В 2012 году ОАО «Нэфис» дало торжественное обещание, что ликвидирует неприятный запах с производства течение трех лет. В итоге свое обещание компания выполнила досрочно |
«В РОССИИ БЫЛО 30 ЗАВОДОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТИРАЛЬНОГО ПОРОШКА, ОСТАЛОСЬ ТРИ»
Специфический «мыльный» аромат «Нэфиса» знаком, пожалуй, каждому казанцу. Как призрак, он время от времени бродил по Старо-Татарской слободе и всему центру Казани ни много ни мало – полтора столетия. В этом году этот «гений места», наконец, обрел покой – окончательно и бесповоротно.
Решить застарелую проблему любой ценой «Нэфис» негромко, но отчетливо обещал еще в прошлом году, заключив об этом соглашение с минэкологии РТ. И вот вчера на полуторжественный отчет о проделанной работе приехал и.о министра экологии Рустем Камалов и самое главное – мэр Казани Ильсур Метшин.
Воздух перед штаб-квартирой ГК «Нэфис», пожалуй, никогда не был так чист и свеж, как в этот день. Шикарный вестибюль, куда вошли высокие гости, обилием зелени напоминал джунгли, и где-то даже журчал ручеек. Прямо здесь расположилась небольшая выставка достижений компании.
Показывая динамику продаж, гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин буднично доложил мэру:
- В 1998 году в России было 30 заводов по производству стирального порошка. Сегодня осталось три. Ну ладно – четыре, у «Невской косметики» есть небольшой объем. А так – мы, «Хенкель» и «Проктер». Мыловаренных производств было 15, осталось четыре. Ну и так далее. Мы остались единственным отечественным производителем, – вздохнул Хайбуллин, давая понять, что выживание далось не просто.
Ирек Богуславский: «С городом мы продумаем новые какие-то планы, чтобы радовать горожан» |
Далее мэру показали только что выпущенный первый в России порошок-концентрат AOS, которого нужно в 3 раза меньше, чем при обычной стирке. У стенда с майонезом Mr.Ricco ему продемонстрировали, как он лихо выдавливается из пластиковой баночки на лист бумаги – и при этом благодаря запатентованному дозатору остатки всасываются обратно. Снаружи – ни следа. Мэр смотрел на шоу крайне доброжелательно:
- Все это я вижу и у себя дома, в холодильнике. Про стирку врать не буду – давно не заглядывал. А вот кетчуп и майонез стоит ваш. За то, что вы производите, моя семья голосует желудком. Говорю это не для рекламы, это правда, – улыбнулся градоначальник.
- Этим вы вкладываетесь в развитие казанской промышленности, – растаяли руководители «Нэфиса» и повели мэра к лифту.
За прошедшие полтора десятилетия на «Нэфис» было заменено более 90% оборудования и инфраструктуры, объемы производства выросли до 20 млрд. рублей |
«ДЕЛЕГАЦИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ЖЕНЩИН ВО ГЛАВЕ С БАЛТУСОВОЙ БЫЛА ВПЕЧАТЛЕНА»
Открывая встречу, Хайбуллин заметно волновался:
- Сегодня важное событие для нашего предприятия. Я могу официально заявить, что «Нэфис» полностью избавился от неприятного запаха, по которому было очень много претензий к нашей компании, – торжественно начал он.
Для начала гендиректор напомнил, что история компании началась в 1855 году, когда братья Крестовниковы основали здесь мыловаренный и свечной завод, надолго ставший основой жизни в Старо-Татарской слободе. Здесь производилось до половины всех свечей Российской империи.
Колоритная деталь – так как производство в то время работало на животных жирах, довольно быстро местного сырья стало не хватать. Говяжий жир – прямо как сейчас мясные полуфабрикаты – везли из Южной Америки и Австралии. Правда, без всякой заморозки. Баржи, груженные специфически пахнущим сырьем, приплывали по Волге через полноводный в те дни Булак и разгружались на Кабане, недалеко от предприятия.
Дмитрий Хайбуллин: «Мы отказались от высокорентабельных и значимых для нашей компании производств. Мы пошли на это, чтобы отдать долги, которые были у нашего предприятия перед жителями. И, как результат, с нового года ни одной жалобы не поступало» |
В советскую эпоху именно здесь был выпущен первый советский стиральный порошок «Новость», который быстро приобрел известность по всей стране. Делали его опять же из китового жира, который доставлялся с Дальнего Востока.
На фоне слайда с портретами отцов-основателей завода Хайбуллин с гордостью рассказывал об истории предприятия. Затем на экране появились унылые фото разрухи 15-летней давности – когда в «Нэфис» только-только пришла новая команда управленцев.
- Это было практически разрушенное предприятие. 11 месяцев не выплачивалась заработная плата, половина производства стояла абсолютно, половина что-то производила на полностью устаревшем оборудовании, – вспоминал Хайбуллин.
Сравнение с красочными современными фото говорило само за себя. За прошедшие полтора десятилетия, по словам гендиректора компании, было заменено более 90% оборудования и инфраструктуры, объемы производства выросли до 20 млрд. рублей. А количество персонала – до 4,3 тыс. человек. Инвестиции превысили $1 млрд. – причем номинальных, без учета инфляции. Директор напомнил, что одних только налогов в прошлом году группа выплатила 1,5 млрд. рублей, причем в бюджет РТ – 650 миллионов.
- Мы построили новые цеха, но и исторические корпуса мы тоже восстановили, отреставрировали. И когда к нам пришла делегация наших знаменитых женщин во главе с Олесей Балтусовой, они были впечатлены. Все-таки действующие цеха располагаются в 150-летних зданиях, – вытащил козырь Хайбуллин.
«МЫ ПОШЛИ НА ЭТО, ЧТОБЫ ОТДАТЬ ДОЛГИ ПЕРЕД КАЗАНЦАМИ»
Завершив экскурс в историю, Хайбуллин перешел к экологии, ради которой все в этот день и собрались. Сначала гендиректор опроверг все домыслы о том, что «Нэфис» – «вредитель» для окружающей среды.
В подкрепление своих слов он привел результаты многочисленных проверок (а компанию только по экологическим параметрам за два года проверяли 12 раз), которые так и не нашли серьезных нарушений природоохранного законодательства. В рейтинге предприятий Казани, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, «Нэфис», по данным ЦТУ минэкологии РТ, занимает лишь 23-ю строчку. Фактический объем выбросов в 5 раз ниже нормы. Отсутствие каких-либо превышений фиксирует и система мониторинга атмосферного воздуха, что установлена минэкологии непосредственно вблизи предприятия. Но вот запах…
- Запах присутствовал, он был, производил дискомфорт, люди жаловались, – признал очевидное гендиректор компании и тут же заверил, что никакого вреда окружающим он не приносил. – Мы всегда утверждали и повторяем, что этот запах не производил никакого вреда. Он выделялся при нагревании жирового сырья».
Тем не менее в 2012 году компания дала торжественное обещание, что ликвидирует этот источник головной боли горожан в течение трех лет. В итоге же свое обещание компания выполнила досрочно – сказался фактор Универсиады.
Вместе с минэкологии «Нэфис» разработал план экологических мероприятий, на которые не пожалел 350 млн. рублей. В рамках мероприятий была запущена коренная реконструкция производства мыла с переходом на новую экологически чистую и безотходную технологию, модернизирована и расширена система газоочистного оборудования, включающая в себя 59 озонаторов, скрубберов, рукавных и электростатических фильтров.
Но самое главное – компания приняла беспрецедентное решение: полностью закрыть производство олеиновой кислоты марки «В» и хозяйственного мыла. Это позволило исключить из технологической цепочки сильно пахнущие вещества – соапсток и гидрофуз, которые как раз и были главными источниками «ароматов».
- Мы отказались от высокорентабельных и значимых для нашей компании производств и теперь недополучаем выручки в год 1,2 миллиарда рублей. Это как если бы мы закрыли завод имени Кирова, – с некоторой горечью констатировал Хайбуллин. – Мы пошли на это, чтобы отдать долги, которые были у нашего предприятия перед жителями. И, как результат, с нового года ни одной жалобы не поступало. И это самое главное – спокойствие казанцев и комфорт проживания в городе», – на оптимистичной ноте завершил свою речь генеральный директор компании.
«НА ТАКИХ КОЛЛЕКТИВАХ, КАК ВАШ, ЖИЗНЬ НАША ДЕРЖИТСЯ»
Метшин принял эстафету от Хайбуллина, также признавшись, что проблема с «ароматами» с завода ему знакома не понаслышке и что жалобы от жителей доходили не только до градоначальника, но и до президента. Мэр долго хвалил компанию за то, что она нашла в себе силы и средства решить эту проблему, что она показала себя социально ответственной компанией и примером для других представителей бизнеса.
Он отметил, что предприятие всегда было крайне значимо для экономики города: «На таких коллективах, как ваш, жизнь наша держится». Отреагировав на сведения о том, что средняя зарплата в компании «Нэфис» – 29 тыс. рублей, Метшин вспомнил, что когда-то патриарх татарстанской нефтехимии Николай Лемаев предрекал отрасли зарплату в $1 тыс. долларов, и ему никто не верил.
- Мы 150 долларов тогда с задержкой в полгода платили. Но, к счастью, нашлись такие люди, как вы, которые, видимо, записали эти пророчества и сумели воплотить в жизнь, – отдал должное принимающей стороне градоначальник.
- Во главе с Иреком Борисовичем… – заикнулся он, осекшись, посмотрев на активно запротестовавшего депутата Госдумы и главного совладельца «Нэфис» Ирека Богуславского. – Но ты же недавно депутатом стал – всего лишь второй срок…
И.о. министра экологии РТ Рустем Камалов подтвердил, что согласно данным мониторинга и лабораторной базы, превышений допустимых значений ни по одному веществу у «Нэфис» нет |
Завершая речь, градоначальник поблагодарил весь коллектив предприятия за результат, «истинную цену которого только вы знаете»:
- Я очень рад, что к Универсиаде вы сделали такой подарок казанцам… То, что руководство компании впервые за 158 лет может заявить казанцам, что отныне и навсегда неприятного запаха нет, – это очень радует, – резюмировал он.
Его поддержал и Камалов, еще раз подтвердив, что превышений по выбросам у «Нэфиса» нет. Замминистра, пользуясь присутствием журналистов, бросил намек в адрес тех компаний, которые «не хотят и не могут менять технологии». Им, по версии Камалова, придется покинуть Казань, как части асфальтобетонных заводов.
ПЕРВОЕ МЕСТО ПО ЗАЩИТЕ ЭКОЛОГИИ
В заключение слово взял неосторожно упомянутый мэром депутат Госдумы РФ Богуславский, который озвучил инициативу, превращающую «Нэфис» в активного борца за чистоту воздуха:
- Так как мы горожане, мы, конечно, не можем остаться вне такой шикарной инициативы, как «Зеленый рекорд». Я и свои личные деньги ради него отдам. Минимум в этом году мы посадим тысячу деревьев. А потом с городом мы продумаем новые какие-то планы, чтобы радовать горожан. «Нэфис» и я лично не будем оставаться в стороне, будем предлагать новые креативные вещи. Но эту интригу мы пока сохраним. Там и поручение президента было, так что, думаю, недолго ждать, – загадочно подмигнул о чем-то мэру депутат.
- Будет повод собраться еще раз, – поймал сигнал градоначальник.
После этого состоялось торжественное подписание соглашения о присоединении группы «Нэфис» к «Зеленому рекорду». Первую массовую посадку деревьев предприятие обещало провести уже в эту субботу.
- Важно, что предприятия и организации все с большим желанием вливаются в этот проект. 23-е место занимает «Нэфис» по количеству выбросов в атмосферу, но сегодня они выходят на 1-е место по защите экологии, – подвел черту градоначальник, призвав и другие крупные предприятия не оставаться в стороне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 130
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.