Сегодня в Казанской ратуше прошло заседание совета по вопросам интеллектуальной собственности

МАТВИЕНКО ПРЕДЛОЖИЛА ПОСМОТРЕТЬ НА ПРЯНИКИ, ГЖЕЛЬ И ИГРУШКИ КАК ИСТОЧНИКИ ДОХОДА...

Сегодня в Казанской ратуше председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подсказала регионам, где искать средства для повсеместно возрастающего дефицита бюджетов. Открывая заседание совета по вопросам интеллектуальной собственности, на которое собрались главы регионов, руководители вузов, представители министерств (всего около 100 участников), она призвала активнее развивать такое направление, как геобрендинг.

«Продвижение положительного имиджа каждого отдельного субъекта или города, развитие территориальных брендов, то, что сейчас называют геобрендингом, может стать важным источником пополнения региональных бюджетов», — заявила Матвиенко.

В качестве примера она напомнила ситуацию с регистрацией бренда «Вологодское масло». Благодаря усилиям Роспатента и администрации области данный бренд сегодня «очищен от примесей» и теперь ассоциируется с непосредственным производителем, что существенно повысило его привлекательность при экспорте на европейский рынок. Правда, она с сожалением констатировала, что этот пример скорее исключение, чем правило.

«Многие зарегистрированные наименования мест происхождения товаров, такие как «Жостово», «Федоскино», «Рязанские узоры», не имеют пользователей и не поддерживаются, — заявила Матвиенко. — В продвижении местных, локальных брендов у нашей страны огромные возможности. Ведь дятьковский хрусталь, гжель, дымковская игрушка, тульские пряники — это не просто товары, это знаменитые торговые марки, которые могут приносить регионам доходы не меньше, чем нефть и газ».

В итоге председатель Совета Федерации предложила ввести самостоятельный объект охраны — географическое указание.

Валентина Матвиенко
Валентина Матвиенко: «Регионы должны начать процесс безвозмездной передачи своих прав на результаты интеллектуальной деятельности хозяйствующим субъектам, которые готовы заняться их внедрением»

...А РЕГИОНАМ ПОСОВЕТОВАЛА ПОДЕЛИТЬСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ПРАВАМИ

Матвиенко также призвала регионы безвозмездно передать права на результаты интеллектуальной деятельности предпринимателям или другим хозяйствующим субъектам, которые готовы заняться их внедрением.

«Региональные бюджеты сегодня финансируют немало научных, исследовательских программ. В результате создаются изобретения, оформляются патенты, которые затем не используются, а пылятся на полках. На мой взгляд, регионы также должны начать процесс безвозмездной передачи своих прав на результаты интеллектуальной деятельности хозяйствующим субъектам, которые готовы заняться их внедрением», — заявила Матвиенко.

Она напомнила, что на федеральном уровне подобная инициатива реализуется с конца прошлого года. В России почти 75% расходов на научные исследования оплачиваются из федерального бюджета, тогда как в развитых странах наблюдается другая пропорция: доля госсредств составляет не более 25 - 30%, остальные деньги дают частные инвесторы. В результате в хозяйственном обороте находится менее 1% этой интеллектуальной собственности, а на Россию приходится не более чем 0,5% в общемировой торговле гражданской наукоемкой продукцией. При этом дефицита в изобретениях нет — есть проблема в их реализации. Государство плохо справляется с внедрением изобретений в жизнь, они просто «пылятся на полках», призналась Матвиенко.

Матвиенко напомнила о «беспрецедентном решении» правительства РФ в конце прошлого года, согласно которому госзаказчики будут безвозмездно отдавать исполнителям права на результаты интеллектуальной собственности. Обязательным условием при этом является реализация проекта и невозможность продать права за рубеж. Теперь к подобному она призвала и регионы.

«По сути, государство дарит частным собственникам свои права на результаты интеллектуальной деятельности. Фактически это означает начало масштабной приватизации интеллектуальной собственности», — заявила Матвиенко.

Отметим, что в Татарстане создана единая система госучета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. На сегодня в этой базе данных зарегистрировано 884 НИОКР, на которые выделено 974 млн. рублей из бюджета Татарстана.

Президент Татарстана Рустам Минниханов предложение Матвиенко поддержал, заявив, что в плане развития интеллектуальной собственности «должна быть вертикаль и центр ответственности», «все регионы должны быть интегрированы в эту систему».

Рустам Минниханов заявил, что в плане развития интеллектуальной собственности «должна быть вертикаль и центр ответственности»

В Татарстане финансирование республиканской программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в РТ на 2013 - 2020 годы» составит 498 млн. рублей. Из этой суммы 67% или 336 млн. рублей составят средства бюджета республики, остальные 161,5 млн. рублей — внебюджетные источники (впрочем, это все-таки программа, а не создание непосредственно интеллектуального продукта). Матвиенко назвала эту программу «первой региональной стратегией в области интеллектуальной собственности» и призвала остальные субъекты федерации принять подобные документы.

В прошлом году в Татарстане получено 722 патента на изобретения, по их количеству республика занимает четвертое место среди регионов РФ. По количеству используемых патентов на изобретения — 643 — РТ заняла пятое место. В прошлом году в обороте находилось чуть более тысячи объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, на предприятиях РТ подано 21 тыс. рацпредложений.

ИНОГДА ОНИ ИДЕАЛЬНЫ ТОЛЬКО В ТЕОРИИ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили озвученные в Казани предложения Матвиенко.

Ринат Халиуллин — коммерческий директор агентства интеллектуальной собственности «Таумарк»:

— Государственная интеллектуальная собственность — это далеко не всегда работающие проекты. Иногда они бывают идеальными в теории, а на практике показывают абсолютный ноль, мы не раз с этим сталкивались. Кроме того, в России существует ряд ноу-хау, которые могут осуществляться только в рамках крупных заводов или предприятий.

Первоочередной проблемой в сфере интеллектуальной собственности считаю отсутствие финансирования у ее владельцев. Матвиенко права: идеи есть, их много, но на их защиту и воплощение нет денег. То же государство повышает стоимость регистрации товарного знака, регистрацию патента. А хотелось бы наоборот — снижения. Роспатент предлагает систему скидок, но она довольно негибкая. Например, скидка может быть представлена только физическому лицу при условии, что в процессе создания интеллектуальной собственности он участвовал единолично. Думаю, что внедрение некой субсидиальной формы сделает воплощение идей более реальным.

Кроме того, что этот патент нужно защитить, еще нужно сделать так, чтобы конкуренты к нему, что называется, не подкопались. Наше законодательство несовершенно, и часто конкуренты его обходят.

Зуфар Хайрутдинов — татарстанский филиал Российского авторского общества:

— Это спорный вопрос — кому следует отдавать право на реализацию идеи. Всегда есть вероятность, что информация утечет за границу. Никто от этого не застрахован. Кроме того, можно купить и не внедрить. Все эти детали должны очень серьезно прорабатываться. Ведь, продав право, государственные собственники больше не смогут купить его обратно. Я считаю, что это невыгодно, поскольку вопрос очень тонкий, есть множество факторов: что изобретается, в каких масштабах. Каждый случай стоит рассматривать отдельно.

Очень хотелось бы, чтобы защита интеллектуальных прав реально работала. Как правило, правоохранительные органы относятся к преступлениям в этой сфере несерьезно, как к детской шалости. Следует ужесточить меры наказания за подобные преступления, таким образом, любой автор будет уже уверен, что в случае покушения на его собственность преступник будет наказан, а он сам защищен. Из-за незащищенности идеи очень часто уходят за границу, где к этой сфере детальности относятся гораздо серьезнее.

Артур Мустаев — председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП РТ:

— Если мы говорим о дымковской игрушке, то сразу идет ассоциация с Кировской областью, если о хохломе — с Нижегородской областью. В Нижнем Новгороде даже самолет, который выполнял межконтинентальный рейс из Европы в Америку, стилизован под хохлому. Если говорить о Казани или о Татарстане, то пока такой четкой ассоциации с каким-либо брендом у нашего региона нет. На мой взгляд, все шансы стать брендом Татарстана есть у Кукморских валенок. В Кукморском районе существует достаточно приличное войлочное производство. Даже несмотря на то что валенки, возможно, считаются немодной обувью, продукция этого производства представляет собой современные товары, молодежь покупает такие валенки. Особенно большим спросом пользуются валенки с орнаментом, с различными текстильными вариациями.

Я считаю, основная проблема отсутствия определенного бренда состоит в том, что нет точечной поддержки крупных предприятий народно-художественного промысла, мы не развиваем их бренды. Нет реестра предприятий народно-художественного промысла, которому мы должны выделять приоритетное преимущество. Получается так, что мелкие мастера находятся на одинаковом положении с крупными заводами. Это же неправильно. Параллельно с этим нужно развивать объемы производства этих фабрик. В качестве примера могу привести Алексеевскую фабрику художественного ткачества.

Руслан Сагдуллин – заместитель генерального директора компании «БАРС Груп»:

– Решение вопросов интеллектуальной собственности в пользу частных владельцев широко практикуется в сфере информационных технологий и служит одним из инструментов развития IT-отрасли. Сегодня реализуется множество проектов по созданию информационных систем и сервисов для государственных органов. Передавая компаниям-исполнителям права на разработки, выполненные в рамках этих проектов, государство стимулирует развитие рынка. При этом само государство ничего не теряет. Самые удачные и инновационные решения могут быть многократно тиражированы. Ведомства, на которых были впервые опробованы новые технологии, существенно повышают свои позиции в рейтингах и могут делиться опытом с другими. Регионы, в которых зарегистрированы IT-производители, увеличивают объемы экспорта и валового регионального продукта.