ДЕСАНТ НА СОЧИНСКОМ БЕРЕГУ
Сегодня в Краснодарском крае в 12.00 с приветствия премьер-министра РФ Дмитрия Медведева открылся международный инвестиционный форум «Сочи-2013». Среди почти 9 тыс. гостей, представителей 40 зарубежных стран, 5 вице-премьеров, 15 министров и 58 глав субъектов РФ есть внушительная делегация из Татарстана. Вчера и сегодня республиканский VIP-десант начал высадку на сочинском побережье. Так, накануне мэр Армавира Андрей Харченко пригласил делегацию Татарстана на ужин, на котором глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов за банкетным столом фотографировался со своим федеральным коллегой Николаем Никифоровым, а первый замкомандующего войсками Северо-кавказского регионального командования ВВ МВД РФ Игорь Груднов (он сам родом из Чистополя) сидел рядом с главой «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым.
Сегодня первый по-настоящему рабочий день, и президент Татарстана Рустам Минниханов уже принял участие в традиционном деловом завтраке Сбербанка на международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», где вместе с Германом Грефом обсудили проблемы мегаполисов.
«Татарстан – этот нон-стоп мегапроект. У них все время большие проекты, и каждый из этих проектов означает новое качество жизни для людей», – заявил на завтраке первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. По его словам, мегапроекты – это проекты, способные принести новое качество жизни, такие, которые реализуются в Татарстане.
Одним из таких проектов стала Универсиада в Казани. «И здесь было очень ответственное отношение подрядчиков, лично президента Татарстана Рустама Минниханова. Поэтому удорожание произошло лишь по одному объекту – футбольному стадиону – и то лишь потому, что строительство шло буквально «с колес», – отметил Шувалов.
Минниханов поправил: удорожание стадиона произошло лишь по причине того, что проект был скорректирован для соответствия требованиям FIFA.
«Я был министром финансов республики в конце 90-х годов, это было сложное время, и в это время мэр Казани уговорил нашего первого президента Минтимера Шаймиева построить метро. Для меня это казалось утопией, я был против, но в результате, если бы это решение не было принято, я не знаю, что бы мы делали», – заявил Минниханов, рассказав о важности реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань. По его словам, все инвесторы в республике положительно отреагировали на решение о строительстве ВСМ, увидев новые возможности для себя.
«И, конечно, должен быть человек, который отвечает за проект», – заявил Минниханов.
«У Татарстана уникальный опыт управления мегапроектами, и менеджерский потенциал республики следует использовать во всех других мегапроектах», – прокомментировал Греф, комплиментарно, как известно, настроенный к нашей республике и лично к РНМ.
ДЕНЬГИ ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВСМ МОСКВА – КАЗАНЬ В ФОНД БЛАГОСОСТОЯНИЯ МОГУТ НЕ ВЕРНУТЬСЯ
Но не все, что касается Казани и ВСМ, воспринмается на ура-ура. Так, по мнению либерального главы минэкономразвития Алексея Улюкаева, проект строительства ВСМ от Москвы до Казани очень рискованный, особенно, если неточно спрогнозировать оценку количества пассажиров.
«Проект строительства железной дороги Москва – Казань более рисковый в том смысле, что исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне, например, неочевидны», – сказал он.
В то же время, по его словам, этот проект следует оценивать не только с точки зрения экономической и бюджетной эффективности, но и социальной.
«Мы должны рассматривать этот проект как часть проекта в целом по преобразованию жизни в стране. Это проект, который меняет мобильность нации, создает огромный заказ разным отраслям индустрии, и с этой точки зрения он также должен быть оценен», – оговорился Улюкаев, видимо, вспомнив, что проект поддерживается лично ВВП.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подтвердил, что проекты рискованные. Более того, деньги в фонд национального благосостояния могут не вернуться.
«Любой из этих проектов – это серьезный риск, деньги могут не вернуться, особенно в бюджет, особенно в фонд национального благосостояния. Но для страны в целом, с моей точки зрения, в 15 - 20-летней перспективе это проекты, которые принесут отдачу», – заявил он, но пояснил, что реализация данных проектов России необходима.
«Это проекты, которые свяжут страну сильнее, чем региональные проекты, чем проекты другого масштаба, – сказал вице-премьер. – Но есть личная персональная ответственность за каждое из этих решений. Если при оценке, при строительстве будут допущены серьезные ошибки, если будет перерасход средств, то люди будут требовать крови, и головы полетят: моя голова полетит, голова министра транспорта», – сказал Дворкович.
Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, заявил, что он поддерживает крупные инфраструктурные проекты, но только хорошо просчитанные и с персональной ответственностью при реализации.
«Проект Москва – Казань еще не начал реализовываться, а уже подорожал на 140 миллиардов рублей, а в процессе реализации, думаю, еще подорожает», – заявил он.
В ПРЕДДВЕРИИ ФОРУМА: ОТ ПОТОПА НЕТ И СЛЕДА И СТРАННОСТИ ГЕОГРАФИИ
Что касается самого форума, то он живет своей особой немного хаотичной жизнью со вчерашнего дня. Накануне официальная церемония открытия форума состоялась в конгресс-центре отеля Radisson Bluе. Как передает корреспондент «БИЗНЕС Online», гости уже заранее собрались у входа, однако внутрь удалось попасть лишь за 10 минут до официального открытия. Пришедших встречали волонтеры, только удивительно, но никто не мог точно указать, где же гардероб: от входа отправляли вглубь коридора, а оттуда, в свою очередь, снова посылали на вход. Но это мелочи. Импозантные мужчины в костюмах, дамы в вечерних платьях, снующие представители прессы – такая публика собралась на прием. Надо отметить, что организация мероприятия не подкачала: на столах было много разнообразных закусок, канапе, сладостей, напитков. Пришедших развлекал оркестр, наигрывая известные мелодии.
С приветственным словом перед гостями выступили вице-премьер Дмитрий Козак и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Они бодро вскочили на сцену, выйдя не из-за кулис, а прямо и зала. «Впервые международный сочинский форум, который стал доброй традицией, не только для Сочи, не только для Краснодарского края, для всей нашей страны, пройдет здесь, в самом центре Олимпиады, в Олимпийском парке, где ровно через 133 дня пройдет первая в истории новейшей России и 22-я по счету зимняя Олимпиада. В этом году по количеству участников форум побил все рекорды», – заявил Козак.
Ткачев, в свою очередь, подчеркнул, что все готовились и старались 24 часа в сутки, чтобы создать комфортные условия для участников такого масштабного мероприятия, не помешала даже ненастная погода. «Вы побываете в Олимпийском парке и увидите, что мы действительно в полушаге от Олимпиады. Когда-то мы даже мечтать не могли об Играх. Этот масштабный, грандиозный проект повлиял на имидж Кубани и всей страны, открыл новые возможности и изменил жизнь всего региона», – сказал Ткачев.
Затем гостей развлекал оркестр, джазовые музыканты из США, прекрасное трио из Австралии, местные исполнители и коллективы. К 22 часам постепенно все начали расходиться, а еще через полчаса в зале оставались лишь небольшие группы, да и те начинали собираться.
Что касается погоды, то она порадовала, хотя еще недавно все СМИ трубили чуть ли не о возможном срыве форума из-за ливневых дождей и ураганного ветра, обрушившихся на Сочи. По сети распространялись фотографии затопленных улиц Адлера, упавших деревьев... Однако со вчерашнего дня в городе светит солнце, а местные жители рассказывают, что вода в море +23 градуса. Наверное, коммунальные службы быстро справились с последствиями непогоды, поэтому прибывшие вчера и сегодня участники и гости форума, скорее всего, не заметили последствий урагана. Зато все заметили пробки, они в Адлере везде: не спасают даже новые развязки, а те, что только на стадии строительства, видимо, только усложняют жизнь автомобилистов, туристов и местных жителей.
- Как долго я буду добираться до отеля? – первый вопрос, который задала еще в аэропорту волонтеру корреспондент «БИЗНЕС Online».
- Тут все рядом, поэтому минут за 10 - 15, если нет пробок... – ответил волонтер Илья.
И это показательно, потому что примерно так же заканчиваются все разговоры о времени и расстоянии. Рассчитывать на то, что быстро можно оказаться в нужном месте, а тем более спланировать что-либо не приходится. Поэтому не только москвичи знают, что такое утренние пробки. Зато тут, на юге, у водителей не только темперамент горячий, но есть наглость и напор, которые и позволяют им даже среди потока машин ехать.
- Если у тебя есть тут связи, хотя бы кто-то, то и с полицией проблем не будет, – вскользь заметила коллега из другого региона. Но, видимо, тут у всех отношения с полицией какие-то особые.
- Можете не пристегиваться! – весело посоветовал корреспонденту «БИЗНЕС Online» водитель автобуса, который развозит участников форума. – Армяне не пристегиваются.
- Хм... Я, пожалуй, все же пристегнусь... – опешила корреспондент и поспешно натянула ремень безопасности.
- Ну вот... одна пристегнулась, и сейчас нас остановят и спросят, почему мы это делаем. А так бы спокойно ехали! – пошутил водитель.
Однако с организацией размещения участников и прессы, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», возникли определенные проблемы. Встречавшие гостей волонтеры не могли точно сказать, когда будет автобус и куда он вообще направляется. Да и сами водители попросту ехали по маршруту и высаживали пассажиров на остановках. Один из них признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в Адлере он совсем ничего не знает, в обычные дни работает водителем междугороднего автобуса, а на форум его привлекли разводить участников. Никто не мог подсказать, где тот или иной отель или улица.
- Вот ваша остановка, – сказал водитель и пригласил к выходу.
- А где мой отель? – с волнением спросила корреспондент.
- Где-то тут, поищите... – уже перед носом закрывал дверь мужчина, который еще пять минут назад шутил в дороге.
Самое печальное, что это был курортный городок, а отели и гостиницы шли друг за другом, а случайные прохожие оказывались отдыхающими. И все бы ничего, если бы поиск отеля не занял целый час, хотя находился в 10 минутах ходьбы сначала вдоль оживленной сочинской трассы (кстати, тротуары не предусмотрены), а потом еще по дороге, идущей в гору, где, как выяснилось уже темной сочинской ночью, нет даже ни одного фонаря.
ЗА КЕМ СЛЕДИТЬ НА ФОРУМЕ В СОЧИ
Но официальной делегации РТ такие проблемы не страшны. Вообще, судя по программе, они весьма активно намерены принять участие в форуме.
Так, сегодня президент РТ Рустам Минниханов выступит на панельной дискуссии «Сырьевые регионы: стратегия для следующих поколений», которая начнется сразу же после выступления Медведева. Модератор Валерий Фадеев – главный редактор журнала «Эксперт» (и, кстати, гость антикризисного клуба «БИЗНЕС Online») – предлагает обсудить, какой стратегический опыт полезен для сырьевых регионов России. Вместе с Миннихановым на этот вопрос попробуют ответить Александр Новак – министр энергетики Российской Федерации, Вагит Алекперов – президент, председатель правления ОАО «ЛУКОЙЛ», Наталья Комарова – губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Алексей Миллер – председатель правления ОАО «Газпром», Александр Хорошавин – губернатор Сахалинской области. Там же заявлено участие Шафагата Тахаутдинова – генерального директора ОАО «Татнефть» имени Шашина.
А вот Тимур Шагивалеев – генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» – выступит на своей тематической панельной дискуссии «Особые экономические зоны: опыт побед и опыт провалов». В России особые экономические зоны стартовали дважды, в начале 1990-х годов и в середине 2000-х, и оба раза результаты оказывались скромнее, чем ожидалось. Задача участников дискуссии: обсудить проблемы, сдерживающие развитие ОЭЗ в России, осмыслить удачи и неудачи, собственный опыт и опыт других стран. Успехи «Алабуги» в этом свете будут более интересны… Компанию Шагивалееву составят Владимир Потемкин – заместитель губернатора Калужской области, Андрей Соколов – директор департамента особых экономических зон и проектов регионального развития министерства экономического развития Российской Федерации, Сергей Верещагин – генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» и другие.
Глава минтруда Татарстана Айрат Шафигуллин опять же как выступающий заявлен на панельной дискуссии «Политика социального развития для людей с ограниченными возможностями». Вместе с ним выступят министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин, заместитель председателя правительства Тверской области Светлана Вержбицкая…
Интересной представляется полемика на тему «Комплексное развитие территорий – стратегия развития регионов». Правда, в качестве выступающих наши не заявлены, но Ирек Файзуллин – глава минстроя РТ – планирует принять участие в дискуссии. Вместе с Дмитрием Козаком – заместителем председателя правительства РФ, Игорем Слюняевым – министром регионального развития РФ, Александром Браверманом – гендиректором Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства…
Павел Сигал – первый вице-президент «ОПОРЫ России» и Линар Якупов – руководитель АИР РТ вместе с Евгением Куйвашевым – губернатором Свердловской области, Андреем Никитиным – генеральным директором АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» обсудят «Федеральные и региональные институты развития: есть ли эффект для регионов?»
Будут встречи продолжаться и завтра, но о них в следующий раз.
Елена Колебакина, Владимир Казанцев, Казань - Сочи
Справка XII Международный инвестиционный форум «Сочи - 2013» проводится в Олимпийском парке Сочи с 26 по 29 сентября. Это современная площадка для конструктивного диалога бизнеса и власти, необходимая для успешной реализации серьезных инвестпроектов на территории России. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.