкретики о мероприятиях, которые могут снизить негативное воздействие предприятия на окружающую среду: "Что именно делается с уже закрытым полигоном вашего предприятия? Каковы перспективы использования у действующего на сегодня полигона по захоронению отходов?" – пытался направить доклад в нужное русло замминистра.

  

Следует напомнить, что для снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду на территории нижнекамского промышленного узла весной прошлого года кабинетом министров РТ была принята долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы". На природоохранные мероприятия за четыре года предполагается направить впечатляющую сумму – 12,8 млрд. рублей. Причем 96% экологического бюджета должны изыскать собственники нефтехимических предприятий, и понятно, что львиная доля этой нагрузки ложится как раз на "Нижнекамскнефтехим", как крупнейшее предприятие Прикамья. Оставшиеся 4% (а это 400 млн. рублей) почти на паритетных началахдолжны внести бюджеты республики и нижнекамский муниципалитет. Собственно, за недостаточное рвение крупнейшего нефтехимического предприятия РТ в деле защиты окружающей среды и досталось на заседании рабочей группы представителю "Нижнекамскнефтехима". Из средств, которые, согласно утвержденной программе, планируется направить на природоохранные мероприятия в этом году, на сегодня освоены лишь 12%.   

DSCN8356.jpg
Светлана Ямкова

Но вернемся к докладу Ямковой. Она вновь начала обобщенный рассказ о том, что действующий полигон захоронения отходов был введен в эксплуатацию в 1982 году, его площадь – 25 га, вместимость – 717 тыс. т, что в планах этого года мероприятия по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду на 330 млн. рублей по действующему полигону и 90 млн. по закрытому. "Огромные деньги – 420 миллионов, – вновь взял слово Камалов. – Что будет сделано по закрытому полигону, что будет сделано по действующему полигону? Мы уже лет 15 говорим о его реконструкции, о втором этаже... Простым языком расскажите, пожалуйста, и не забудьте указывать в ходе доклада конкретные сроки". "Закрытый полигон мы предполагаем разбить на 14 карт и поочередно их вскрывать и доставать отходы, – рассказала Ямкова. – Сейчас появились технологии, которые позволяют их перерабатывать. Отходы, которые можно переработать или передать на утилизацию или обезвреживание, мы планируем передать сторонним организациям, а освободившееся место будем гидроизолировать и вести поочередную перекладку отходов, которые переработать невозможно. А на действующем полигоне мы отказались от второго яруса и планируем ту же самую систему: то что возможно передать, мы передаем, делаем перекладку карт, у нас тем самым увеличится срок службы полигона. Раньше мы рассчитывали, что он прослужит до 2015 - 2016 годов, сейчас появилась надежда, что он сможет прослужить до 2024 года".

ЗАЧЕМ ЭТИ ПРОБЫ НУЖНЫ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ?

Далее выяснилось, что на предприятии сегодня есть пять экологических постов. Последний был установлен на биологических очистных сооружениях. Он работает круглосуточно, через каждые 20 минут осуществляя заборы проб воздуха. Проверяются  пробы по 12 загрязняющим веществам. "Последний пост обошелся нам в 8 миллионов рублей, а всего на автоматизированную систему мониторнига наше предприятие потратило 50 миллионов", – заявила представитель "Нижнекамскнефтехима". Однако когда чиновники предложили объяснить схему работы этих постов, представительница компании дала ответ, явно их удививший. Оказывается, данные с этих постов попадают в минэкологии раз в месяц!

DSCN8244.jpg
 

Рустем Изиятуллин – руководитель нижнекамского отдела Роспотребнадзора, услышав такой ответ, возмутился: "Считаю, нужно предусмотреть возможность в случае возникновения нестандартной ситуации сразу передавать данные и в муниципальные органы власти, и в соответствующие федеральные службы. Зачем эти пробы нужны через месяц? Мы же должны и население успеть предупредить, и как-то иметь возможность реагировать на все эти вещи". Ямкова в ответ на это предложение заявила, что на ее предприятии анализы проб воздуха берут с 2008 года. С 2010 года было произведено 1,9 млн. анализов, и из них не соответствовали нормативам только 0,06%, а по результатам 2013 года – 0,04%.

DSCN8326.jpg
 

Однако аргументы представителя нефтехимического гиганта были отметены. "Совершенно правильное предложение, – поддержал санврача Камалов, – жителю Нижнекамска даже если ему попадают в легкие ваши 0,04 процента, легче не становится. Если есть превышение сейчас, то через месяц эта информация никому уже будет не нужна. Думаю, вы найдете возможность передавать данные и в минэкологии, и в Роспотребнадзор, и в муниципалитет более оперативно". Камалов предупредил, что это решение запишут в протокол.

  

Мэр Нижнекамска Айдар Метшин пошел еще дальше, предложив на каждом последующем заседании рабочей группы обязательным вопросом в повестку заседания включать анализ мониторинга ситуации за период с даты последнего заседания: "Нужно, чтобы каждое предприятие отчитывалось на наших заседаниях рабочей группы. И я не думаю, что картина будет такая радужная, как нам представила сегодня  представитель "Нефтехима". Еще раз говорю: дышать в городе нечем, а у нас по анализам все хорошо! Конечно, будет хорошо, потому что тот, кто "ловит" у себя на предприятии, он же не заинтересован их показывать!" "Очень хорошее предложение", – поддержал инициативу главы Нижнекамска Камалов.

DSCN8318.jpg
 

 «ЭТО, КОНЕЧНО, НЕ СОТЫЕ ДОЛИ ПРОЦЕНТА...»

 Выступление главного санитарного врача Нижнекамска Изиятуллина оставили "на закуску". Метшин, глядя как Изиятуллин выходит к трибуне, даже не удержался и обронил фразу: "Хотели закончить на мажорной ноте, но, видимо, все-таки не получится... " Изиятуллин начал доклад с результатов мониторинга качества атмосферного воздуха в городе и районе за последние полгода. Роспотребнадзор за это время проанализировал 1 453 пробы воздуха, из них 32 были признаны нестандартными. "Это, конечно, не сотые доли процента, у нас это 2,1 процента, – кинул камень в огород НКНХ Изиятуллин. – Для сравнения: в 2011 году мы имели 3,1 процента нестандартных проб, в 2012-м – 2,8 процента. Вроде бы, динамика положительная есть, тем более что нашей службой не было зарегистрировано превышения ПДК по диоксидам азота, по сероводородам и ароматическим углеводородам. Это, безусловно, положительный момент в том смысле, что работа, проводимая предприятиями, приносит свой результат, но вместе с тем имеется и увеличение концентраций по целому ряду других веществ. По аммиаку количество проб с превышением ПДК было зафиксировано в 2 процентах проб. А замеры в поселке Большое Афанасово показали, что ПДК были превышены в 4,2 раза". Изиятуллин далее привел неутешительную и сильно отличающуюся от данных нефтехимиков статистику. А затем, обращясь к Метшину, с удовлетворением отметил, что по мониторингу, которое ведет его ведомство, дело наконец сдвинулось с мертвой точки: суды по данным госмониторинга, который проводит Роспотребнадзор, принимают заявления о привлечении к ответственности должностных и юридических лиц: "Нам удалось убедить суды в этом, только вчера мы выиграли еще одно дело у "Нижнекамскнефтехима" о загрязнении атмосферного воздуха фенолом, аммиаком и эпоксиэтаном. И суд принял решение о привлечении юридического лица к ответственности. Более того, другой материал, который был до этого дела, мы отстояли и в арбитраже!"

DSCN8367.jpg
Рустем Изиятуллин

Здесь Ямкова попыталась что-то возразить, но Изиятуллин резко оборвал ее: "Не перебивайте! – и продолжил. – Это говорит о том, что мониторинг необходим. В связи с этим у меня к вам просьба, Айдар Раисович. Роспотребнадзор приветствует посты экологического контроля, которые минэкологии планирует разместить в селе Прости и разместил в Большом Афанасово, но поскольку мы не можем использовать мониторинговые данные в городе ввиду того, что неизвестно влияние автомобильного транспорта на состояние экологической ситуации, я прошу вас ускорить работу специалистов-проектантов по оценке влияния автотранспорта на экологию в городе с учетом нашей промышленной площадки. Какие-то результаты и заключения данного проекта нам необходимы. Имея на руках этот документ, мы сможем дать правовую оценку в виновности или отсутствии вины юридических лиц в загрязнении атмосферного воздуха уже непосредственно в городе... Одно из оснований нашей доказательной базы по данному вопросу - данные по единой санитарно-защитной зоне специалистов ТАНЕКО. Без этого материала мы бы остались беззубыми. Пусть он и корректирован последний раз в 2011 году, но это на сегодня самый свежий документ, в котором идет раскладка по каждому загрязнителю воздуха, по каждому веществу, по каждому предприятию. Соответственно, мы можем вычислять математически долю вложения каждого предприятия по каждому веществу, которое было зарегистрировано. Суд с этим согласился. Согласился и Арбитражный суд. Более того, практика административная в этом отношении не заканчивается. Штрафы здесь не помогут, потому что статьи Административного кодекса о привлечении к ответственности для таких градообразующих предприятий просто смешные. Если будет выявлено три и более случаев загрязнения, речь может идти уже о том, чтобы признать действия юридического лица не неотвечающими требованиям российского законодательства в области сохранения окружающей среды. А это уже вещь серьезная! Это практически сразу блокирует предприятию финансирование по программам развития. Я не хочу никого пугать, это не моя прерогатива рассматривать такие материалы, но административные рычаги у государства сегодня уже имеются".

  

Метшин заявил буквально следующее: "Пройдет еще совсем немного времени, и такая ситуация, когда выступает руководитель Роспотребнадзора и его перебивают, вряд ли будет возможна. Вы его еще будете носить на руках! Я лично себя виню в том, что реакция природопользователей не всегда адекватна влиянию, которое они оказывают на экологию. Мы в этом направлении, нужно признать, были недостаточно настойчивы. Наша работа совместная. Самольянов на комбинате не совсем адекватно понимает ситуацию (заместитель главного инженера по охране окружающей среды ОАО «Нижнекамскнефтехим» Анатолий Самольянов – авт.). Да, он получает высокую зарплату, это замечательно, что там высокая заработная плата. Он, естественно, обязан ее отрабатывать и отстаивать позицию. Но я еще раз повторяю: все мы жители, ни Самольянов, ни Бусыгин, ни Нестеров, ни Метшин, ни кто-то другой не дышат каким-то отдельным воздухом. И наша с вами обязанность, поскольку это во многом именно от нас и зависит, делать все, чтобы минимизировать негативное влияние на экологию. Слава Богу, у нас развивается промышленность, слава Богу, что у нас есть такие предприятия. Мы пережили финансовый кризис 2008 - 2010 годов, сейчас идем к новому кризису. И только эти предприятия нам обеспечат устойчивость. Посмотрите, что происходит уже сейчас на КАМАЗе и в Челнах. Это связано с тем, что там нет гибких производств, которые позволяют быть устойчивыми на мировом рынке. Это очень важно, и мы это оцениваем! Но нам также надо оценивать и объективную необходимость, и обязанность заниматься экологическими вопросами. Мы можем показывать какие угодно зеленые показатели, а дышать при этом легче становиться не будет. Настойчивость Изиятуллина правильная, и я его буду поддерживать и всех тех, кто стоит на защите экологии. Так должно быть и так будет. Но без ажиотажа и без накала страстей. Идет нормальный рабочий процесс, последовательный и системный.

DSCN8370.jpg
 

ЖИТЕЛЕЙ АЛАНИ И МАРТЫША ОБЕЩАЮТ ПЕРЕСЕЛИТЬ ДО 1 НОЯБРЯ

После заседания рабочей группы Метшин, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о сроках отселения из санитарно-защитной зоны нижнекамского промышленного узла жителей сел Алань и Мартыш, сообщил что юридические вопросы уже разрешены, переселение должно завершиться до 1 ноября. 29 квартир для собственников домов в упомянутых деревнях уже ждут своих хозяев в одном из микрорайонов Нижнекамска: "Практики переселения населенных пунктов в Татарстане до настоящего момента не было. Мы, стараясь предварять и предвидеть вопросы, которые могли бы возникать при переселении, тем не менее все равно сталкивались с тем, что те или иные вопросы все равно требовали дополнительного изучения и принятия определенных решений. Но сегодня практически все вопросы уже решены. Первое – это позиция нашего президента Рустама Нургалиевича, который сказал уже достаточно давно, что вопрос надо решить, это не Алань и Мартыш пришли к промышленности, а промышленность пришла к этим населенным пунктам. Поэтому это  наша обязанность, это безусловно. И сейчас вопрос об отселении людей уже переходит в практическую плоскость. Думаю, в течениие ближайших двух недель завершатся процедуры согласования в аппарате президента и в Госжилфонде договоров о передаче имущества жителями природопользователю и получении возмещения. В 2013 году, надеюсь, эта проблема будет закрыта. На предыдущем совещании рабочей комиссии я уже обозначал сроки: до 1 ноября 2013 года жители этих деревень должны быть отселены. 29 квартир уже ждут сегодня своих хозяев. И это переселение, будем говорить, – один из самых простых вопросов. А вопрос компенсаций и возмещения за утерянное имущество более сложный. Сегодня уже аккумулировано для этих целей более 50 процентов необходимой суммы. Всего сегодня на переселение требуется 302 миллиона, около 180 миллионов уже есть. Как только закончится юридическая подготовка документов, мы будем готовы перейти к практической части. Но хотел бы обратить внимание, что не зря же говорят, что два переезда – это как один пожар. Надо понимать, что это населенный пункт, в котором люди оседло жили, вели хозяйство. И сейчас все это нужно поднять и перевезти. Это не говорит о том, что мы оправдываемся. Но это на самом деле непросто, процесс подготовки занял несколько больше времени, чем мы предполагали. Мы долго убеждали предприятия, они проводили ревизию своей доли, считали, обращались к экспертным органам, это все, конечно, занимало определенное время. Все считают деньги – это понятно, но сейчас позиции всех предприятий, которые должны вносить вклад в это дело, уже определены. Мы представляем, что когда мы войдем в практическую часть, нас еще будут ожидать шероховатости, но, что важно, мы сейчас имеем все для того, чтобы выполнить практическую часть. На прошлой неделе уже вышло распоряжение кабмина на этот счет.