КАМАЗ продал с начала года на 10% меньше машин, чем в январе-сентябре 2012 года

РЫНОК КОММЕРЧЕСКИХ АВТО В КРУТОМ ПИКЕ

Сегодня ОАО «КАМАЗ» представило отчетность за третий квартал 2013 года. Согласно документу, совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т по итогам 9 месяцев 2013 года составил 57,3 тыс. штук, что на 33,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Сказались, по мнению аналитиков автогиганта, снижение инвестиций в основной капитал, динамика работ по виду деятельности «Строительство», ослабление деловой активности, снижение спроса на товары инвестиционного назначения. Кроме того, были распроданы значительные объемы запасов автотехники, накопленные к концу 2012 года, в особенности распродажа запасов автотехники импортного производства. На уменьшение рынка повлиял также переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса Евро-4.

На этом фоне ОАО «КАМАЗ» на российском рынке показало, в общем-то, неплохой результат, реализовав 26,6 тыс. грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 10,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. В том числе грузовиков полной массой 14 - 40 т (в том числе сборочные комплекты) было продано 26,1 тыс. штук, среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 т — 482 штуки.

По итогам 9 месяцев доля челнинского предприятия на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т составила 45,6% (за аналогичный период 2012 года она составляла 33,8%). Получаем абсолютное лидерство, доля челнинского предприятия больше, чем у всех иностранных производителей вместе взятых. Таким образом, КАМАЗ в кризисный период вне конкуренции за счет более низких цен, дешевого обслуживания и, конечно, госзаказа. Однако в денежном выражении все выглядит не так радужно. Напомним, что КАМАЗ за третий квартал текущего года потерял 6% от выручки (она составила 77,2 млрд. рублей) и 23,4% чистой прибыли (2,5 млрд. рублей).

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2013 года составил 5,2 тыс. единиц, что на 44% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Доля КАМАЗа на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2013 года составила 9,2% (доля за аналогичный период 2012 года составляла 6,7%).

«Учитывая современные реалии, тот факт, что у нас снизились продажи на 10,6 процента, но при этом ОАО получило прибыль в 2,5 миллиарда рублей — это, конечно, хороший показатель», — отметил газете «БИЗНЕС Online» Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ».

Согласно ежеквартальному отчету, челнинское предприятие позаботилось об усилении одного из своих главных преимуществ — доступности обслуживания — и развило дилерскую сеть. Увеличилась дилерская сеть: по состоянию на 1 октября 2013 года она насчитывала 208 субъектов, что на 10 единиц больше, чем на 1 октября прошлого года. Авторизованная сервисная сеть выросла на 6 субъектов — до 195.

По итогам 9 месяцев 2013 года с учетом оперативных данных за сентябрь объем реализации запасных частей производства ОАО «КАМАЗ» на российском рынке по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшился на 1,9%.

РАСШИРЕННАЯ ГАРАНТИЯ НЕ ПОМОГЛА ЭКСПОРТУ В УКРАИНУ

В третьем квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт автомобилей и сборочных комплектов деталей (СКД) снизился на 40% до 885 автомобилей и СКД (в третьем квартале 2012 года было экспортировано 1476 автомобилей и СКД). Если говорить о географии поставок, то в страны СНГ было поставлено 383 автомобиля и 411 единиц СКД, в страны дальнего зарубежья — 89 автомобилей и 2 единицы СКД. В целом экспорт снизился на 8,5%: с 4941 единицы за 9 месяцев 2012 года до 4523 единиц за 9 месяцев текущего года.

В третьем квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,3% снизились объемы экспорта продукции ОАО «КАМАЗ» в Казахстан (третий квартал 2012 года — 813 единиц, третий квартал 2013 года — 477 единиц). Интересно, что по итогам 9 месяцев наблюдается, напротив, рост на 10,1%: с 2698 единиц до 2971 единицы за счет ударного второго квартала.

Снижение объемов поставок было обусловлено ввозом в Казахстан 1844 единиц автомобилей в период с мая по 1 июля 2013 года (в преддверии ввода в Казахстане экологических норм Евро-4 с 1 июля 2013 года). Соответственно, в третьем квартале 2013 года на рынке Казахстана велась продажа автомобилей класса Евро-3, ввезенных во втором квартале.

Гораздо хуже дела обстоят на другом приоритетном направлении. В отчетном квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 33,7% объемы экспорта продукции в Украину (третий квартал 2012 года — 199 единиц, третий квартал 2013 года — 132 единицы). По итогам 9 месяцев более глубокое снижение: на 42,7%, с 637 единиц до 365 единиц.

«К сожалению, сейчас рынок Украины в еще более тяжелом состоянии, чем российский. Поэтому ждать там каких-то особых успехов не приходится. Тем не менее мы там занимаем порядка 30 процентов рынка в своем сегменте и являемся лидерами. Своих позиций мы уступать не намерены. В Казахстане мы тоже лидеры, рынок этой страны сейчас является наиболее стабильным», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

В третьем квартале 2013 года торговой компанией «КАМАЗ» в Украине предпринят ряд мер для удержания позиций ОАО «КАМАЗ» на рынке. В частности, осуществлены крупные поставки автотехники КАМАЗа. Завершается работа по разработке и внедрению лизинговых программ на автотехнику КАМАЗа в Украине совместно с украинскими лизинговыми компаниями. Запущена программа развития Хмельницкого автоцентра по продажам оригинальных запчастей КАМАЗа с целью вытеснения товаров-заменителей и наполнения рынка оригинальными запчастями КАМАЗа. Даже увеличена гарантия на автотехнику КАМАЗа в Украине до двух лет, и запущена акция по бесплатному ТО-1 для самосвалов. КАМАЗ в Украине запустил масштабную рекламную кампанию. Эффект от всего комплекса мероприятий мы сможем оценить не ранее первого квартала 2014 года.

На долю стран дальнего зарубежья в третьем квартале 2013 года пришлось лишь 10,3% (91 единица автотехники и СКД). Для сравнения: по итогам третьего квартала 2012 года этот показатель составлял 12,7% (188 единиц). Среди стран дальнего зарубежья можно выделить Вьетнам, куда было поставлено 40 единиц автотехники КАМАЗа. В Иране назначен новый дилер ОАО «КАМАЗ» по продаже автомобилей и запасных частей — компания Iran Automobile Co. (Тегеран).

Одним словом, в условиях падения рынка КАМАЗ снова предпринимает попытку играть по тем правилам, которые помогли ему пережить кризис: более низкие цены, разветвленная сервисная сеть и активная работа с госзаказчиками.

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— Третий квартал 2013 года оказался для КАМАЗа хуже аналогичного периода за прошлый год. Впрочем, компания сильно зависит от общей ситуации на рынке, снижения деловой активности в Российской экономике, в частности, сокращения строительного сектора. По итогам 9 месяцев объем рынка упал на 33 процента, что очень много. При этом объем продаж КАМАЗа снизился только на 10 процентов, что говорит о наличии стабильного спроса на продукцию компании. Это же помогло увеличить долю на рынке: с 33,5 процента до 45,6 процента. Последнее обстоятельство должно порадовать инвесторов и руководство завода.

Поставки КАМАЗа в Украину упали на 33,7 процента, в Казахстан — на 41,3 процента. В штуках ситуация лучше в Казахстане: 477 против 132 на Украине. Отметим, что общий объем поставленных на экспорт готовых автомобилей и комплектов для сборки составил 472 штуки, то есть на Казахстан пришлась половина всего экспорта КАМАЗа. Возможно, что свою лепту в удержании достаточно высоких объемов продаж внес и Таможенный союз

Существенной проблемой является конкуренция с китайскими производителями, в том числе производителями запчастей. В Украине с этим несколько попроще, хотя там существуют иные <отягчающие обстоятельства>, в частности, введенный с сентября утилизационный сбор в размере 14470 гривен, хотя он еще, возможно, не оказал решающего действия на продажи.

Я не склонен считать, что у КАМАЗа ситуация в Казахстане лучше, чем в Украине. Хотя действительно, украинский рынок в этом году получил больше внимания со стороны предприятия, однако в Казахстане аналогичные мероприятия были проведены ранее и уже начали действовать.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Результаты компании можно в целом оценить как хорошие. Действительно есть определенное снижение, но оно объясняется стагнацией в экономике, частичным ухудшением экономической конъюнктуры, в частности, снижением спроса на автомобили. Компания запускает в производство новые модели, не уменьшает объемы НИОКР, что свидетельствует о том, что компания уверена в своем будущем и не намерена снижать свою долю на рынке. Причем активная экспортная политика позволяет компании оставаться ведущим автопроизводителем не только на российском, но и на мировом рынке. Такая диверсификация, как по моделям, так и в географическом плане, укрепляет положение компании на рынке, делает ее более устойчивой к возможным экономическим потрясениям.
Нет никаких сомнений, что выбранная стратегия развития компании верная. Необходимо продолжать ее реализовывать дальше. Это относится и к экспортной политике компании, ставящей своей целью расширение присутствия продукции КАМАЗа в мире. То, что успех на некоторых рынках дался большей ценой, чем на других, объясняется лишь более высоким уровнем развития этих рынков. Но это совершенно не означает, что компания должна оттуда уходить. Напротив, компания должна там активизировать свою деятельность, чтобы не только сохранить, но и увеличить свою долю. Но стоит уделять внимание и развивающимся рынкам, ведь они формируются, и там скоро появятся другие производители, конкуренция вырастет, и чтобы КАМАЗ оставался там лидером в будущем, нужно прилагать определенные усилия, нельзя уменьшать там активность, почивать на лаврах. Абсолютно все рынки, на которых работает компания, требуют постоянного внимания, да это непросто, но такая политика принесет богатые плоды в будущем.

Александр Еремцов — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:

- Думаю, что на самом деле прибыль в 2,5 миллиарда по итогам 9 месяцев работы — это все-таки победа такая, относительная. Насколько я понимаю, КАМАЗ так и не достиг того уровня, который был запланирован изначально. То есть падение какое-то все-таки произошло. Но в целом результат, конечно, на фоне остальных автопроизводителей, неплохой. Хотя, фактическая картина насколько я могу судить об этом, не такая уж радужная, как об этом КАМАЗ может заявлять. Трудности, они общие, они не могут подразделяться, вот у всех они есть, а у КАМАЗа все намного лучше. Но кризисные ситуации всегда были на руку КАМАЗу. У автопроизводителя из Набережных Челнов продукция, относительно его конкурентов, всегда была более доступная. И когда потребители начинают более-менее считать деньги, то обращаются, как правило, именно к продукции КАМАЗа. Это первый фактор, скорее всего, повлиявший на то, что доля рынка у КАМАЗа выросла. Но в случае стабилизации экономической ситуации потребители вновь будут смотреть и задумываться о приобретении зарубежной, более дорогостоящей техники. А сейчас, когда ситуация говорит о том, что возможен серьезный кризис, все просто экономят деньги.

Во-вторых, КАМАЗ при незначительном увеличении стоимости своей продукции стремится к улучшению его качества, применяя компоненты зарубежных производителей. И машина действительно становится стабильнее в работе. Это факт. «КАМАЗ», который был пять лет назад, и тот, который выпускается сейчас, — это уже немного другой «КАМАЗ».

Не исключаю, что стала сказываться и правильная рекламная политика автогиганта. В последнее время автопроизводитель стал вести себя более активно в этом плане.