ВОЙНА ОДНОГО... ДЛЯ ЧЕГО ОНА ВЕДЕТСЯ?

Последние несколько месяцев директор Института истории им. Марджани академии наук РТ (далее – Институт истории), вице-президент АН РТ Рафаиль Сибгатович Хакимов развернул настоящую информационную войну против научного сообщества республики. На войне как на войне: в ход идут любая ложь и фантазии.

Возьмем, к примеру, две последние публикации в газете «БИЗНЕС Online» и попробуем разобраться, где тут правда и где ложь (и необходимо подчеркнуть, что Р.С. Хакимов прекрасно осведомлен о положении дел и намеренно искажает факты!)

Начнем с малого. Юридический статус Института истории и центра перспективных экономических исследований АН РТ (ЦПЭИ АН РТ), Волжского НИИ углеводородного сырья (ВНИИУС). ОАО «ВНИИУС» не входит и никогда не входил в состав академии наук РТ (институт находится под научно-методическим руководством АН РТ), не финансировался и не финансируется из бюджета Республики Татарстан, в отличие от Института истории. ВНИИУС в любой момент вошел бы в состав АН РТ в статусе обособленного подразделения, если бы республика согласилась финансировать его разработки через бюджет.

Из 10 научных учреждений, в уставах которых академия наук РТ была определена учредителем, ЦПЭИ АН РТ был единственным подразделением, в уставных документах которого были обозначены два учредителя: академия наук РТ и кабинет министров РТ. Хотя Р.С. Хакимов пишет, что «мы учреждены указом президента и постановлением кабинета министров», и это соответствует действительности, в уставе Института истории учредителем указана академия наук РТ.

50140.jpg
Рафаэль Хакимов

«ОБ ОПТИМИЗАЦИИ 40 ИСТОРИКОВ»

Вторая ложь «об оптимизации 40 историков» удивляет еще больше. Если «под сокращенными» имеются в виду археологи, создающие свой институт в составе академии наук РТ, то да, этот процесс еще в 2010 году начался с инициативы самого Рафаиля Сибгатовича. До сих пор археология в качестве центра входила в состав Института истории, и здание Дома ученых, о состоянии которого пишет Р.С. Хакимов и зовет всех съездить и посмотреть, также с 2010 года находится в оперативном управлении Института истории. 32 штатные единицы археологов с нового 2014 года будут составлять основу Института археологии АН РТ. А если речь идет о тех вакансиях, которые имеются в новом штатном расписании института, то наличие их необходимо назвать другим словом.

О количестве работающих в аппарате АН РТ президент академии наук РТ говорил не раз. Для тех, кому сложно представить структуру АН РТ, дополнительно можно сообщить, что аппарат складывается не только из организаторов науки в «офисе», как было сказано в статье, в состав аппарата входят 7 академиков-секретарей и 7 ученых секретарей отделений академии наук РТ, это и весь состав издательства «Фэн», и библиотека академии наук РТ, и весь обслуживающий персонал. И «6,5 тысяч рублей» Р.С. Хакимов получает не как историк («чтобы не было иллюзий на счет того, как у нас высоко ценят историков»), а как вице-президент. Видимо, у вице-президента АН РТ изменилось мнение о тех непомерно высоких зарплатах в аппарате, о которых он раньше писал и говорил!

49645.jpg

ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ АКАДЕМИИ НАУК ТАТАРСТАНА

Теперь о главном, о той реорганизации, которую директор института хочет использовать для разрушения академии наук Татарстана.

Реорганизация началась не по желанию президента академии наук РТ или кого-либо другого. Она является результатом приведения учредительных и уставных документов академии наук РТ в соответствие с федеральным законом от 08.05.2010 года 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

После долгого обсуждения с органами власти Татарстана в 2011 году вопрос определения правового статуса академических институтов был вынесен на рассмотрение президиума академии наук РТ 1 декабря 2011 года (прот.№3) и 1 марта 2012 года (прот. №5), принято единогласное решение для сохранения и развития сложившихся научных школ и направлений оставить институты и центры в АН РТ, изменив их юридический статус (Р.С. Хакимов является членом президиума и проголосовал за). 1 марта 2012 года президиум АН РТ одобрил подготовленный проект устава, на заседании присутствовали все директора академических институтов, все они поддержали решение о реорганизации академических учреждений в форме присоединения к академии наук РТ.

20 июня 2012 года общее собрание АН РТ одобрило устав в новой редакции. Он утвержден постановлением КМ РТ от 2 октября 2012 года №818. По правовому статусу Института истории и Института информатики АН РТ 24 января 2013 года президиум АН РТ однозначно высказался за сохранение двух институтов в структуре академии наук РТ как обособленных структурных подразделений (прот. №6). 21 мая 2013 года вышло постановление кабинета министров Республики Татарстан №335 о реорганизации академии наук РТ в форме присоединения к ней научных подразделений. Ученый совет Института истории 26 июня 2013 года также рассмотрел новое положение о присоединении института в АН РТ в качестве обособленного структурного подразделения, оно было принято единогласно. 4 июля 2013 года утверждено президиумом АН РТ новое штатное расписание Института истории, подготовленное и подписанное директором.

БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ КАК ПЕРЕЧИСЛЯЛИСЬ, ТАК И БУДУТ ПЕРЕЧИСЛЯТЬСЯ!

Теперь о некоторых нюансах реорганизации. Р.С. Хакимов пишет: «Мы же хотим сохранить сегодняшний статус, прежнее название «Институт истории им. Марджани академии наук Республики Татарстан». В новой редакции устава академии наук РТ, утвержденного 2 октября 2012 года, название института звучит так же. Что касается «счетов», академические институты как бюджетные учреждения относятся к субсидиарной системе финансирования. Академия наук РТ была и остается бюджетным распределителем для своих институтов и центров. Бюджетные деньги в полном объеме как перечислялись на расчетные счета институтов и центров в департаменте казначейства министерства финансов Республики Татарстан, так и будут перечисляться!

С самого начала реорганизации академия наук РТ предусматривала передачу директорам обособленных структурных подразделений АН РТ всех полномочий по осуществлению функций по текущей деятельности соответствующего учреждения (в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ст. 55 ГК), в том числе по обеспечению деятельности аспирантуры и советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Необходимо отметить, что срок лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Институту истории им. Марджани АН РТ, истек еще в мае 2012 года и новый документ руководством института не был оформлен. В свою очередь аппаратом АН РТ уже подготовлены документы на получение лицензии сразу после регистрации ГНБУ «Академия наук РТ» в инспекции федеральной налоговой службы, они прошли экспертизу в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки РФ в Москве (это к тому, что «не поехали в Москву за лицензией»!). После завершения реорганизации академия наук РТ будет иметь бессрочную лицензию.

46361.jpg
Ахмет Мазгаров

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ УСТАВА АН РТ ПРЕДУСМОТРЕНА ВЫБОРНОСТЬ ДИРЕКТОРОВ

Еще об одном моменте. 22 октября 2013 года, отвечая на вопрос газеты «БИЗНЕС Online», Р.С. Хакимов заявляет: «Минусы объединения в окончании самостоятельности. Директор будет не выбираемый, а назначаемый только по контракту на один год». В то же время 25 октября 2013 года он обращается с письмом к президенту АН РТ А.М. Мазгарову (копия направлена и Р.Ф. Муратову) с просьбой организовать выборы директора в «соответствии с уставом АН РТ» (поскольку в новой редакции устава АН РТ предусмотрена выборность директоров)!

Конечно, обо всем можно развернуть дискуссию. Проблем, по которым необходимо услышать общественное мнение, предостаточно в сфере татароведения. Заканчивается подготовка 6-го тома «Татарской энциклопедии». Какова будет концепция переиздания? Вот уже 15 лет в Институте истории готовится «История татар» и до сих пор не завершена... Таких тем много.

Наука вообще любит обсуждать, дискутировать, и всем известно изречение о том, что истина рождается в споре. Но дискуссия должна быть конструктивной и направленнной не на разрушение уже существующего и приносящего результаты, а на совершенствование и развитие. Иначе возникает вопрос: а для чего нужна вся эта возня вокруг несуществующих проблем, таких как «сокращение 40 историков», «потеря счетов», «потеря лицензии», «назначаемость директоров» и многое другое?

Материал подготовлен пресс-центром академии наук РТ