Заседание-в-ТПП-РТ-было-весьма-бурным.jpg
Заседание в ТПП РТ было весьма бурным

«КТО-ТО СПЕЦИАЛЬНО УБИВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

Даже представить было трудно, что столько эмоций продемонстрируют обычно сдержанные промышленные «генералы» РТ. Но они во время вчерашнего расширенного заседания административного совета и правления ТПП Татарстана гнев и раздражение высказывали уже по первому же пункту повестки дня: «Энерготарифы – угрозы и перспективы для бизнеса». Председателю правления ТПП Шамилю Агееву, который вел заседание, не пришлось призывать кого-то выступать – наоборот, впору было сдерживать некоторых участников.

Собственно, и повестку дня заседания определили сами предприятия РТ – в ТПП от них поступают сегодня многочисленные обращения, связанные с увеличением тарифов на электроэнергию. Дело в том, что с 1 июля нынешнего года вступили в силу новые правила определения цен на электроэнергию. Определены они были постановлением правительства России №442 от 4 мая 2012 года. Резкое повышение коснулось прежде всего тех предприятий, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых выше 670 киловатт или присоединенная мощность более 750. Средняя стоимость электроэнергии с 1 июля выросла на 11,4%, закупочная цена на оптовом рынке – на 20%. Но реалии оказались куда жестче.

Гендиректор-РљРњР�Р—Р°-РќСѓСЂ-Шакиров-заявил,-что--кто-то,-РІРѕР·РјР
Гендиректор КМИЗа Нур Шакиров заявил, что кто-то, возможно, специально убивает нашу промышленность

Первым слово взял Нур Шакиров – гендиректор ОАО «КМИЗ» (предприятия, которое уже 80 лет делает медицинские инструменты). Но теперь «их просто производить дальше будет невозможно», заявил Шакиров. И объяснил почему: «Я работаю последние 30 лет директором завода, чего только ни видел, к чему только ни привыкал. Но никак невозможно не удивляться тому, что у нас творится». А дальше генеральный рассказал, что в июне предприятие за 155 тыс. киловатт/часов заплатило 360 тыс. рублей. А в августе за 157 тыс. киловатт получили счет уже на 610 тысяч! «Сказками» назвал Шакиров оптимистичные заявления правительства РФ, что все тарифы заморожены. «Терпение уже кончилось, понимаете? – возмущался гендиректор КМИЗа. – Так жить просто нельзя!» По его мнению, возможно, «кто-то специально убивает промышленность окончательно».

МОРОЗЬ – НЕ МОРОЗЬ, А ПОЛУЧАЕТСЯ В ПОЛТОРА РАЗА БОЛЬШЕ

Возмущение коллеги полностью разделяет председатель совета директоров ОАО «Казанский завод «Электроприбор» Геннадий Дивавин. Он говорил о том, что можно понять, когда на 8 - 10% поднимают энерготарифы. Но когда в течение одного дня – с 30 июня на 1 июля – оплата за электроэнергию увеличивается в полтора раза…

- В августе мы употребили электроэнергии меньше на 6 процентов по сравнению с июлем, а заплатили на 40 процентов больше, – сказал Дивавин. – За один месяц в полтора раза больше! А теперь нам говорят с гордостью, что на следующий год будут заморожены тарифы. Так заморозили-то увеличенные тарифы! Морозь – не морозь, а получается в полтора раза больше.

Геннадий-Дивавин-считает,-что-положение-СЃ-энерготарифР
Геннадий Дивавин считает, что положение с энерготарифами очень серьезное

Дивавин сообщил также, что он в курсе дискуссии по тарифному вопросу энергетиков и знает, что теперь уже и сетевики поднимают вопрос об увеличении платы. В целом ситуацию с энерготарифами Дивавин охарактеризовал резко: «Это безобразие, ни в какие ворота не лезет! Положение, безусловно, серьезное». И в сердцах добавил: «Надо писать во все инстанции: и Путину, и Медведеву, и в прокуратуру, и в ФСБ».

Гендиректор ОАО «ПОЗиС» Радик Хасанов напомнил, что за 8 месяцев выросли железнодорожные тарифы на 139%. К тому же теперь приходится платить еще и за аренду вагонов, собственно, тем же работникам железной дороги. Заодно он припомнил и удивительную скорость ж/д перевозок: из Казани до Юдино вагоны идут… двое-трое суток.

- Почему? – поинтересовался Агеев.

- Потому что бардак! – не удержал эмоций Хасанов.

- Нельзя коммунизм создавать отдельно энергетикам, отдельно железнодорожникам, – констатировал председатель правления ТПП.

- Бизнес не выдержит, он у серьезной черты! – заявил Хасанов и вслед за Шакировым назвал «сказкой» обещание заморозить тарифы, констатировав тот факт, что сегодня весь инвестиционный потенциал уходит монополиям.

Выслушав всех желающих выступить, Агеев сообщил, что проблема с энерготарифами будет доведена до первых лиц государства.

Радик-Хасанов-констатировал,-что-весь-инвестиционный-Р
Радик Хасанов констатировал, что весь инвестиционный потенциал уходит монополиям

ЧТО ДЛЯ КАМАЗА 70 МИЛЛИОНОВ?

Острую дискуссию на заседании вызвал и, казалось бы, несколько более спокойный второй вопрос: «Изменение ставки налога на имущество для предприятий оборонного комплекса РТ». Комитет по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ рекомендовал включить в повестку дня парламента на 26 сентября поправки в республиканский закон «О налоге на имущество». Предложил их премьер РТ Ильдар Халиков.

Поправки такие.

Первая: отменить налоговые льготы производителям полиальфаолефинов и моторных масел на их основе, а также заводам, выпускающим легковые автомобили.

Вторая: исключить пункты об освобождении от налогов на имущество резидентов ОЭЗ «Алабуга».

Третья: снизить налоговые преференции КАМАЗу, подняв для него в 5 раз ставку по налогу на имущество с 0,1% до 0,5% (при базовой ставке 2,2%). Отчисления предприятия возрастут с 14 млн. до 70 млн. рублей в год.

Среди обоснований «улучшение показателей финансово-экономической деятельности и достижение прибыльности производства» на КАМАЗе. Благодаря поправкам, как подсчитали в комитете, в бюджет РТ в 2014 году поступят дополнительно 43 млн. рублей. Не лишние деньги с учетом того, что на Татарстане висит долг в более чем 65 млрд. рублей, возникший в связи с подготовкой к Универсиаде.

Президиум-заседания.jpg
Президиум заседания

Свое мнение о поправках премьера высказала Евгения Даутова – председатель правления ОАО АКБ «Спурт»: «Повышение с 14 до 70 миллионов в год налога на имущество такого гигантского предприятия, я считаю, что это постепенная плата за то, что КАМАЗу помогли действительно встать». Представитель КАМАЗа тут же заговорил про то, что наша экономика сегодня, когда Россия вступила в ВТО, находится в жестких условиях конкуренции с Европой, что мы видим общий кризис мировой экономики. «Остальные предприятия в точно такой же конкурентной ситуации», – напомнила Даутова. И добавила, что вообще надо принимать системные решения.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЛЬГОТЫ КАМАЗУ НАДО ОСТАВИТЬ ХОТЯ БЫ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ СООБРАЖЕНИЯМ

Участники заседания высказали для «БИЗНЕС Online» свою точку зрения по острой повестке дня.

Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Обсуждение повестки дня было действительно эмоциональным. Но это нормально, наша Торгово-промышленная палата и должна отражать и отстаивать интересы татарстанских предприятий и предпринимателей. У деловых кругов сегодня какие-то вопросы накипели. И надо договориться, как их лучше и более профессионально довести до руководства страны.

Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- От сегодняшнего обсуждения осталось такое ощущение, что если убирать льготы у КАМАЗа, то это хорошо, потому что у кого-то их нет. Но это неправильная логика. Сейчас вообще стоит вопрос, сохранится ли в нашей стране машиностроение в условиях вступления в ВТО. И вопрос стоит очень жестко. Поэтому те символические льготы, которые были у КАМАЗа, хотя бы по политическим соображениям надо оставить. Это во-первых. Во-вторых, если сравнивать энергоемкость наших предприятий, то она абсолютно неконкурентоспособна. Значит, резервы большие. Поэтому двойственное чувство от обсуждения вопросов платы за электричество, тарифов. С одной стороны, в условиях спада темпов роста (пока так говорим, рецессии прямой нет) никто не занимается ухудшением положения предприятий, ни в одной стране. Кроме нашей. С другой стороны, наши предприятия плохо перестраиваются с точки зрения повышения эффективности использования ресурсов. Энергоемкость вдвое выше по сравнению со скандинавскими и канадскими предприятиями (понятно, надо с северными странами сравнивать). Это говорит о том, что у нас как были неиспользованы резервы, так они и остаются. Поэтому одним скулежом здесь не поможешь, надо меняться и предприятиям, но в то же время поддержка со стороны правительства не ощущается.

Тимур Нагуманов – уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

- Один из первых вопросов, который возникает, когда общаешься с бизнесменами и с представителями, например, комитета по тарифам и энергетических компаний, – почему у них отсутствует нормальный диалог? Сегодня об этом хорошо сказал Алексей Михайлович Пахомов – гендиректор ассоциации предприятий и предпринимателей РТ. А я свои вопросы начал задавать аудитории, потому что было неявно сегодня, понимают ли присутствующие глубину проблемы с энерготарифами? Понятно, что для потребителя главное – сколько он платит. Производственники видят, что начали платить больше. А почему это произошло? Какие есть пути оптимизации, каким образом можно все это структурировать? Самое главное тут – конструктивно разговаривать с теми органами, которые принимают подобные решения. А у нас часто бизнес не готов к этому, просто заявляет: мы платим больше. А когда задаются встречные вопросы: «Какая у тебя категория потребления? Двуставочный или одноставочный тариф? Какие мероприятия по энергоэффективности проведены?» – на этом весь диалог заканчивается. Одна сторона не удовлетворена, но ей сказать нечего, другая удовлетворена, потому что смогла загнать собеседников в тупик. И я пытался сегодня на этой встрече, в первую очередь, понять, что говорят, какие аргументы приводят производители, промышленники, какие у них есть вопросы, насколько глубоко они понимают проблему, и готовы ли сегодня вести равноправный диалог с органами, принимающими решение, готовящими решения для руководства. Я для себя определенные выводы сделал, думаю, это будет полезно для моей дальнейшей работы.