IMG_1104.jpg
В 2012 году ОАО «Нэфис» дало торжественное обещание, что ликвидирует неприятный запах с производства течение трех лет. В итоге свое обещание компания выполнила досрочно 

«В РОССИИ БЫЛО 30 ЗАВОДОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТИРАЛЬНОГО ПОРОШКА, ОСТАЛОСЬ ТРИ»

Специфический «мыльный» аромат «Нэфиса» знаком, пожалуй, каждому казанцу. Как призрак, он время от времени бродил по  Старо-Татарской слободе и всему центру Казани ни много ни мало – полтора столетия. В этом году этот «гений места», наконец, обрел покой – окончательно и бесповоротно.

Решить застарелую проблему любой ценой «Нэфис» негромко, но отчетливо обещал еще в прошлом году, заключив об этом соглашение с минэкологии РТ. И вот вчера на полуторжественный отчет о проделанной работе приехал и.о министра экологии Рустем Камалов и самое главное – мэр Казани Ильсур Метшин.

Воздух перед штаб-квартирой ГК «Нэфис», пожалуй, никогда не был так чист и свеж, как в этот день. Шикарный вестибюль, куда вошли высокие гости, обилием зелени напоминал джунгли, и где-то даже журчал ручеек. Прямо здесь расположилась небольшая выставка достижений компании.

Показывая динамику продаж, гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин буднично доложил мэру:

- В 1998 году в России было 30 заводов по производству стирального порошка. Сегодня осталось три. Ну ладно – четыре, у «Невской косметики» есть небольшой объем. А так – мы, «Хенкель» и «Проктер». Мыловаренных производств было 15, осталось четыре. Ну и так далее. Мы остались единственным отечественным производителем, – вздохнул Хайбуллин, давая понять, что выживание далось не просто.

IMG_1183.jpg
Ирек Богуславский: «С городом мы продумаем новые какие-то планы, чтобы радовать горожан»

Далее мэру показали только что выпущенный первый в России порошок-концентрат AOS, которого нужно в 3 раза меньше, чем при обычной стирке. У стенда с майонезом Mr.Ricco ему продемонстрировали, как он лихо выдавливается из пластиковой баночки на лист бумаги – и при этом благодаря запатентованному дозатору остатки всасываются обратно. Снаружи – ни следа. Мэр смотрел на шоу крайне доброжелательно:

- Все это я вижу и у себя дома, в холодильнике. Про стирку врать не буду – давно не заглядывал. А вот кетчуп и майонез стоит ваш. За то, что вы производите, моя семья голосует желудком. Говорю это не для рекламы, это правда, – улыбнулся градоначальник.

- Этим вы вкладываетесь в развитие казанской промышленности, – растаяли руководители  «Нэфиса» и повели мэра к лифту.

IMG_1148.jpg
За прошедшие полтора десятилетия на «Нэфис» было заменено более 90% оборудования и инфраструктуры, объемы производства выросли до 20 млрд. рублей

«ДЕЛЕГАЦИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ЖЕНЩИН ВО ГЛАВЕ С БАЛТУСОВОЙ БЫЛА ВПЕЧАТЛЕНА»

Открывая встречу, Хайбуллин заметно волновался:

- Сегодня важное событие для нашего предприятия. Я могу официально заявить, что «Нэфис» полностью избавился от неприятного запаха, по которому было очень много претензий к нашей компании, – торжественно начал он.

Для начала гендиректор напомнил, что история компании началась в 1855 году, когда братья Крестовниковы основали здесь мыловаренный и свечной завод, надолго ставший основой жизни в Старо-Татарской слободе. Здесь производилось до половины всех свечей Российской империи.

Колоритная деталь – так как производство в то время работало на животных жирах, довольно быстро местного сырья стало не хватать. Говяжий жир – прямо как сейчас мясные полуфабрикаты – везли из Южной Америки и Австралии. Правда, без всякой заморозки. Баржи, груженные специфически пахнущим сырьем, приплывали по Волге через полноводный в те дни Булак и разгружались на Кабане, недалеко от предприятия.

IMG_1159.jpg
Дмитрий Хайбуллин: «Мы отказались от высокорентабельных и значимых для нашей компании производств. Мы пошли на это, чтобы отдать долги, которые были у нашего предприятия перед жителями. И, как результат, с нового года ни одной жалобы не поступало»

В советскую эпоху именно здесь был выпущен первый советский стиральный порошок «Новость», который быстро приобрел известность по всей стране. Делали его опять же из китового жира, который доставлялся с Дальнего Востока.

На фоне слайда с портретами отцов-основателей завода Хайбуллин с гордостью рассказывал об истории предприятия. Затем на экране появились унылые фото разрухи 15-летней давности – когда в  «Нэфис» только-только пришла новая команда управленцев.

- Это было практически разрушенное предприятие. 11 месяцев не выплачивалась заработная плата, половина производства стояла абсолютно, половина что-то производила на полностью устаревшем оборудовании, – вспоминал Хайбуллин.

IMG_1099.jpg
 

Сравнение с красочными современными фото говорило само за себя. За прошедшие полтора десятилетия, по словам гендиректора компании, было заменено более 90% оборудования и инфраструктуры, объемы производства выросли до 20 млрд. рублей. А количество персонала – до 4,3 тыс. человек. Инвестиции превысили $1 млрд. – причем номинальных, без учета инфляции. Директор напомнил, что одних только налогов в прошлом году группа выплатила 1,5 млрд. рублей, причем в бюджет РТ – 650 миллионов. 

- Мы построили новые цеха, но и исторические корпуса мы тоже восстановили, отреставрировали. И когда к нам пришла делегация наших знаменитых женщин во главе с Олесей Балтусовой, они были впечатлены. Все-таки действующие цеха располагаются в 150-летних зданиях, – вытащил козырь Хайбуллин.  

«МЫ ПОШЛИ НА ЭТО, ЧТОБЫ ОТДАТЬ ДОЛГИ ПЕРЕД КАЗАНЦАМИ»

Завершив экскурс в историю, Хайбуллин перешел к экологии, ради которой все в этот день и собрались. Сначала гендиректор опроверг все домыслы о том, что «Нэфис» – «вредитель» для окружающей среды.

В подкрепление своих слов он привел результаты многочисленных проверок (а компанию только по экологическим параметрам за два года проверяли 12 раз), которые так и не нашли серьезных нарушений природоохранного законодательства. В рейтинге предприятий Казани, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, «Нэфис», по данным ЦТУ минэкологии РТ, занимает лишь 23-ю строчку. Фактический объем выбросов в 5 раз ниже нормы. Отсутствие каких-либо превышений фиксирует и система мониторинга атмосферного воздуха, что установлена минэкологии непосредственно вблизи предприятия. Но вот запах…

  

- Запах присутствовал, он был, производил дискомфорт, люди жаловались, – признал очевидное гендиректор компании и тут же заверил, что никакого вреда окружающим он не приносил. – Мы всегда утверждали и повторяем, что этот запах не производил никакого вреда. Он выделялся при нагревании жирового сырья».

Тем не менее в 2012 году компания дала торжественное обещание, что ликвидирует этот источник головной боли горожан в течение трех лет. В итоге же свое обещание компания выполнила досрочно – сказался фактор Универсиады.  

Вместе с минэкологии «Нэфис» разработал план экологических мероприятий, на которые не пожалел 350 млн. рублей. В рамках мероприятий была запущена коренная реконструкция производства мыла с переходом на новую экологически чистую и безотходную технологию, модернизирована и расширена система газоочистного оборудования, включающая в себя 59 озонаторов, скрубберов, рукавных и электростатических фильтров.  

Но самое главное – компания приняла беспрецедентное решение: полностью закрыть производство олеиновой кислоты марки «В» и хозяйственного мыла. Это позволило исключить из технологической цепочки сильно пахнущие вещества – соапсток и гидрофуз, которые как раз и были главными источниками «ароматов».

- Мы отказались от высокорентабельных и значимых для нашей компании производств и теперь недополучаем выручки в год 1,2 миллиарда рублей. Это как если бы мы закрыли завод имени Кирова, –  с некоторой горечью констатировал Хайбуллин. – Мы пошли на это, чтобы отдать долги, которые были у нашего предприятия перед жителями. И, как результат, с нового года ни одной жалобы не поступало. И это самое главное – спокойствие казанцев и комфорт проживания в городе», – на оптимистичной ноте завершил свою речь генеральный директор компании.

«НА ТАКИХ КОЛЛЕКТИВАХ, КАК ВАШ, ЖИЗНЬ НАША ДЕРЖИТСЯ»

Метшин принял эстафету от Хайбуллина, также признавшись, что проблема с «ароматами» с завода ему знакома не понаслышке и что жалобы от жителей доходили не только до градоначальника, но и до президента. Мэр долго хвалил компанию за то, что она нашла в себе силы и средства решить эту проблему, что она показала себя социально ответственной компанией и примером для других представителей бизнеса.

Он отметил, что предприятие всегда было крайне значимо для экономики города: «На таких коллективах, как ваш, жизнь наша держится». Отреагировав на сведения о том, что средняя зарплата в компании «Нэфис» – 29 тыс. рублей, Метшин вспомнил, что когда-то патриарх татарстанской нефтехимии Николай Лемаев предрекал отрасли зарплату в $1 тыс. долларов, и ему никто не верил.

- Мы 150 долларов тогда с задержкой в полгода платили. Но, к счастью, нашлись такие люди, как вы, которые, видимо, записали эти пророчества и сумели воплотить в жизнь, – отдал должное принимающей стороне градоначальник.  

- Во главе с Иреком Борисовичем… – заикнулся он, осекшись, посмотрев на активно запротестовавшего депутата Госдумы и главного совладельца «Нэфис» Ирека Богуславского. – Но ты же недавно депутатом стал – всего лишь второй срок…

IMG_1165.jpg
И.о. министра экологии РТ Рустем Камалов подтвердил, что согласно данным мониторинга и лабораторной базы, превышений допустимых значений ни по одному веществу у «Нэфис» нет

Завершая речь, градоначальник поблагодарил весь коллектив предприятия за результат, «истинную цену которого только вы знаете»:

- Я очень рад, что к Универсиаде вы сделали такой подарок казанцам… То, что руководство компании впервые за 158 лет может заявить казанцам, что отныне и навсегда неприятного запаха нет, – это очень радует, – резюмировал он.

Его поддержал и Камалов, еще раз подтвердив, что превышений по выбросам у «Нэфиса» нет. Замминистра, пользуясь присутствием журналистов, бросил намек в адрес тех компаний, которые «не хотят и не могут менять технологии». Им, по версии Камалова, придется покинуть Казань, как части асфальтобетонных заводов.  

ПЕРВОЕ МЕСТО ПО ЗАЩИТЕ ЭКОЛОГИИ

В заключение слово взял неосторожно упомянутый мэром депутат Госдумы РФ Богуславский, который озвучил инициативу, превращающую «Нэфис» в активного борца за чистоту воздуха:

- Так как мы горожане, мы, конечно, не можем остаться вне такой шикарной инициативы, как «Зеленый рекорд». Я и свои личные деньги ради него отдам. Минимум в этом году мы посадим тысячу деревьев. А потом с городом мы продумаем новые какие-то планы, чтобы радовать горожан. «Нэфис» и я лично не будем оставаться в стороне, будем предлагать новые креативные вещи. Но эту интригу мы пока сохраним. Там и поручение президента было, так что, думаю, недолго ждать, – загадочно подмигнул о чем-то мэру депутат.

IMG_1197.jpg
 

- Будет повод собраться еще раз, – поймал сигнал градоначальник.

После этого состоялось торжественное подписание соглашения о присоединении группы «Нэфис» к «Зеленому рекорду». Первую массовую посадку деревьев предприятие обещало провести уже в эту субботу.

- Важно, что предприятия и организации все с большим желанием вливаются в этот проект. 23-е место занимает «Нэфис» по количеству выбросов в атмосферу, но сегодня они выходят на 1-е место по защите экологии, – подвел черту градоначальник, призвав и другие крупные предприятия не оставаться в стороне.