IMG_00086.jpg
 

САКРАЛЬНОЕ ЧИСЛО

«Золотая орда» – третий проект театра, который связан с именем поэта Рената Хариса. Первый был супер-удачен – балет на музыку Леонида Любовского «Сказание об Йусуфе» получил Государственную премию РФ, ее тогда удостоились и композитор, и автор либретто, и исполнитель титульной партии Нурлан Канетов.

Второй проект – опера «Любовь поэта» на музыку Резеды Ахияровой. И опять – в «десятку». Спектакль был удостоен Государственной премии РТ им. Тукая.  Исполнитель партии Тукая Ахмет Агади получил «Золотую маску». Но это еще не все – «Любовь поэта» стала, по сути, дебютом на казанской сцене режиссера Михаила Панджавидзе и положила начало его многолетнему и очень плодотворному сотрудничеству с театром.

И вот – третий проект. «Золотая Орда», в постановочной группе которой возникают знакомые имена. Это Георгий Ковтун и Ахиярова, объединенные Харисом. Если учитывать, что тройка – число отчасти сакральное, будем надеяться, что балет не пройдет незамеченным.

Его ждали три года. Именно тогда из нескольких вариантов к постановке была выбрана «Золотая Орда». Проект был  чуть позже поддержан президентом РТ Рустамом Миннихановым. Театр, безусловно, рисковал – балет, который создают «с нуля», – это всегда риск. Но по первому вчерашнему впечатлению и по реакции переполненного зала, в течение 20 минут не отпускавшего со сцены участников спектакля, можно предположить, что награды найдут  «Золотую  Орду».

IMG_00075.jpg
 

Билеты на балет Ахияровой были раскуплены еще в июле. Вчера толпа напрасно осаждала кассу в надежде, что будут продавать билеты из какой-то мифической брони. На спектакль приехала целая делегация ведущих столичных балетных критиков – интерес и в Москве, и в Санкт-Петербурге к спектаклю большой.

Ни композитор, ни либреттист в зрительном зале не появлялись – весь спектакль они провели в ложе директора театра. А вот Ковтун, напротив, смотрел на творение своей фантазии из зала и был в отнюдь не парадной одежде. Но после первого акта переоделся в смокинг, и как только закрылся занавес, вышел из зала и прошел за кулисы.

Аплодисменты и крики «браво» были длительными, публика выходила на сцену с букетами. На поклон вышли и Харис, и Ахиярова в длинном вечернем платье, и дебютант – главный дирижер камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов, который впервые в жизни дирижировал оркестром нашего оперного. Чувствовалось, что настроение по ту сторону рампы преотличное – артисты как бы в награду за овации бросала букеты в публику.

- Какой ровный, чистый, без длиннот спектакль – делились зрители, выходя из зала.  

СЛЕД В ИСТОРИИ

- Золотая Орда, раскинувшаяся на обширных просторах Европы и Азии, была самым большим, хорошо организованным и развитым государством. Это государство в самом деле именовалось Улус Джучи. Побывавшие там и узревшие своими глазами величие и богатство Улуса Джучи русские летописцы, восхитились этим государством и назвали его Золотой Ордой. Но амбиции и борьба за ханский престол привели великую страну к распаду, - комментирует сюжет балета Харис.

IMG_00002.jpg
 

Безусловно, история Золотой Орды для Татарстана – тема особая. Можно процитировать академика Миркасыйма Усманова, писавшего, что «покоренные монгольскими ханами в 1236 году булгары более 200 лет жили в составе Золотой Орды. Здесь преобладающим этническим компонентом были кыпчакоязычные тюркские племена, которые, будучи доминантами в политическом, в какой-то степени и в культурном отношении, поглотили булгар и отдельные части финно-угорского населения в языковом плане. Так сложились этнические современные казанские татары». Так что история Золотой Орды имеет непосредственное отношение к истории татарского народа.

Но театр предлагает нам не исторические хроники – художественное произведение. И через любовный треугольник показывает трагический момент в истории Золотой Орды – ее распад. Здесь балетмейстеру удивительным образом удается воплотить и «мысль семейную», и «мысль народную».

РОМЕО, ДЖУЛЬЕТТА И ДУХ ХАНА

История любви, предательства, коварства и борьбы за власть – вот что составляет то масштабное полотно, что получилось в итоге. Мальчик и девочка, знакомые с детства, подросли и полюбили друг друга. Она – Джанике (Кристина Андреева) – дочь хана Золотой орды Токтамыша. Он – Нурадин (Олег Ивенко) – сын полководца хана. А вокруг бушуют страсти, идет борьба за власть, и хотя, казалось бы, их это не касается, но именно они оказываются втянутыми в эту безумную схватку властолюбцев.

IMG_00046.jpg
 

Ковтун –  такой балетмейстер, что не любит простые задачи. Он усложняет их до предала возможного. Так было и в «Сказании об Йусуфе», и в «Спартаке», не стала исключением и «Золотая Орда». На сцене, помимо солистов, миманс, кордебалет, учащиеся хореографического училища и даже хор. И последний – полноправный участник действа. Он ни только не иллюстрирует происходящее, а является своего рода катализатором драматических моментов.

Говорить, что Ковтун – изобретателен, это значит, не сказать ничего. Его фантазия, кажется, не знает границ. Это хорошо видно и в дуэтах, и в массовых сценах, которыми изобилует балет.

Естественно, что ведущие партии исполняют танцоры труппы, занимающие первое положение. Андреева в партии Джанике – настоящая находка: нежная, трепетная, необычайно выразительная. Ивенко – Нурадин – темпераментен и героичен.

Но стоит упомянуть и их коллег – Михаила Тимаева и Нурлана Канетова. Последний, казалось бы, признанный лирический герой, предстает в неожиданной партии Визиря, такого золотоордынского «Яго», что позволяет сейчас говорить о расширении амплитуды возможностей Канетова.

  

Но, пожалуй, основной неожиданностью стал Тимаев в партии весьма условной – он танцует дух хана Батыя, поражая какими-то новыми пластическими возможностями. Хотя после исполнения партии Спартака, казалось бы, мы знаем о природе дарования Тимаева все. Но эта довольно-таки условная партия духа хана в его исполнении насыщена таким драматизмом, такой страстью и таким отчаянием, что стала одной из главных удач спектакля. Дух Батыя присутствует практически во всех эпизодах, он словно безмолвный комментатор происходящей трагедии.

Ковтун, постоянно держа в уме любовную интригу, тем не менее создал монументальное полотно и, наверное, не стоит судить строго, соблюдена здесь историческая правда до мельчайших подробностей или нет. Его «Золотая Орда» – это героическая поэма на тему гибели великой мировой цивилизации. И хотя причины трагедии известны, не грех назвать их еще раз и посмотреть со стороны.

- Балет, конечно же, не может объяснить все события, происходящие в Золотой Орде. Мы, ограниченные жанровыми и временными рамками, стремились передать дух того грозного времени и запечатлеть лишь некоторые моменты начала трагического крушения великого государства, - рассказывает Ахиярова.

IMG_00038.jpg
 

Ахиярова – давно уже признанный хороший мелодист, что было заметно еще в опере «Любовь поэта». И на этот раз ей удалось создать оригинальный музыкальный материал, изобилующий темами запоминающимися и нетривиальными. Лиризм ее партитуры балета органично сочетается с драматическим накалом, даже с трагизмом, что особенно ощутимо в финале.

«Золотая Орда» – постановка монументальная. Такого объема работы в театре, кажется, еще не выполняли. И если декорации изготовили в Москве, то костюмы – а их около 800 – шились в цехах театра. Сценографом в этом балете выступил Андрей Злобин, художник по костюмам – Анна Ипатьева. Оба они хорошо знакомы казанцам и не в первый раз сотрудничают с нашим оперным.

Мощнейший видеоряд делает эту постановку сродни кинематографу – несется по заднику табун лошадей, кружат вороны над степью, языки пламени вырываются наружу…Джанике и Нурутдин мертвы, и только где-то там, в тонком мире, по-прежнему рядом мальчик и девочка, те, какими они были, когда встретились. Мечется дух хана Батыя, собирая в арбу вечности осколки империи. Так проходит земная слава.