«НА КУБКЕ МИРА НЕ БЫЛО ЯРКИХ КОМАНД»
— Многие шведские игроки и специалисты утверждают в своих интервью, что российский клубный хоккей с мячом сейчас сильнее скандинавского. Это подтверждает завершившийся недавно Кубок мира, где в полуфинал вышли четыре отечественные команды. Вы согласны с этим мнением?
— Если смотреть с точки зрения результата, то получается, что наши клубы действительно сильнее шведских, — говорит Янко. — Однако у меня другое мнение. Российским клубам не стоит предаваться фантазиям о собственной непобедимости. «Сандвикен», «Вилла», чемпион Швеции «Хаммарбю» — очень сильные команды.
— Тем не менее этот чемпион совершенно ничего не показал на турнире.
— Иногда случается, что неправильно спланированный календарь соревнований внутри страны сказывается негативно на игре клубов. Все шведские команды выглядели как-то не очень. Если бы одна или две — другое дело. Можно было бы указать на ошибки тренеров или что-то еще. Я вообще не считаю, что в этом году на Кубке мира хоть одна команда показала феерический хоккей. В 2010-м казанцы сыграли великолепно и завоевали трофей. Годом позже Кубок взял «Енисей» и тоже выглядел очень хорошо. Прошлой осенью «Зоркий» прекрасно сыграл. А в этом году я не могу сказать, что какая-то команда выступила ярко. Поэтому стоит отбросить иллюзии по поводу нашего выхода в финал Кубка мира.
— То есть это не казанцы сыграли сильно, а ваши соперники выступили слабо?
— Именно так. Может быть, подобное не очень приятно осознавать, зато это объективный факт. А профессия тренера и заключается в том, чтобы быть жестким реалистом. Но если учесть, что мы вышли в финал без трех ведущих игроков в составе, то наше выступление на Кубке мира можно расценивать как безусловный успех. Очень приятно видеть, насколько выросли игроки казанского «Динамо», стали настоящими хоккеистами, которые уважают свой труд и не хотят, чтобы их усилия просто ушли в песок. С такими ребятами можно делать очень серьезные дела. Но при сохранении того состава, что у нас есть, нам еще нужно как минимум четыре-пять человек для усиления.
— Есть ли возможность найти их сейчас?
— Думаю, вряд ли. Но и в таком составе соперники пусть еще попробуют нас обыграть! Понимаете, нам нельзя брать хоккеистов для галочки, лишь бы были. Не нужно разжижать состав команды, превращая ее в середнячка. Я лучше тогда мальчишек из Дербышек возьму. Пусть лучше будет 12 - 13 человек в составе, но каждый из них будет играть по принципу: если не я, то кто?
— А если команду снова настигнет эпидемия травм, то кто будет играть?
— Не беспокойтесь, будет кому. Конечно, от ушибов и переломов в хоккее с мячом никто не может быть застрахован. Все-таки это мужской, контактный вид спорта. Мы в этом сезоне уже почувствовали это на себе. Максим Пахомов только успел набрать форму, играл блестяще. И тут на предварительном этапе Кубка России защитник хабаровчан срубил его клюшкой, как топором. А судья даже свистка не дал! Хотя там даже по крику можно было понять, что произошло что-то серьезное.
«ЗРЕЛИЩНОСТЬ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ВО ГЛАВУ УГЛА»
— Вообще, если русский хоккей когда-нибудь развалится, то развалят его именно судьи, — считает Янко. — Если сейчас не изменить правила, то все закончится очень печально. У нас уже не три судьи в поле, а четыре! Зачем это нужно? Маразм какой-то! Во время матча одни трели судейских свистков звучат, а хоккея нет. Они даже разобраться не могут, кто из них главней, кто за что отвечает.
— И что же, по-вашему, нужно делать, чтобы выправить ситуацию?
— Да правила нужно менять в корне! Хоккей с мячом в первую очередь прельщает своей динамикой. Ни в одном другом виде спорта игроки и мяч не передвигаются по полю с такой скоростью. Ситуация меняется очень быстро, зрители видят множество голов. Значит, свистков и остановок должно быть минимум. Судьи должны быть незаметны, иначе кому будет интересен такой хоккей? А сейчас арбитры считают себя главными действующими лицами матча. И ведут себя соответствующе, как суперзвезды.
— Нужно уменьшать количество удалений?
— Конечно! Уже доходит до 100 - 150 штрафных минут за матч. За незначительные нарушения игроки сидят по 10 минут на морозе. Причем сидят целыми группами. Это дает судьям очень серьезный инструмент влияния на ход матча. Нужно четко прописать в правилах, за что удалять, а за что нет. Причем штрафовать только за самые серьезные нарушения. А из-за всяких мелочей не останавливать игру. Зрелищность нужно поставить во главу угла.
— Что сейчас мешает выходу из судейского тупика?
— Я назову вам организацию, которая этому препятствует. Она называется технический комитет. Сейчас там думают, что весь мир хоккея с мячом вращается вокруг них. Пока там не сядут профессиональные люди из современного хоккея, тренеры, специалисты, хоккеисты, которые только что закончили играть и сами прошли через нынешний произвол. Пока этого не произойдет, ничего не изменится. Нужно вырабатывать новые отношения между судейством и хоккеистами. А значит, и новые правила.
«У МЕНЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»
— Тренерский штаб казанской команды в нынешнем сезоне претерпел кардинальные изменения. Чем обусловлен такой выбор?
— Мне будут помогать Павел Франц и Дмитрий Щетинин. Франц, кроме работы в «Динамо», будет еще и одним из помощников тренеров сборной. Я считаю, что это очень хорошо для нашего клуба. Чем больше игроков и тренеров будет представлено в главной команде страны, тем лучше. Дима Щетинин — главный тренер молодежной сборной. Он очень талантливый человек и сможет стать очень хорошим тренером в будущем. Без талантливой молодежи нам не обойтись, и в перспективе он еще и этим вопросом будет заниматься. Ведь если мы будем думать только о сегодняшнем дне, то грош нам цена. Нужно смотреть с прицелом на будущее, видеть, что у нас будет через год или два, иначе вся работа впустую. В Казани для этого есть все условия.
— Павел Франц будет играющим тренером?
— Нет. Я понимаю, в нынешнем тяжелом положении команды он рвется на лед, но ему нужно учиться смотреть на ситуацию глазами тренера. И помогать хоккеистам грамотно выстроенной игрой, умной подсказкой, своевременными заменами и знанием предмета.
— Как вы работаете с молодыми тренерами? Используете видеозаписи матчей?
— Нет, я редко ими пользуюсь. Если надеяться на видео, то не будешь внимательно смотреть игру.
— А если нужно будет подопечным что-то показать?
— Я им и так все объясню. У меня фотографическая память, и я горжусь этим. Я же своими глазами смотрю каждый матч и потом могу воспроизвести любой эпизод. Вообще, когда я вижу, что какой-то тренер поворачивается спиной к полю, в этот момент он умирает для меня как специалист. Как ты потом будешь делать разбор игры, если ты не видел какой-то эпизод?
«МЕСТНЫХ ЗА УШИ ТАЩИТЬ НЕ БУДЕМ»
— Расскажите о тех новичках команды, которыми все-таки удалось усилиться в межсезонье.
— Ваня Щеглов почему-то оказался никому не нужным. Мы его взяли, и он стал незаменимым игроком для нашей команды. Вероятно, потому что я нашел ему удачное место. И человек поверил в себя. Сейчас без него трудно представить нашу команду. Да, так иногда бывает. Будем считать, что это наша маленькая победа на данном этапе. Здорово играет и Сергей Калинин. За два последних месяца он вырос до уровня кандидата в сборную страны. Молодцом выглядит Кирилл Петровский. Мы ему даже кличку дали — Краб. (Смеется).
— За что?
— За то, что при входе в штрафную он вообще мяч не отпускает, отобрать у него мяч просто невозможно. Настолько Кирилл дорожит им. В некоторых моментах на Кубке мира он просто блестяще сыграл.
— Довольны легионерами?
— Что касается Даниэля Валитало, то ему реклама не нужна. Это игрок сборной Швеции, хоть, конечно, и в возрасте. Но он очень большой мастер. Ханс Андерссон по технике, видению и пониманию игры — один из самых талантливых хоккеистов мира. Но тот темп, в котором он играет, не приемлем для нашей команды. Поэтому все будет зависеть от того, насколько он поймет разницу между российским чемпионатом и шведской Элитсерией. Нужно двигаться гораздо быстрее, ведь под него никто игру не будет подстраивать. Вот Сами Лаакконен адаптирован под наши скорости, а Андерссон пока нет. Посмотрим, как он справится.
— Казанских болельщиков очень радует прогресс местного воспитанника Дениса Артюшина. Пару лет назад он боролся за место в составе, а в этом сезоне регулярно забивал на Кубке мира.
— Весь прошлый сезон я пристально наблюдал за казанским «Динамо». И меня очень удивляло, что Артюшин перестал попадать в основу. Как может талантливый мальчишка, которых не так много в нашем хоккее, сидеть в запасе? Я на 100 процентов уверен, что этой зимой он поедет на чемпионат мира в Иркутск. Думаю, Казань будет гордиться своим воспитанником.
— Планируете еще местную молодежь привлекать?
— Конечно! Например, Михаил Угаров сейчас часто выходит в основе. Его отношение к тренировкам мне очень нравится. Еще с нами тренируется Азат Ахатов. Может, он пока не дотягивает до уровня команды мастеров, но уже очень здорово читает игру. При любых сочетаниях он всегда находит себе место. Умеет отдать пас, открыться. У него пока не хватает силенок играть с мужиками, но он не выпадает из общей картины. Это очень ценное качество, а все остальное придет с тренировками. Я не говорю, что мы должны тащить казанских ребят за уши. Ни в коем случае. Но зачем нам брать средних игроков со стороны, если можно свою молодежь подтягивать? Тем более что это привлекает болельщиков на трибуны.
ТРИБУНА ЗАМЕНИЛА РАЦИЮ
— Целый год вы жили и работали в Кирове. Какие впечатления?
— Прекрасные. Было интересно попробовать себя в новой роли спортивного директора. «Родина» перед этим оказалась на последнем месте, и руководители региона попросили меня помочь выбраться из сложившегося тупика.
— Как вы решали их проблемы?
— У меня были практически неограниченные полномочия. Иногда нужно было принимать очень жесткие решения, без которых никак нельзя. Пришлось даже выгнать четырех тренеров. Но я очень доволен прогрессом команды. В прошлом сезоне кировчане боролись за медали практически до последнего тура. Удалось вернуть болельщиков на трибуны, которые снова кричали: «Родина», ты у нас одна!»
— Команда популярна в городе?
— В Кирове хоккей с мячом — спорт номер один. Там все ассоциируется с «Родиной». И предыдущему руководителю команды нужно было обладать особым «талантом», чтобы довести ее до последнего места. Да еще при таком количестве местных хоккеистов и отличной работе спортивной школы. В Кирове на хоккей ходит много молодежи, даже девочки. Кричат, поддерживают команду.
— Вы ведь не руководили игроками непосредственно?
— Нет, я стоял на трибуне, а с тренерами связывался по рации. Болельщики специально приходили послушать наши переговоры и подкалывали меня: мол, на сектор с Янко нужно продавать билеты отдельно. Во время одного из матчей случился очень смешной эпизод. Шел ключевой промежуток встречи, «Родина» вела в счете, но могла и не выиграть. Я посчитал, что необходимо заменить одного из игроков, но у меня отказала рация. Замерзла, или батарейка села. А до поля метров 15. Я кричу тренеру, что нужна замена, а он не слышит. Слишком шумно. И вдруг вся трибуна начинает скандировать: «Меняй его!» Тренер понял и закивал мне. Было смешно.
— Руководство «Родины» осталось довольно вашей работой?
— Да, вполне. Я рад, что мне удалось заинтересовать русским хоккеем губернатора Кировской области Никиту Белых. Это очень умный и дальновидный руководитель. До этого ему подсовывали искаженную информацию о главной команде региона. Там явно недооценивали значение хоккея с мячом как политического инструмента.
УДАР ПО РЕПУТАЦИИ СПОРТИВНОЙ СТОЛИЦЫ
— Знаю, что вам в 2012 году не хотелось уезжать из Казани...
— Давайте не будем говорить на эту болезненную тему. Поиск виноватых в этой ситуации ни к чему хорошему не приведет. Нужно просто перевернуть страницу и двигаться дальше. Хотя мне очень жаль, что так вышло. За прошедший год в казанском хоккее с мячом было потеряно очень многое.
— Не опасаетесь, что история может снова повториться?
— Я оставлю этот вопрос без комментариев.
— Есть еще один не очень удобный вопрос. Что у команды со льдом? Где «Динамо-Казань» проведет первый домашний матч чемпионата?
— Этот вопрос не ко мне. Хотя тема очень серьезная, я бы даже сказал политическая. Складывается абсурдная ситуация: в городе два катка с искусственным льдом, и ни один из них не функционирует полноценно. Зимой лед и сам замерзнет, но он нужен уже сейчас. В том же Сандвикене рядом с «Йоранссон-Ареной» есть открытый искусственный каток, где во время Кубка мира играли молодежные команды и катались отдыхающие. И это при температуре воздуха плюс 15 градусов! Для российского глаза это выглядело шокирующее. Я тогда подумал, как же мы еще обыгрываем шведов? Ведь их инфраструктура на голову выше нашей.
— Рассматриваете вариант с проведением стартовых домашних встреч за пределами Казани?
— Я думаю, что если мы проведем первый домашний матч чемпионата в другом городе, это серьезно ударит по репутации Казани, как спортивной столицы России. Ведь Татарстан гордится своими спортивными сооружениями, а тут такой конфуз. Вроде бы привели стадион в Дербышках в порядок к Универсиаде, многое отремонтировали, но почему-то забыли, что на этом поле играют в хоккей с мячом. Почему сейчас при температуре плюс 4 мы тренируемся в закрытой коробке для хоккея с шайбой? Я даже скандинавским легионерам разрешил остаться в Швеции, чтобы они могли тренироваться на большом льду.
— На решающей стадии Кубка России вашей команде предстоит четвертьфинал с «Уральским трубником», а затем в случае удачного исхода полуфинал с московскими динамовцами. Как вы расцениваете ваши шансы в этой встрече?
— Это зависит от того, насколько успеют набрать форму наши травмированные игроки. Потому что в 13 человек обыграть москвичей будет крайне сложно. Максим Пахомов, Михаил Жданов и Максим Чермных почти месяц не вставали на коньки. А крутить велосипед — это не то же самое, что играть в хоккей.
— Вы видели нынешнее московское «Динамо» в действии. Это снова дрим-тим мирового бенди?
— В общем, да. Это команда, которую очень тяжело обыграть. Они в состоянии просто разорвать любой клуб, который встанет у них на пути. Причем для самих динамовцев это дело чести, ведь они игроки очень высокого уровня. Не дай Бог кому-нибудь попасть им под горячую руку. На Кубке мира иркутяне серьезно разозлили их, обыграв 2:1. После этого москвичи просто камня на камне не оставили от «Сандвикена», вице-чемпиона Швеции. На глазах у половины города они разгромили хозяев льда 9:1.
Кирилл Сахаров
Справка Владимир Владимирович Янко — заслуженный мастер спорта СССР (1973), заслуженный тренер СССР (1991). Родился18 января 1949 в Москве. Выступалза сборную Советского Союза в период с 1973 по 1979 год, стал в ее составе четырехкратным чемпионом мира. Всего за сборную СССР — 36 матчей, 4 забитых мяча. Тренерская карьера: «Строитель» (Сыктывкар), «Енисей» (Красноярск), «Водник» (Архангельск), «Вейтере» (Финляндия), «Водник» (Архангельск), «Зоркий» (Красногорск), «Динамо» (Москва), «Кузбасс» (Кемерово), «Динамо» (Казань), сборная России (1999 - 2002, 2005 - 2006, 2007 - 2009). Достижения в качестве тренера:чемпион СССР (1988, 1989), серебряный призер чемпионата Финляндии (1994), чемпионов России (1996 - 2000 , 2004 - 2007, 2011), обладатель Кубка России (1996, 2000, 2005, 2006), обладатель Кубка европейских чемпионов (2002, 2003, 2004, 2006), обладатель Кубка мира (2003, 2004, 2006, 2010), чемпион мира (1989, 1991, 1999, 2001, 2006, 2008). Янко — единственный тренер, который приводил к победам в чемпионатах страны четыре разные команды: «Енисей», «Водник», «Динамо» (Москва) и «Динамо» (Казань). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.