image-(2).jpg
 

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ ВЫШЕЛ ИЗ ВОЗРАСТА «ПРЫЩАВОГО АУТИЧНОГО ПОДРОСТКА»

В московском Экспоцентре вчера стартовала ежегодная «Неделя российского интернета» (RIW-2013). Это мероприятие традиционно называют едва ли не главным событием года в интернет-индустрии. Об этом в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» упомянул сенатор Руслан Гаттаров, выступавший на одной из панельных дискуссий. «Мне кажется, это крупнейшая площадка в России, главнейшее событие года, как любят говорить интернетчики», – сказал он. К слову, RIW привлекает не только специалистов в интернет-сфере, но также и представителей власти. Впрочем, Гаттаров заметил, что любит подобные RIW события, так как этой темой вплотную занимается. «Я никогда не чураюсь и считаю замечательным, когда бизнес приходит к нам в Совет Федерации и когда мы ходим на мероприятия бизнеса, и это дает нам возможность лучше услышать друг друга, лучше понимать друг друга, сближает позиции. Мне кажется, что по некоторым направлениям мы абсолютно солидарны. Я пришел сюда, потому что это важное событие в интернет-сфере, и я этим вопросом занимаюсь, я не мог сюда не прийти. Я считаю, что представители власти должны присутствовать на таких дискуссиях, разговаривать», – добавил он.

В этом году министр связи Николай Никифоров не присутствовал на форуме, его ведомство представлял замминистра Алексей Волин. Сам он, выступая на RIW, отметил, что аудитория интернета меняется. Если раньше дело было за «молодыми и энергичными», то сейчас интернет ушел в массы и стал доступен не только молодежи, но и жителям сел. «Аудитория интернета, таким образом, становится более консервативной. Консервативный запрос аудитории интернета в том числе оказывает воздействие на то, что происходит в самой индустрии», – сказал Волин. При этом он добавил, что возросший спрос на регулирование сети как раз и связан в приходом в интернет людей более старшего возраста, и, соответственно, более консервативных.

image1.jpg
 

Какова же сейчас интернет-аудитория в России? Так, только осенью этого года ежемесячная аудитория в России составила 66,1 млн. человек в возрасте старше 18 лет, что соответствует 57% населения страны. Об этом заявила в ходе своего выступления на RIW руководитель проекта «ФОМ-Рунет» фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Светлана Борисова. При этом, по ее словам, среднесуточная аудитория уже приравнивается к 45% населения страны. Любопытная особенность: 76% ежемесячной аудитории составляют жители населенных пунктов с численностью менее 1 млн. человек. «За счет таких населенных пунктов происходит в настоящее время основной прирост интернет-аудитории», – пояснила Борисова.

В ФОМ прогнозируют, что при выполнении минкомсвязи обещаний по развитию широкополосного доступа и удержания низких цен уровень проникновения интернета к 2018 году в селах вырастет с нынешних 45% до 68,9%, в малых городах – с 58% до 79,9%, а в крупных городах и вовсе с 68,9% до 82,9%. А вот о нашумевшем антипиратском законе слышали 80%, при этом 34% одобряют его, но всего 25% готовы отдать за контент реальные деньги.

И все-таки, по мнению экспертов, выступавших на RIW, российский интернет вышел из возраста «прыщавого аутичного подростка» и готов к интеграции с реальной экономикой страны. «Шансов у вас как у отрасли остаться аутичными подростками больше нет. Есть три сценария: консолидация, поглощение или интеграция», – заявил директор направления «Молодые профессионалы» агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. При этом он считает, что вероятнее всего будет последний вариант, так как в ближайшие годы интернет-рынок будет расти уже не за счет социальных сетей, а за счет интеграции с реальной экономикой.

В то же время директор фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов полагает, что интернет уже стал «нашей повседневностью», где появляются большие группы людей, объединенных одним интересом, а это, в свою очередь, становится «новым окном возможностей» для бизнеса.

image-(3).jpg
 

«В ЭТОМ ЕГО ПРЕЛЕСТЬ: ВСЕ ЗНАЮТ, КУДА ИДУТ И ЧТО ДЕЛАЮТ»

Масштаб мероприятия действительно поражает. На RIW в течение трех дней проходят многочисленные дискуссии, обсуждения, конференции. Интерес к мероприятию также неоспорим, чего стоит только количество зарегистрированных участников. По словам организаторов, в этом году оно рекордное: около 15 тыс. человек, плюс еще около 430 докладчиков.

В первый день различные секции проходили в течение всего дня в 7 залах. Также отдельно был выделен презентационный холл, на входе постоянно толпились желающие хоть краем глаза увидеть и краем уха услышать выступающих. В этом зале представляли стартапы.

В чем особенность RIW? Директор координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что ежегодно в России проходят два значимых для этой индустрии мероприятия: РИФ и RIW. Впрочем, они оба важны для отрасли. «РИФ – весенний российский интернет-форум и RIW – это осенний интернет-форум. РИФ традиционно проходит на природе, а RIW – в Москве, как экспозиция. Соответственно, это два разных формата: если на первом все много говорят, то это мероприятие, на котором все ходят и смотрят, и рассматривают, и пробуют. Но они эквивалентны, с моей точки зрения, они важны», – пояснил он. Кроме того, Колесников добавил, что подобного рода форумы полезны для обмена опытом: «Всегда люди делятся идеями, воруют идеи – это нормально». Но что касается RIW, то в этом году, как отметил эксперт, формат мероприятия не изменился. «Это такой хороший устоявшийся формат, в этом его прелесть: все знают, куда идут и что делают», – добавил он.

image-(1).jpg
 

Помимо многочисленных дискуссий, есть и что посмотреть, а порой и потрогать. Параллельно с форумом проходит выставка «Интернет-2013», где различные компании представляют свою продукцию, разработки, софт и прочее…

Например, наверняка всем посетителям выставки бросился в глаза красно-желтый стенд компании 1С. На огромном фирменном знаке возвышалась скульптура а-ля рабочий и колхозница, которые, надо отметить, были под стать нынешнему молодому поколению: на вытянутой руке они держали «лайки» – руки с вытянутым вверх большим пальцем. Композиция как нельзя лучше отражала действительность, где правят не серп и молот, а «лайки». Руководитель отдела продвижения 1С Алексей Харитонов, беседуя с корреспондентом «БИЗНЕС Online», подчеркнул значимость присутствия именно в интернете как одном из важнейших каналов доступа. «Интернет сейчас – один из значимых каналов доступа к софту и способов использования софта. Нам важно, чтобы наши пользователи могли работать с любыми программами удобными им способами, в том числе через интернет, – рассказал он. – 1С в интернете помогает бухгалтерам и директорам развивать и совершенствовать свой бизнес и работу. Мы решили об этом более четко заявить».

Также был интересен стенд Mail.Ru Group. Большинство, наверное, привыкли ассоциировать их только с почтовым сервисом, однако компания развивается, предлагает новые продукты, в том числе и для бизнеса. Правда, новый проект, представленный Mail.ru, пока только вышел из стадии тестирования.

«Фактически он позволяет создавать почту уже для имеющегося у вас домена. Привычный сервис почты, фактически ничем не будет отличаться внешний вид обычных ящиков от ящиков в домене», – рассказал ведущий менеджер службы поддержки Mail.Ru Group Михаил Циберев. Также он добавил, что площадку на RIW компания, как и остальные, судя по всему, рассматривает как дополнительную рекламу. «Основное значение – реклама. Не все еще знают, что у нас такой продукт есть. Мы хотим привлекать уже другую аудиторию. Здесь уже другой рынок, другой уровень обслуживания, сервиса, ориентируемся на других людей», – объяснил Циберев.

image.jpg
 

ИНТЕРНЕТ БЕЗ ИНТЕРНЕТА

Также в зале, где проходила выставка, были представлены и стенды СМИ, например, «Российской газеты», «Ведомостей» и прочих. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отметила, что многие предлагали создание и продвижение сайтов, весьма актуальны «облачные» технологии. Однако были места и для досуга. Например, можно было освоить основы скалолазания, штурмуя специально установленную стену, посостязаться с красавцами-«качками» в интеллектуальном армрестлинге или просто усесться на скамейку блогера и писать, писать, писать, а также постить, постить фотографии. К слову, был и специальный хэштег #riw2013. Но, как ни странно, на интернет-форуме как раз было затруднительно попасть в этот самый интернет: к Wi-Fi нашему корреспонденту так и не удалось подключиться, да и, судя по разговорам, никому вообще. Связь 3G тоже работала с перебоями.

Очень занимательной и выделяющейся из всех показалась стойка с 3D-моделированием. На глазах посетителей китайский 3D-принтер (а об этом устройстве было много споров) печатал смоделированный заранее домик, а рядом стоял еще один принтер – только уже российского производства. По словам представителей компании, он в 2,5 раза быстрее печатает фигуры. «В основном, это макетное производство, создание макетов чего-либо, это инженерное дело, сувенирная продукция, игрушки», – пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» область применения 3D-моделирования генеральный директор 3dmateria Илья Казаков. И RIW специалисты компании также используют для поиска новых связей, контактов. «Это новые клиенты, понимание аудитории, потому что не всегда понимаешь аудиторию, если с ней не общаешься, а здесь тет-а-тет общение, это даже не звонки и не переписка», – добавил он.

Отдельного внимания заслуживает традиционный конкурс стартапов «Аллея инноваций». С первого взгляда, небольшие столики, минимум декора. Оказалось, что все 12 стоек были отданы финалистам конкурса, которых выбирали жюри и пользователи. Стоит отметить, что проекты разнообразные. Например, красочная Indigo Кids – планета обучающих игр на планшете. Планета поделена на локации: лес, море, горы… Ребенок, выполняя различные задания, с одной стороны, учится, а с другой – играет. Так и реализовывается принцип обучения через игру. Соседствует с волшебной планетой проект «Грузопоиск», который, как это видно из названия, предоставляет помощь участникам автомобильных грузоперевозок. Интересен также проект Plan4u, который предлагает малому и среднему бизнесу самостоятельно осуществлять финансово-экономическое планирование, а на его основе – принятие решений по прогнозированию и развитию бизнеса.

В ближайшее время читайте новые репортажи «БИЗНЕС Online» с RIW-2013.

Справка

Шестой по счету форум Russian Internet Week 2013 включает в себя многопотоковую трехдневную конференцию (общая программа и профессиональная программа – всего более 100 конференционных мероприятий), выставку «ИНТЕРНЕТ–2013». К участию в «Неделе российского интернета» приглашаются лидеры российского бизнеса, эксперты и специалисты по инфокоммуникациям и интернет-технологиям, сотрудники российских и зарубежных IT-компаний, государственные деятели, представители профильных министерств и ведомств, интернет-пользователи, представители СМИ. В работе конференции и выставки примут участие представители IT-компаний стран СНГ и дальнего зарубежья. По оценкам оргкомитета в «Неделе российского интернета» (RIW-2013) примут участие более 15 тыс. человек. Организаторы форума: «Ростелеком», координационный центр национального домена сети интернет, Российская ассоциация электронных коммуникаций, минкомвязи РФ.